Определение №К17/2-10 Определение об отложении и продлении дела от 22 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении и продлении срока рассмотрения дела № К 17/2 -10

 

15.04.2017 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

  • Д.А.

- заместитель руководителя - начальника отдела

контроля за монополистической деятельностью

 

Члены комиссии:

 

 

Иванова Л.В.

- заместитель начальника отдела контроля

за монополистической деятельностью;

 

Новоселова М.А.

- главный специалист-эксперт отдела контроля

за монополистической деятельностью,

 

в присутствии представителя Ответчика (доверенность №73 от 03.08.2016) и в отсутствии, представителя Заявителя (извещен надлежащим образом), рассмотрев дело №К17/2 -10, возбуждённое по признакам нарушения АО «Аэропорт «Рощино» части 1 статьи 10 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:

 

Ответчиком представлены письменные пояснения к информации, запрошенной определением об отложении дела.

АО «Аэропорт «Рощино» имеет в своём составе цех бортового питания, расположенный на территории аэропорта. Ответчиком заключено 29 договоров на обеспечение бортовым питанием. Выручка предприятия от оказания услуг БП за 2016 год составила 92,6 млн. руб. (без НДС). Таким образом, АО «Аэропорт «Рощино» является участником товарного рынка поставки бортового питания в аэропорту г.Тюмени и потенциальным конкурентом ООО «Сила Вкуса».

Ответчиком, а также Заявителем и АК «Сибирь» (по запросу информации) представлена переписка, касающаяся проведения авиакомпанией «Сибирь» конкурсной процедуры по отбору поставщика БП для рейсов по направлению Тюмень-Москва.

Полученная Комиссией информация позволяет установить следующие факты и хронологию событий.

  • В июне 2015 года Аэропорт «Рощино» обратился к АК «Сибирь» с предложением о расширении сферы обслуживания авиакомпании и предложением наладить сотрудничество в области предоставления услуг по бортовому питанию, обращая внимание авиакомпании на предоставленные ей скидки, на основные услуги по обслуживанию ВС в аэропорту «Рощино» (подтверждается письмом №1861/А-13 от 29.07.2015).
  • В сентябре 2015 года Аэропорт опять обратилось к Авиакомпании с предложением о предоставлении услуги по обеспечению бортовым питанием рейсов из Тюмени в Москву (письмо №1861/А-13 от 29.09.2015).
  • ПАО Авиакомпания «Сибирь» ответила (письмо №10-с-2014-15-5549 от 14.10.2015), что, рассмотрев предложение Аэропорта, вынуждена от него отказаться ввиду его нецелесообразности и наличия действующих в осенне-зимний период 2015-2016 года договорных отношений с ООО «Сила Вкуса».
  • В ноябре 2016 года Аэропорт направило в адрес ООО «Сила вкуса» уведомление об отказе в пролонгации договора №964 и прекращении с 1 января 2017 года оказания услуг по досмотру БП и предоставления спецавтотранспорта (письмо от 29.11.2016 №2296/А-13)
  • В декабре 2016 года (08.12.2016) Авиакомпания «Сибирь» объявила о проведении закупочной процедуры на поставку бортового питания в аэропорту «Рощино» и направила документацию по закупочной процедуре по отбору поставщика БП для авиакомпании по направлению Тюмень-Домодедово в адрес ООО «Сила Вкуса» (10.12.2016) и Аэропорта (13.12.2016). Подведение итогов было запланировано на конец января.

Срок подачи заявок на участие в конкурсной процедуре, согласно представленной переписке, был установлен с 15.12.2016 по 12.01.2017. Документация для участи в конкурсной процедуре, была направлена Аэропортом 28.12.2016, 09.01.2017, 10.01.2017 (указано в письме Аэропорта № 374/А-13, направленного в адрес АК «Сибирь 19.01.2017).

  • В декабре 2016 года (после того как ООО «Сила Вкуса» сообщило Авиакомпании «Сибирь» о намерении Аэропорта прекратить с января 2017 года проведение досмотра бортового питания) Авиакомпания обратилась к Аэропорту с просьбой сохранить действующую схему загрузки бортового питания до подведения итогов закупочной процедуры (письмо от 23.12.2016 №10-с-204-16-8703).
  • После чего АП «Рощино» уведомило ООО «Сила вкуса», что, по просьбе АК «Сибирь», продлевает срок действия договора №964 от 15.01.2016 до момента определения победителя торгов и заключения договора поставки бортового питания, но не позднее 31.01.2017 (письмо от 30.12.2016 №2482).
  • 31.01.2017 конкурсная процедура завершилась - победителем признано ООО «Сила Вкуса».
  • В марте 2017 (03.03.2017) Аэропорт получил от Авиакомпании «Сибирь» письмо, направленное в ответ на обращение Аэропорта №341/А-13 от 27.02.2017 (в материалы не представлено), в котором Авиакомпанией было указано, что по направлению Тюмень-Домодедово итоги закупочной процедуры подведены в январе 2017 года. Поскольку договорные отношения заключаются на основании результатов закупочных процедур, загрузку бортового питания на рейсы осуществляет ООО «Сила Вкуса» (исх.№10-С-204-17-1331 от 03.03.2017).
  • После чего, 17 марта 2017 Аэропорт направил Заявителю по электронной почте уведомление (письмо №520/А-13) о прекращении оказания услуг досмотра бортового питания по месту нахождения цеха бортпитания «Сила вкуса», с 18.03.2017.

Ответчик, при этом не поставил ООО «Сила вкуса» в известность, каким образом, начиная с указанной в письме даты, будет проводиться процедура досмотра бортового питания и его доставка на ВС Авиакомпании «Сибирь». В результате указанных действий, Ответчиком была создана нештатная ситуация, которая могла привести к срыву поставки БП на рейс авиакомпании «Сибирь» на следующий, после получения уведомления, день.

Ответчик представил Комиссии Технологию производства предполётного досмотра бортового питания в аэропорту «Рощино» (далее – Технология), которая была утверждена в 2013 году. Представленный документ предусматривает технологию проведения досмотра в цехах БП авиакомпаний, которые находятся в здании аэровокзала (АТК «Ямал» и АК «ЮТэйр»), т.е. является устаревшим в части местонахождения цехов БП и их владельцев. Таким образом, организованная Ответчиком процедура досмотра БП в цехе «ООО «Сила Вкуса» не соответствует Технологии производства предполётного досмотра БП в аэропорту «Рощино».

По вопросу обеспечения охраны цеха бортового питания Заявителя, Ответчик сообщил Комиссии (в своих письменных пояснениях), что какие-либо требования по оснащению пункта досмотра ООО «Сила Вкус» не предъявлялись. Заявитель оснастил свой пункт досмотра необходимыми техническими средствами в соответствии с приказом Минтранса №142.

Ссылаясь на п. 20 Приказа Минтранса №142, Ответчик считает, что цех бортового питания должен находиться в контролируемой зоне аэропорта под постоянной охраной. Таким образом, цех БП ООО Сила Вкуса», поскольку расположен за границами КЗА, под охраной САБ Аэропорта не находится.

Из материалов дела следует, что договорные отношения между Ответчиком и Заявителем, относительно проведения досмотра бортового питания в цехе ООО «Сила вкуса», действуют с 2014 года, т.е. в течение трёх лет. При этом, как следует из имеющейся переписки, Ответчик в течение указанного периода фактически совершал действия, направленные на обеспечение охраны цеха БП ООО «Сила Вкуса». Цех ООО «Сила Вкуса», по договорённости с Аэропортом, оборудован «тревожной кнопкой» и видеокамерами, выведенными на единый ПЦН САБ аэропорта.

При этом, заключив договор с ООО «Сила Вкуса» с целью проведения досмотра бортового питания по месту его изготовления и комплектования, расположенного за границами КЗА, Ответчик тем самым организовал процедуру проведения досмотра БП, доставляемого на ВС авиакомпании «Сибирь».

Организация проведения досмотра , согласно п.14 Приказа Минтранса №104, возлагается на администрацию аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).

Нормативно-правовая база, регулирующая обязанности аэропорта по обеспечению авиационной безопасности, к которой относится и проведение досмотра бортового питания, доставляемого на воздушные суда, в период действия договора между заявителем и Ответчиком, не изменялась.

Как следует из материалов дела, применяемая Ответчиком технология проведения досмотра БП в цехе Заявителя, была организована Ответчиком в 2014 году и действовала до того момента, пока у Ответчика, не появилось намерение стать поставщиком бортового питания для АК «Сибирь по направлению «Тюмень-Москва.

Из документов, содержащихся в материалах дела, следует, что отказ Ответчика в проведение досмотра бортового питания в цехе «ООО Сила Вкуса», мог быть обусловлен желанием Ответчика устранить ООО «Сила вкуса» с рынка поставки бортового питания.

По факту бесплатного выезда сотрудника САБ Аэропорта на принадлежащий АК «Ямал» пункт досмотра БП, и оборудования пункта досмотра авиакомпании интроскопом, который принадлежит Аэропорту, Ответчиком представлены пояснения, которые заключаются в том, что авиакомпания является эксплуатантом и с ней заключён договор наземного обслуживания, по которому аэропорт обеспечивает авиационную безопасность. Поскольку АК АТК «Ямал» является плательщиком авиационного сбора за обеспечение авиационной безопасности, плата за выезд сотрудника САБ для проведения досмотра в цех бортового питания Авиакомпании «Ямал» не взимается.

Ответчик считает, что взимание платы с ООО «Сила Вкуса» за проведение досмотра является законным, несмотря на то, что Авиакомпания «Сибирь» также является плательщиком авиационного сбора за авиационную безопасность, в состав которой входит проведение предполётного досмотра бортового питания, доставляемого на ВС авиакомпании.

Плата с ООО «Сила Вкуса» взимается, поскольку оно не является оператором по выполнению отдельного вида аэропортовой деятельности, не имеет соответствующего сертификата, не заключало договор на право доступа к объектам инфраструктуры аэропорта.

Ответчик объясняет свои действия по отказу производить досмотр бортового питания в цехе ООО «Сила Вкуса» необходимостью соблюдения законодательства, в т.ч. требований ФАП-142, приказа Минтранса №104 и разработанной Технологией. Позиция Ответчика заключается в том, что отказ в проведении досмотра в цехе БП ООО «Сила Вкуса» обусловлен тем, что досмотр БП должен проводиться в месте его комплектования, а цех бортпитания должен находиться в контролируемой зоне под постоянной охраной.

При этом в период действия договора, уведомления в адрес ООО «Сила Вкуса» или Авиакомпании «Сибирь» об изменении проведения процедуры досмотра с целью приведения её в соответствие с требованиями законодательства Ответчиком не направлялись.

Заявитель пояснил Комиссии, что в настоящее время досмотр бортового питания, изготовляемого Заявителем, проводится Ответчиком по причине недопущения срыва рейсов ПАО «Авиакомпания «Сибирь», т.к. Аэропорт не заинтересован в задержках и в отмене рейсов по его вине. Ответчик понимает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, т.к. является субъектом естественной монополии.

Досмотр бортового питания для АК «Сибирь» осуществляется в ЦБП АО Аэропорт «Рощино». Ответчик пояснил, что Заявитель своими силами доставляет до пункта досмотра находящегося в ЦБП Аэропорта в контролируемой зоне. После досмотра бортовые запасы грузятся в автолифт и доставляется до воздушного судна и передаётся бортпроводникам.

Ответчик утверждает, что пропуска всегда выдавались работникам Заявителя и выдаются в настоящее время.

 

На запрошенные определением Комиссии сведения ООО «Сила вкуса» (далее также – Заявитель) письменно представило сведения, указывающие на создание Ответчиком препятствий доступа на рынок поставки бортового питания в период с января 2017 года по настоящий момент.

Заявитель сообщил Комиссии (в письме от 10.05.2017 №49) что, направив 18.03.2017 в конце последнего рабочего дня недели на электронный адрес Заявителя уведомление о прекращении с 19.03.2017 проведения досмотра бортового питания доставляемого на воздушные суда АК «Сибирь», АО «Аэропорт Рощино» создал критическую ситуацию при отправлении рейса №202 Тюмень-Москва. Только при содействии представителей авиакомпании экспедиторам ООО «Сила вкуса» удалось вручную (без спецавтотранспорта) пройти предполётный досмотр и доставить питание на воздушное судно.

По настоящее время Ответчиком не выдаются пропуска на легковой автофургон, не проводится обучение экспедиторов на вождение спецавтотранспорта по территории аэродрома для приобретённого автолифта.

В подтверждение Заявителем приложены письменные обращения в адрес Ответчика, в 2017 году:

  • письмо №12 от 14.02.2017 с просьбой о перевыпуске временных пропусков сотрудникам;
  • письмо №25 от 14.03.2017 с просьбой заключения временного договора на оказание транспортных услуг для доставки бортового питания до воздушного судна (до начала эксплуатации собственного автолифта);
  • письмо №32 от 19.03.2017 (после сообщения об отказе в проведении досмотра в цехе БП Заявителя) с просьбой сообщить новую технологию предполетного досмотра бортового питания и БКО для последующей доставки на ВС АК «Сибирь»;
  • письмо № 28 от 20.04.2017 с просьбой выдать временный пропуск на служебный автофургон и двум водителям;
  • письмо №32 от 03.05.2017 с просьбой проведения обучение водителей спецавтотранспорта (экспедиторов) ООО «Сила вкуса» и выдачи пропуска на машину для проезда в контролируемую зону аэропорта.

 

С целью получения дополнительных доказательств для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, Комиссией принято решение об отложении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 45, частями 1, 5 статьи 47, Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

  1. Отложить рассмотрение дела № К17/2-10.
  2. Продлить срок рассмотрения дела № К 17/2-10 до 15.09.2017.
  3. Назначить дело № К17/2-10 к рассмотрению на 20 июня 2017 в 14.00 часов по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.
  4. Ответчику - АО «Аэропорт Рощино» в соответствии со ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 13 июня 2017 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
  1. Письменные пояснения по приведённым Заявителем доводам, в том числе пояснения относительно не выдачи сотрудникам ООО «Сила Вкуса» временных пропусков на длительный срок (на год) и создание препятствий в виде необходимости оформления разовых пропусков для доступа на территорию аэропорта для доставки бортового питания на воздушные суда АК «Сибирь»;
  2. Доказательства рассмотрения обращений (перечисленные выше письма), направленных Заявителем с приложением копии ответов Заявителю и иных доказательств, например подтверждение выдачи Заявителю временных пропусков на длительный срок и др.;
  3. Копию письма исх.№341/А-13 от 27.02.2017, направленного в адрес Авиакомпании «Сибирь»;
  4. Информация, относительно наличия в цехе БП «Сила Вкуса» «тревожной кнопки» и видеокамер, выведенных на ПЦН САБ Аэропорта, в т.ч. информацию с какого периода установлены, кто инициировал установку, кто обслуживал оборудование;
  5. Доказательства доведения до ООО «Сила Вкуса» информации о применяемой в настоящее время технологии проведения досмотра БП, доставляемого до ВС АК «Сибирь»;
  6. Доказательства направления Заявителю и (или) Авиакомпании «Сибирь» в период с 2014 по 2017 год уведомления, что действующая схема проведения досмотра бортового питания требует изменения, ввиду несоответствия действующему законодательству;
  7. Чистая прибыль, полученная АО «Аэропорт «Рощино», от осуществления деятельности по оказанию услуг поставки бортового питания за 2015 и за 2016 год;
  8. Иные документы (пояснения), по усмотрению Заявителя, имеющие отношения к предмету рассматриваемого дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны