Решение №К17/2-17 Решение по делу № К17/2-17 от 30 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                              тел. 503-155

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К17/2-17

 

Резолютивная часть объявлена 20.10.2017

Решение в полном объеме изготовлено 30.10.2017                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

-

заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

члены комиссии:

-

начальник отдела контроля  органов власти,     

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К17/2-17 по признакам нарушения А. ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в совершении действий выразившихся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах, в присутствии представителя ответчика – А. **** (доверенность № 83 от 19.10.2017), в отсутствие заинтересованного лица ООО «У», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Тюменского УФАС России (далее – Управление) при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Тюменского УФАС России от 13.06.2017 № 59) явились результаты проверки, при проведении которой были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства А., выразившиеся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, и в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах.

В ходе анализа материалов дела № К17/2-17 было установлено, что А. при проведении открытых конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. муниципального района в конкурсной документации Заказчиком были установлены излишние необоснованные требования об обязательном наличии у участника закупки основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 13.06.2017 № 59 в отношении А. было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснив следующее.

В техническом задании конкурсной документации не указано требование о том, что резервные транспортные средства должны быть разные на все маршруты, поэтому одно транспортное средство является резервным на каждый маршрут в одном лоте. А также на маршрутах № 105 и № 107 задействовано одно транспортное средство, так как рейсы по ним осуществляются в разные дни, и в один день два маршрута между собой не пересекаются.

Также представитель А. пояснила, что при установлении требований наличия резервных транспортных средств в количестве 4 единиц в конкурсной документации специалистом была допущена опечатка, так как по факту такого количества резервного транспорта не требуется. Но так как на участие в конкурсах поступили заявки только от единственного участника ООО «У», то комиссией было принято решение допустить к участию в конкурсах заявки ООО «У» и признать победителем единственного участника конкурсов - ООО «У».

 

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении открытого конкурса № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. муниципального района было установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом:

по открытому конкурсу № К-01/15 временной интервал настоящего исследования определен с 27.01.2015 (дата размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте А.) по 23.03.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры).

По открытому конкурсу № К-02/15 временной интервал настоящего исследования определен с 31.10.2015 (дата размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте А.) по 21.12.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры).

2. Предметом закупки открытых конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 является оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. муниципального района.

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: Общество с ограниченной ответственностью «У» (626170, Тюменская область, У.район, с У., ул. Л., 77).

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения Ответчика, установила  следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального  закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

А. является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенной Уставом района полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Тюменской области.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям А., как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления У. района, отнесен вопрос о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Постановлением А. от 08.12.2014 № 226 утверждено «Положение о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. муниципального района».

Конкурсная документация подготовлена Заказчиком в соответствии с Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», Гражданским кодексом Российской Федерации, приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 319-п «Об утверждении порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении», постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 № 271-п «О методике формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов», приказом главного управления строительства Тюменской области от 30.10.2012  № 776-од «Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам», Постановлением А. от 08.12.2014 № 226 «Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. муниципального района», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, У. муниципального района.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, что извещения о проведении открытого конкурса № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У.муниципального района были размещены заказчиком на официальном сайте А. (http://www.uvatregion.ru) 27.01.2015 и 30.10.2015 года.

Согласно извещениям на сайте размещена следующая информация:

Заявки на участие в конкурсе № К-01/15 принимались с 02.02.2015 с 08 час.33 мин. (время местное) до 12 час.00 мин.05.03.2015 включительно.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялось 05.03.2015 в 14:00 (время местное) по адресу: 626170, Россия, Тюменская область с. У., ул. И, д. 19, каб. № 301. 

Рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществлялось 12.03.2015 в 14:00 (время местное). Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе  - 17.03.2015 в 14:00 (время местное).

Место подачи заявок на участие в закупках – Тюменская область, У.район, с. У, ул. И, д. 19, каб. 309.

Заявки на участие в конкурсе № К-02/15 принимались с 09.11.2015 08 час.33 мин. до 13 час. 00 мин., (время местное) до 12 час.00 мин. 08.12.2015 включительно.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялось 08.12.2015 в 14:00 (время местное) по адресу: 626170, Россия, Тюменская область с. У, ул. И, д. 19, каб. № 301. 

Рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществлялось 15.12.2015 в 14:00 (время местное). Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе  - 21.12.2015 в 14:00 (время местное).

Место подачи заявок на участие в закупках – Тюменская область, У. район, с. У., ул. И, д. 19, каб. 309.

Срок подписания договора установлен пунктом 12 извещения в течение трех рабочих дней со дня получения проекта Договора.

Согласно извещениям о проведении открытых конкурсов предметом закупки является предоставление права на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам.

Предмет конкурса поделен на лоты, определенный Техническим заданием, которое является приложением к Информационной карте конкурса.

В конкурсе может принять участие любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, или индивидуальный предприниматель, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие между собой договор простого товарищества (пункт 1.6.1 конкурсной документации).

Согласно пункту 3.3 конкурсной документации установлены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе:

3.3.1.Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 3 настоящей конкурсной документации, и содержать сведения и документы, указанные в настоящей конкурсной документации.

3.3.3.Представление неполных или недостоверных сведений и документов считается существенным отступлением от требований и условий настоящего Положения и является основанием для отклонения конкурсной заявки.

Раздел 3 конкурсной документации содержит в себе перечень документов, представляемых для участия в конкурсе, в том числе  документы либо копии, заверенные руководителем организации либо в нотариальном порядке, подтверждающие наличие собственного или привлеченного на основании договора подвижного состава, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса:

-перечень транспортных средств, предназначенных для осуществления регулярных перевозок по форме № 5 к Договору на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам (в том числе с указанием резервных транспортных средств) (представляется в машинописной и электронной форме);

Перечень транспортных средств, предназначенных для осуществления регулярных перевозок должен быть предоставлен заявителем по форме № 5, являющейся приложением к проекту Договора.

№ п/п

Марка, модель

Государственный регистрационный знак

Год вы-пуска

Пассажировместимость, чел.

Класс экологической безопасности

Идентификацион-ный номер (VIN)

Номер абонентского телематического терминала, подключенного к региональному навигационному центру (наименование оператора)

Приспособления для перевоз-ки пассажиров с огран. возможностями

Основания владе-ния транспортными средствами

 

Наличие специального оборудования и систем, повышающих качество и безопасность обслуживания пассажиров

Основные транспортные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резервные транспортные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно пункту 3.5.2. сведения, которые содержатся в заявках на участие в конкурсе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Пунктом 3.5.4. определено, что все документы, представляемые в заявке на участие в конкурсе, должны быть заполнены по всем пунктам.

Согласно пункту 5.1. публично в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении конкурса и в Информационной карте конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе.

В пункте 4 Информационной карты конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участнику конкурса. Лицо, заявившееся на участие в конкурсе, не отвечающее указанным требованиям, к участию в конкурсе не допускается. Поданная им заявка на участие в конкурсе подлежит возврату.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Информационной карты участник должен иметь в наличии собственный или привлеченный на основании договора подвижной состав, не находящейся под арестом, свободный от прав третьих лиц к дате начала осуществления пассажирских перевозок, отвечающий требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса настоящей конкурсной документации. Не допускается заявка одних и тех же транспортных средств на разные лоты, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту, а также транспортных средств, задействованных на иных перевозках, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту в период действия Договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе, Договор заключается с лицом, подавшим эту заявку на участие в конкурсе, при условии, что такая заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией.

При рассмотрении заявок пунктом 6.4 документации определено, что лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;

2) несоответствие лица, подавшего заявку на участие в конкурсе, требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящей конкурсной документации.

В случае если конкурс признан несостоявшимся и только один заявитель, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок, обязан передать такому участнику конкурса проект Договора, который составляется путем включения условий исполнения Договора, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект Договора, прилагаемый к конкурсной документации. При этом Договор заключается на условиях, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией. Такой участник не вправе отказаться от заключения Договора. Участник конкурса обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения проекта Договора, представить Организатору конкурса подписанный проект Договора. Договор может быть заключен не ранее чем через десять календарных дней со дня размещения на официальном сайте У.муниципального района протокола рассмотрения заявок. При непредставлении Организатору конкурса таким участником конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного Договора, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения Договора.

Согласно техническому заданию (Приложение к информационной карте) конкурса № К-01/15 для участия в конкурсе претенденту необходимо представить:

-по лоту №1 - 4 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 4 основных транспортных средства, резервных - 0);

- по лоту №2 - 4 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 3 основных транспортных средства и 1 резервное);

- по лоту №3 - 3 основных транспортных средства и 3 резервных (в заявке представлено 3 основных транспортных средства, резервных - 0);

- по лоту №4 - 2 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 2 основных транспортных средства, резервных - 0).

Согласно техническому заданию (Приложение к информационной карте) конкурса № К-02/15 для участия в конкурсе по лоту № 1 претенденту необходимо представить 2 основных транспортных средства и 2 резервных, вместе с тем претендентом представлено 2 основных транспортных средства и 1 резервное.

 В соответствии с протоколом  № 1 от 05.03.2015 для участия в конкурсе К-01/15 по лотам 1, 2, 3, 4 поступило по 1 (одной) заявке от ООО «У» с датой подачи заявок 04.03.2015 г.;

В соответствии с протоколом  № 1 от 08.12.2015 для участия в конкурсе К-02/15 по лоту 1 поступила 1 (одна) заявка от ООО «У» с датой подачи заявок 07.12.2015 г.

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №К-01/15 и К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам комиссией принято решение о признании конкурсов несостоявшимися по всем лотам, так как по всем лотам только один претендент признан участником конкурсов.

Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок, передает единственному участнику конкурса проект Договора.

Договор заключается с единственным участником конкурса на условиях, которые предусмотрены документацией по конкурсному отбору № К-01/15 и К-02/15 и заявкой участника конкурса на участие в конкурсе.

Единственным участником конкурса было признано Общество с ограниченной ответственностью «У».

А. были заключены договоры № 79 от 23.03.2015 и № 347 от 21.12.2015 с единственным участником на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам с ООО «У».

 

Для изучения рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, Комиссией был рассмотрен отдельный сегмент рынка на примере Тюменской области, а также граничащим с У.муниципальным районом Ханты-Мансийским автономным округом.

На основании полученной информации из Тюменьстата (вх. № 6768 от 01.09.2017) о хозяйствующих субъектах с ОКВЭД 49.31.21 (деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам), 49.39.11 (перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию), 49.39.13 (перевозки специальные автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по расписанию), было определено, что деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД2 49.31.21) оказывают 70 субъектов и перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию (ОКВЭД2 49.39.11) осуществляют 11 субъектов.

Комиссией Тюменского УФАС России было проведено анкетирование хозяйствующих субъектов - направлено 20 запросов на предоставление опросных анкет данным хозяйствующим субъектам.

Согласно полученным ответам (17 анкет) самыми большими барьерами, затрудняющими развитие конкуренции на рынке по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, были указаны установленные требования о наличии основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве.

Согласно проведенному анализу рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам даже на примере Тюменской области и ХМАО, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации имеется большое количество организаций, оказывающих данные транспортные услуги, что подтверждает то, что рынок является конкурентным.

Проанализировав ответы, Комиссия приходит к выводу что, по мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, ограничение возможности участия в торгах, возникает при установлении в документации требования предоставления на 1 (одно) основное транспортное средство - 1 (одного) резервного транспортное средства (11 ответов из 17). Одновременно в анкете субъекты указали, что могут принять участие в закупках на оказание услуг для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам по территории У.муниципального района.

Как показал проведенный анализ рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, даже только на территории Тюменской области имеется большое количество организаций, оказывающих данные транспортные услуги, что подтверждает то, что рынок является конкурентным.

Более того, по мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, ограничение возможности участия в торгах, возникает при установлении в документации требования предоставления на каждое 1 (одно) основное транспортное средство - 1 (одного) резервного транспортного средства.

Включение в конкурсную документацию требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве являются излишними, поскольку по всем лотам достаточно 1 резервного транспортного средства на каждый маршрут, и могли повлечь и повлекли ограничение к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов и устранение конкуренции,

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом,  установление в документации излишних, необоснованных и не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации требований, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, при проведении открытого конкурса № К-01/15 осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам было выявлено нарушение порядка определения победителя. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 1, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 4 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 2, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии 3 основных транспортных средства и 1 резервного транспортного средства. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту   № 3, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 3 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 4, при требовании 2 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 2 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств.

При проведении открытого конкурса № К-02/15 осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам также было выявлено нарушение порядка определения победителя. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 1, при требовании 2 основных и 2 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии 2 основных транспортных средства и 1 резервного транспортного средства.

Несмотря на несоответствии требованиям документации о предоставлении необходимого количества резервных транспортных средств ООО «У» был допущен до участия в конкурсе, что также подтверждает отсутствие необходимости в количестве резервных транспортных средств в одинаковом количестве с основными транспортными средствами.

В  соответствии с п. 6.4. конкурсной документации лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе  нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Отсюда следует, что организатор конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 неправомерно допустил до участия в конкурсах заявки ООО «У» по всем лотам и признал единственного участника - ООО «У» победителем, тем самым нарушил порядок определения победителя или победителей торгов, что является нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Дополнительно, Комиссией Тюменского УФАС России выявлено следующее нарушение порядка определения победителя. В заявке поданной ООО «У» для участия в конкурсе № К-01/15 по лоту № 1 указано 4 основных транспортных средства, в том числе ПАЗ 32053 (VINXIM3205C0A0002344). Одновременно в заявках ООО «У» на участие в данном конкурсе № К-01/15 по лотам № 2 и 3 так же указано основное транспортное средство ПАЗ 32053 (VINXIM3205C0A0002344).

Подпункт 3 пункта 4 Информационной карты содержит информацию, что не допускается заявка одних и тех же транспортных средств на разные лоты, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту, а также транспортных средств, задействованных на иных перевозках, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту в период действия Договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса.

Таким образом, А. допущено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, и неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах, что может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в том, что  А. по итогам открытого конкурса № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам был заключен договор № 347 от 21.12.2015 с единственным участником - ООО «У» без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком при подписании договора 21.12.2015 на 7 (седьмой) день после итогов закупочной процедуры не было соблюдено установление десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, что противоречит Закону о защите конкуренции.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях А. при проведении конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на оказание услуг для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам по территории У. муниципального района, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации конкурсов излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах, а также в установлении срока заключения договора, не учитывающего срока предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которое может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях А. (626170, Тюменская область, У. район, с У, ул. И) при проведении открытых конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на оказание услуг для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам по территории У. муниципального района нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении в документации конкурсов излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах, а также несоблюдение срока заключения договора по результатам торгов, не учитывающего срока предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
  2. Предписание не выдавать в связи с отсутствие оснований для выдачи.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны