Решение б/н Заключение по обстоятельствам дела № К17/5-17 от 9 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

рассмотрев дело № К17/5-17 по признакам нарушения У*** (627540, Россия, Тюменская область, Абатский район, с. Абатское, ул. Ленина, д. 10) ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика – У*** – **(доверенность № 17 от 24.04.2017), руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № К17/5-17 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Тюменского УФАС России от 04.08.2017 № 86) явились результаты проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства У*** при совершении действий нарушающих порядок определения победителя или победителя торгов и заключение договора при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества А***, Управлением в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе проведения плановой выездной проверки было установлено, что согласно приказу У*** от 13.09.2016 № 22 «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества», объявлен открытый аукцион на право заключения договоров аренды муниципального имущества А***, по итогам которого определены победители по лотам с нарушением норм, установленных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». Указанное определение победителей аукциона содержит признаки нарушения ч. 1, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в действиях, которые привели к ограничению круга лиц, желающих принять участие в аукционе, а так же в действиях, нарушающих порядок определения победителя или победителя торгов.

В заседание комиссии Тюменского УФАС России представителем Ответчика были представлены заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

1.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в Акте проверок;

2.Приказ № 22 «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества» от 13.09.2016;

3.Аукционная документация;

4.Заявки участников;

5.Извещение о проведении открытого аукциона;

6.Журнал регистрации заявок на участие в аукционе;

7.Протокол №1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 130916/0057841/01;

8.Договоры аренды с актами приема-передачи недвижимого имущества с победителями аукциона;

9.Платежные поручения победителей аукционов за аренду недвижимого имущества;

В ходе рассмотрения представленных материалов были установлены следующие обстоятельства.

15.09.2016 в 11:39 заказчиком размещено извещение № 130916/0057841/01 на официальном сайте https://torgi.gov.ru о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте:

Дата и время окончания подачи заявок 14.10.2016 в 17:00.

Дата и время рассмотрения заявок 17.10.2016 в 11:00.

Дата и время проведения аукциона 18.01.2017 в 11:00.

Согласно аукционной документации, предметом аукциона является право заключения договоров аренды муниципального имущества сроком на 11 месяцев.

Наименование выставленного на торги имущества:

Лот № 1. Нежилое помещение, общей площадью 27 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 11 000 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 25.01.2017;

Лот № 2. Нежилое помещение, общей площадью 56 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 22 900 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 31.10.2016;

Лот № 3. Нежилое помещение, общей площадью 9 кв.м., расположенное по адресу: ****. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 3 400 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 31.10.2016;

Лот № 4. Нежилое помещение, общей площадью 72 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 28 000 руб. Обременения имущества: Не имеется;

Лот № 5. Нежилое помещение, общей площадью 12,7 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 9 300 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 29.10.2016;

Лот № 6. Нежилое помещение, общей площадью 34 кв.м., расположенное по адресу: ****. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 25 400 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 27.11.2016;

Лот № 7. Нежилое помещение, общей площадью 33,9 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 25 400 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 05.12.2016;

Лот № 8. Нежилое помещение, общей площадью 40,2 кв.м., расположенное по адресу:***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 21 200 руб. Обременения имущества: Не имеется;

Лот № 9. Нежилое помещение, общей площадью 63,1 кв.м., расположенное по адресу: ***. Согласно отчета независимого оценщика № 1208/16 от 24.08.2016 начальная цена годового размера арендной платы составляет 47 500 руб. Обременения имущества: Находится в аренде до 31.10.2016.

Согласно пункту 7.1 аукционной документации на заключение договоров на аренду муниципального имущества, в настоящем аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель.

Данное требование противоречит п. 17 Приказа № 67, в котором указано, что участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Участие в аукционе на заключение договоров на аренду муниципального имущества физических лиц аукционной документацией не предусмотрено.

Общие требования к проведению торгов установлены ст. ст. 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 448 ГК РФ в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Таким образом, общие положения гражданского законодательства о торгах не содержат ограничений для тех или иных лиц (юридических либо физических) участвовать в аукционе или конкурсе, приказ ФАС России № 67, в свою очередь, четко указывает на возможность участия в конкурентной процедуре всех заинтересованных лиц вне зависимости от их правового статуса и положения, а соответственно не позволяет организатору торгов ограничивать таких лиц на реализацию такого законодательно закрепленного права.

Привлечение максимального круга лиц для участия в торгах обеспечивает передачу государственного имущества в аренду по максимально высокой цене, что, в свою очередь, отвечает интересам как государства в целом, так и отдельных государственных учреждений.

Таким образом, данное требование приводит к ограничению физических лиц, желающих принять участие в аукционе и нарушает нормы ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу № 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 130916/0057841/01 от 17.10.2016, на участие в аукционе поступили следующие заявки:

- на Лот № 1 поступила единственная заявка ИП Ж**;

- на Лот № 2 поступила единственная заявка ИП М**;

- на Лот № 3 поступила единственная заявка ИП Б**;

- на Лот № 4 не поступило заявок;

- на Лот № 5 поступила единственная заявка ИП А**.;

- на Лот № 6 поступила единственная заявка ИП А**;

- на Лот № 7 поступила единственная заявка ИП А**;

- на Лот № 8 не поступило заявок;

- на Лот № 9 поступила единственная заявка ООО «В**».

Так, Управление имущественных отношений А** заключило договоры аренды недвижимого имущества с данными участниками.

Конкурсная (аукционная) комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе (аукционе) на предмет их соответствия требованиям, установленным конкурсной (аукционной) документацией. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 (двадцати) дней с даты вскрытия конвертов с заявками, а на участие в аукционе – 10 (десяти) дней с даты окончания срока подачи заявок.

На основании результатов рассмотрения заявок принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и о признании заявителя участником конкурса (аукциона) или об отказе в допуске к участию в конкурсе (аукционе).

Пунктом 18 Приказа № 67 определено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством РФ.

При установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе такими как:

- отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и (или) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Как установлено пунктом 17 Приказа № 67, участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

На основании пункта 121 Приказа № 67, заявка на участие в аукционе должна содержать:

1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель).

г) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

е) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

Необходимо отметить, что установление каких-либо иных требований к участникам конкурсов или аукционов, а равно требование от них подтверждения соответствия указанным требованиям является неправомерным.

Лица, желающие принять участие в конкурсе или аукционе, не допускаются к ним в случаях, установленных п. 24 Порядка № 67.

Пункт 24 Приказа № 67 определяет, что Заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;

3) невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

7) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям не допускается (п. 25 Приказа № 67).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В ходе анализа заявок было установлено, что заявки ИП Ж**, ИП М**, ИП Б**, ИП А**., не соответствуют требованиям аукционной документации, так как не содержат в себе предусмотренных пп. «а» п. 1 ч. 121 Порядка № 67 требований к содержанию заявки.

Так, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заявка ИП Ж** не содержит сведений, предусмотренных пунктом «а», а именно:

- номера телефона;

- банковских реквизитов, установленных в форме заявки;

- имеющейся печати (наличие печати установлено при анализе договора аренды).

Заявка ИП М** не содержит сведений, предусмотренных пунктом «а», а именно:

- номера телефона;

- сведений о месте жительства (о месте нахождения);

- банковских реквизитов, установленных в форме заявки;

- имеющейся печати (наличие печати установлено при анализе договора аренды).

Заявка ИП Б** не содержит сведений, предусмотренных пунктом «а», а именно:

- номера телефона;

- сведений о месте жительства (о месте нахождения);

- банковских реквизитов, установленных в форме заявки;

Заявки ИП А** не содержат сведений, предусмотренных пунктом «а», а именно:

- сведений о месте жительства (о месте нахождения);

- банковских реквизитов, установленных в форме заявки;

- имеющейся печати (наличие печати установлено при анализе договора аренды).

Отсюда следует, что организатор аукциона неправомерно допустил до участия в аукционе заявки ИП Ж**, ИП М**, ИП Б**, ИП А** и признал их победителями, что является нарушением ч. 3 ст. 17 Закон о защите конкуренции, пп. 1 п. 24 Приказа №67.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении А** ч.1,3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении ограничения участия в аукционе физическим лицам, а так же неправомерном допуске заявок ИП Ж** , ИП М**, ИП Б**, ИП А** к участию в аукционе и определению их по итогу аукциона победителями.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к заключению о наличии в действиях У** при проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды муниципального имущества А** нарушений части 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в действиях, которые привели к ограничению круга лиц, желающих принять участие в аукционе, а так же в действиях, нарушающих порядок определения победителя или победителя торгов.

 

 

 

Председатель комиссии 

 

Члены комиссии

 

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны