Определение б/н Определение о назначении дела № К17/8-10 о нарушении антимон... от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела №  К 17/8-10 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

03.08.2017 г.                                                                                                               г. Тюмень

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) ... на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26.07.2017 г. № 76 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Тобольскпромэнергосеть» (далее – ООО «Тобольскпромэнергосеть») (ИНН 7206032440) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г.           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в затягивании процедуры допуска прибора учёта электроэнергии в эксплуатацию, повлекшем за собой рост задолженности по оплате за электроэнергию (ввиду расчёта платы на основании безучётного потребления), полное ограничение режима потребления электрической энергии и расторжение договора энергоснабжения, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление Индивидуального предпринимателя ... (далее – ИП ..., заявитель), поступившее в Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее –Тюменское УФАС России, антимонопольный орган), указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Между ИП ... и ООО «Промэнергосбыт», выступающим в качестве энергосбытовой организации, заключён договор энергоснабжения № 102 от 01.01.2010 г. (далее – Договор). При этом в качестве сетевой организации выступает ООО «Тобольскпромэнергосеть», что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между Сетевой организацией и Потребителем, являющимся Приложением № 2 к Договору.

По сведениям заявителя (письмо от 24.01.2017 г., направленное ИП ... в адрес ООО «Тобольскпромэнергосеть»), им на установленном на КТП № 14 (расположена по адресу: ...) приборе учёта электрической энергии был выявлен сигнал об ошибке, в связи с чем потребовалась срочная замена указанного прибора учёта. О данном факте заявитель, руководствуясь п. 4.1.15 Договора, а также п. 180 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения), сообщил устно посредством телефонной связи в ООО «Промэнергосбыт».

Порядок замены прибора учёта электроэнергии установлен разделом X Основных положений, предусматривающим Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках.

На основании п. 149 Основных положений 18.01.2017 г. ИП ... в адрес ООО «Тобольскпромэнергосеть» была направлена заявка о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа, а также допуска в эксплуатацию вновь монтируемого прибора учёта (далее – заявка). Действия уполномоченной организации (субъекта розничных рынков электрической энергии) по снятию показаний существующего прибора учета, осмотру его состояния и схемы подключения до его демонтажа, по смыслу п. 8 Основных положений, совершаются данным субъектом без взимания платы.

В ответ на указанную заявку посредством факсимильной связи в адрес ИП ... был направлен счёт № 3 от 18.01.2017 г., предусматривающий оплату за предоставление услуги «Проверка и приёмка приборов учёта э/энергии» в размере 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1 800 руб.) (далее – Счёт). Кроме того, в ответ на запрос заявителя от 25.01.2017 г. о представлении калькуляции по услуге «Проверка и приёмка приборов учёта э/энергии», направленного в ООО «Тобольскпромэнергосеть», данной сетевой организацией был направлен прейскурант цен, в котором поименована указанная услуга и установлена стоимость за её предоставление в размере 11 800 руб. (в т. ч. НДС) (исх. № 18 от 27.01.2017 г.). По сведениям ООО «Тобольскпромэнергосеть» (вх. № 4329 от 02.06.2017 г.) Счёт был аннулирован, счета-фактуры в адрес заявителя не выставлялись. Ни сетевая, ни сбытовая организации не явились в указанные в заявке дату и время для снятия показаний прибора учёта, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажём (данный факт подтверждается ООО «Тобольскпромэнергосеть» в письме (вх. № 4329 от 02.06.2017 г.)). ООО «Тобольскпромэнергосеть», получив от ИП ... заявку от 18.01.2017 г., не совершило в отношении заявителя установленных Основными положениями действий.

По сведениям, полученным Тюменским УФАС России из материалов заявления, а также по информации, направленной ООО «Тобольскпромэнергосеть» в ответе на запрос Тюменского УФАС России (исх. № ... от 16.05.2017 г.), действуя согласно а. 10 п. 149 Основных положений, заявитель в письме от  24.01.2017 г. направил в адрес ООО «Тобольскпромэнергосеть» показания демонтированного прибора учёта (26 226, 51 кВт/ч).

27.01.2017 г. ООО «...» направил в адрес заявителя уведомление (исх. № 12 от 27.01.2017 г.) о необходимости установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложение № 2 к договору № 102 от 01.01.2010 г.) и допуска его в эксплуатацию. Также в письме, исх. № 70 от 14.04.2017 г., ООО «Тобольскпромэнергосеть» известило заявителя о необходимости направления заявки о согласовании места установки прибора учёта. Письмом, исх. № 69 от 14.04.2017 г., ООО «...» уведомило заявителя о наличии задолженности за потреблённую электрическую энергию за февраль и подаче в сетевую организацию заявки о частичном ограничении подачи электроэнергии в случае отсутствии оплаты задолженности в течение 10 дней с момента получение данного уведомления. Заявителем в адрес ООО «...» была направлена заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учёта, которая была зарегистрирована энергосбытовой организацией с присвоением ей входящего номера «12» (от 21.04.2017 г.).

По результатам получения Сетевой организацией уведомления от ООО «...» о получении указанной заявки, ООО «Тобольскпромэнергосеть» в адрес заявителя было направлено письмо (исх. № ... от 26.04.2017 г.) о согласовании даты и времени проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учёта. Также в указанном письме было указано, что «на месте ввода в эксплуатацию измерительного комплекса будут произведены работы по сверке сведений в представленных документах и соответствие требований Правил устройства электроустановок по следующим пунктам: 1.5.13, 1.5.16, 1.5.17, 1.5.19, абзац 1, 1.5.19 абзац 2, 1.5.23, 1.5.27, 1.5.29, 1.5.30, 1.5.31, 1.5.32, 1.5.34, 1.5.35, 1.5.36, 1.5.37., а также в ходе процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учёта». В согласованную дату (12.05.2017 г.) мероприятия по проведению процедуры допуска были произведены сетевой организацией, по результатам данных мероприятий был выявлен ряд нарушений, которые были указаны в составленном акте приёмки прибора учёта электрической энергии.

В данном акте приёмки прибора учёта электрической энергии от 12.05.2017 г. (далее – Акт от 12.05.2017 г.) в качестве замечаний к прибору учёта указаны следующие:

1) узел учёта не соответствует ПУЭ и ПТЭЭП;

2) подключён сторонний потребитель помимо прибора учёта;

3) учёт установлен не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В пояснениях, содержащихся в ответе на запрос Тюменского УФАС России, направленном ООО «Тобольскпромэнергосеть» письмом, исх. № 117 от 30.05.2017 г., уточнены положения, которым, согласно указанному выше пункту 1, не соответствует прибор учёта, установленный заявителем – это пункт 1.5.6 ПУЭ и пункты 2.11.4, 2.11.17, 2.11.18 ПТЭЭП.

В соответствии с п. 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учёта (в т. ч. проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учёта (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учёта и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учёта требованиям раздела X Основных положений в части его метрологических характеристик. При этом, если в ходе процедуры допуска прибора учёта в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учёта и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных указанным выше разделом Основных положений, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учёта отказывается с указанием причин.

Согласно п. 1.5.6 Правил устройства электроустановок, утверждённых Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г. (далее – ПУЭ), счётчики для расчёта электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя (исходя из буквального толкования данной нормы права, указанное правило не носит императивного характера, она представляет собой рекомендательную норму). Кроме того, пунктом 5.9 Договора установлено, что «при установке расчётных приборов учёта электрической энергии не на границе раздела электрических сетей, количество учтённой электросчётчиками энергии увеличивается на размер потерь до границы балансовой принадлежности».

Здесь следует отметить, что в соответствии с а. 1 п. 144 Основных положений приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с разделом X Основных положений с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.

Кроме того, в соответствии с письмом, направленным ИП ... в адрес ООО «...», (зарегистрировано энергосбытовой организацией с присвоением вх. № 12, получено указанной организацией 21.04.2017 г.), заявитель выразил согласие на оплату потерь при передаче электрической энергии, возникающей вследствие  установки прибора учёта не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Также п. 5.9 Договора предусмотрен порядок учёта электроэнергии для случая, если прибор учёта электроэнергии установлен не на границе раздела сети (по балансовой принадлежности), а именно: «При установке расчётных приборов учёта электрической энергии не на границе раздела электрических сетей, количество учтённой элеткросчётчиками энергии увеличивается на размер потерь до границы балансовой принадлежности».

На основании изложенного целесообразен вывод о том, что установка прибора учёта электрической энергии не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок сама по себе не противоречит требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами, а также требованиям Договора.

При этом, по информации заявителя, новый прибор учёта установлен на месте демонтированного прибора учёта. Этот факт подтверждается следующими документами. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Сетевой организацией и Потребителем (Приложение № 2 к Договору) в графе «Наименование объекта и место установки учёта», где отражается место установки ранее установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии заявителя, указаны «КТП № 14 РУ-0,4 кВ». Также в соответствии с актом № 66 приёмки прибора учёта электрической энергии, в отношении которого 19.01.2017 г. заявителем был осуществлён демонтаж в целях замены, в графе «Место установки» указано «РУ-0,4 кВ». Согласно Акту от 12.05.2017 г. местом установки нового прибора учёта электрической энергии является «КТП – 14». Следовательно, новый прибор учёта электрической энергии установлен заявителем на месте демонтированного прибора учёта. Кроме того, согласно представленным заявителем сведениям (данным паспортов (формуляров) счётчиков электрической энергии «Меркурий 230» и «Энергомер ЦЭ6803В») метрологические характеристики устанавливаемого прибора учёта («Энергомер ЦЭ6803В») не хуже, чем у заменяемого прибора учёта («Меркурий 230»).

Кроме того, п. 148 Основных положений предусмотрено, что согласование места установки, схемы подключения, а также метрологических характеристик прибора учета с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка не требуется в случае замены ранее установленного прибора учета, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, если при этом не изменяется место установки прибора учета и если метрологические характеристики устанавливаемого прибора учета не хуже, чем у заменяемого прибора учета. В совокупности с данным положением указанные выше факты дают основание полагать, что осуществление установки нового прибора учёта на месте демонтированного прибора учёта не нарушает требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.11.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6 (далее – ПТЭЭП), установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок и инструкций заводов-изготовителей. Информация, подтверждающая достоверность наличия нарушения указанного положения ПТЭЭП, у Тюменского УФАС России отсутствует.

В соответствии с п. 2.11.17. ПТЭЭП обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию. Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком. Следуя буквальному толкованию указанного положения ПТЭЭП, а также п. 154 Основных положений, по мнению Тюменского УФАС России, несоблюдение данной нормы ПТЭЭП не может являться основанием для отказа в допуске в эксплуатацию прибора учёта заявителя, так как она не содержит требований к прибору учёта и (или) к правилам его установки.

Согласно п. 2.11.18. ПТЭЭП энергоснабжающая организация должна пломбировать:

клеммники трансформаторов тока;

крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;

токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;

испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;

решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;

решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;

приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.

Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.

Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.

Данные положения также не содержат требований к прибору учёта и (или) к правилам его установки и, как следствие, не могут являться нормативным основанием для отказа в допуске прибора учёта заявителя.

Подключение стороннего потребителя помимо прибора учёта заявителя не содержит признаков нарушения данным заявителем установленных законодательством Российской Федерации требований к прибору учёта и (или) к правилам его установки. Следовательно, данное замечание, указанное в Акте, также не может служить основанием для отказа в допуске прибора учёта заявителя в эксплуатацию.

21.06.2017 г. ИП ... в адрес ООО «...», была направлена заявка на ввод в экспулатацию заменённого прибора учёта с установкой контрольных пломб. 22.06.2017 г., в соответствии с материалами, имеющимися у Тюменского УФАС России, представители сетевой (ООО «Тобольскпромэнергосеть») и энергосбытовой (ООО «Промэнергосбыт») организаций явились для проведения процедуры допуска прибора учёта заявителя в эксплуатацию. По результатам проведения указанной процедуры представителем ООО «Тобольскпромэнергосеть» был составлен акт приёмки приборов учёта электрической энергии от 22.06.2017 г. (далее – Акт от 22.06.2017 г.). В Акте от 22.06.2017 г. содержится указание о том, что прибор учёта не принят в эксплуатацию, а также перечень замечаний по прибору учёта:

«Нарушение ПУЭ: пункт 1.5.27, абз. 2; 1.5.23; 1.5.30. В конструкции транс. отсека шины от трансформатора не изолированы. Существует возможность подключения, минуя узел учёта. Можно включить трансформатор не по схеме».

ИП ... с указанными замечаниями не согласен. Заявителем 29.06.2017 г. в адрес ООО «...» была направлена претензия на Акт от 22.06.2017 г. (исх. № 8) (далее – Претензия). Руководствуясь сведениями, изложенными заявителем в Претензии, информацией, имеющейся у Тюменского УФАС России в рамках рассмотрения заявления (вх. № 3711 от 15.05.2017 г.), а также дополнениях к нему, положениями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области правового регулирования сферы электроэнергетики, Тюменским УФАС России по существу указанных выше замечаний, изложенных в Акте от 22.06.2017 г., установлено следующее. В соответствии с а. 2 п. 1.5.27. ПУЭ «Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 град. C, а также в помещениях с агрессивными средами». По данным заявителя, прибор учёта установлен в помещении трансформаторной подстанции (КТП-14). Из комплексного анализа положений ПУЭ и ПТЭЭП, а также с учётом положения а. 2 п. 4.2.104 Правил устройства электроустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. № 242 (далее – ПУЭ, 7 изд.), следует, что температурный режим внутри трансформаторной подстанции позволяет соблюдать требования, установленные а. 2 п. 1.5.27. ПУЭ, в случае установки прибора учёта электрической энергии внутри помещения трансформаторной подстанции. Кроме того, согласно Акту приёмки приборов учёта электрической энергии № 66 от 2013 года, а также Акту контрольной проверки прибора учёта от 17.12.2015 г., составленный ООО «Тобольскпромэнергосеть», демонтированный заявителем прибор учёта был установлен также в КТП-14 (информация о смене места установки прибора учёта электрической энергии «Меркурий 230» отсутствует), замечания относительно места установки прибора учёта отсутствовали, в указанных актах содержалась следующая запись: «учёт собран правильно и соответствует ПУЭ». Таким образом, рассматриваемое замечание, содержащее указание на нарушение требований к месту установки счётчика, Тюменское УФАС России считает безосновательным и полагает, что установка счётчика в помещении трансформаторной подстанции не нарушает требований, установленных законодательством Российской Федерации к месту установки и схеме подключения прибора учёта, состоянию прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также к его метрологическим характеристикам (по правилам п. 154 Основных положений).

Согласно п. 1.5.23. ПУЭ цепи учета следует выводить на самостоятельные сборки зажимов или секции в общем ряду зажимов. При отсутствии сборок с зажимами необходимо устанавливать испытательные блоки. Зажимы должны обеспечивать закорачивание вторичных цепей трансформаторов тока, отключение токовых цепей счетчика и цепей напряжения в каждой фазе счетчиков при их замене или проверке, а также включение образцового счетчика без отсоединения проводов и кабелей. Конструкция сборок и коробок зажимов расчетных счетчиков должна обеспечивать возможность их пломбирования. Как указывает заявитель в обоснование своей позиции относительно данного замечания, трансформатор тока, а также его вторичные токовые цепи не нарушались в процессе эксплуатации; крышка контактов вторичных цепей опломбирована. Трансформаторы тока, установленные у заявителя, ранее были допущены в эксплуатацию, о чём был составлен Акт от 22.06.2017 г. Замечания к порядку, способам, месту установки, а также техническим характеристикам, состоянию указанных трансформаторов отсутствовали. Также, руководствуясь положениями п. 6.10.4.1. «ГОСТ 7746-2015. Межгосударственный стандарт. Трансформаторы тока. Общие технические условия», введённого в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2016 г. № 674-ст, а также положениями «ГОСТ 12.2.007.0-75. Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности», введённого в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.09.1975 г. № 2368, заявитель информирует о том, что конструкциями установленных у него трансформаторов не предусмотрены контактные площадки, а также заземляющие зажимы.

В соответствии с п. 1.5.30. ПУЭ в местах, где имеется опасность механических повреждений счетчиков или их загрязнения, или в местах, доступных для посторонних лиц (проходы, лестничные клетки и т.п.), для счётчиков должен предусматриваться запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Аналогичные шкафы должны устанавливаться также для совместного размещения счетчиков и трансформаторов тока при выполнении учета на стороне низшего напряжения (на вводе у потребителей). По сведениям заявителя, указанным в Претензии, для счётчика, установленного у заявителя на месте демонтированного прибора учёта электрической энергии, предусмотрен запирающийся шкаф с окошком на уровне циферблата. Ранее опломбированная уполномоченными лицами крышка данного шкафа была снята представителями сбытовой организации (ООО «...») при проведении контрольной проверки узла учёта. Данная крышка при проведении представителями сетевой и энергосбытовой организаций 22.06.2017 г. процедуры допуска в эксплуатацию прибора учёта, согласно информации заявителя, стояла рядом с узлом учёта, в отношении которого осуществлялась указанная процедура.

Замечание в отношении фактов отсутствия изоляции шин от трансформатора и наличия возможностей подключения мимо узла учёта, включения трансформатора «не по схеме» не имеет правового основания, поскольку действующие нормативно-правовые акты в рассматриваемой сфере правового регулирования не содержат подобного требования. Помимо всего прочего, данное замечание, по мнению Тюменского УФАС России, не содержит признаков нарушений установленных требований к месту установки и схеме подключения прибора учёта, состоянию прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также к его метрологическим характеристикам (по правилам п. 154 Основных положений).

Таким образом, Тюменское УФАС России не усматривает наличие оснований для отказа сетевой организации в соответствии с п. 154 Основных положений в допуске прибора учёта заявителя в эксплуатацию.

Кроме того, антимонопольный орган отмечает тот факт, что в актах приёмки прибора учёта электрической энергии от 12.05.2017 г. и от 22.06.2017 г. указаны разные нормативные и технические основания отказа в приёмке прибора учёта в эксплуатацию, в то время как прибор учёта электрической энергии («Энергомер ЦЭ6803В»), установленный взамен демонтированного прибора учёта («Меркурий 230»)), а равно его конструкция, технические параметры, а также место его установки в период времени между составлением указанных актов заявителем не изменялись.

Кроме того, как установлено антимонопольным органом, по причине безосновательного отказа в допуске в эксплуатацию прибора учёта заявителя, а также затягивания данной процедуры увеличивается период безучётного потребления электрической энергии, в течение которого, на основании пунктов 179, 166 Основных положений, объём потребления электрической энергии подлежит определению расчётным способом. В результате постоянно увеличивается сумма задолженности заявителя по оплате за электрическую энергию.

Также следует отметить, что вследствие наличия указанной задолженности в отношении заявителя на основании пп. «а» п. 2, пп. «б» Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Правила ограничения), с 24.04.2017 г. было введено частичное ограничение режима потребления электроэнергии (данный факт подтверждается уведомлением, направленным ООО «...» в адрес ИП ... (исх. № 69 от 14.04.2017 г.), а также уведомлением об ограничении потребления электрической энергии, направленным заявителем в адрес ООО «...», зарегистрированным энергосбытовой организацией с присвоением вх. № 13, от 21.04.2017 г.). С 27.04.2017 г., по сведениям заявителя, в отношении него введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

В соответствии с а. 5 п. 22 Правил ограничения подача электрической энергии потребителю возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления, за исключением случая, предусмотренного пунктом 23 Правил ограничения. Под устранением указанных в а. 2 и а. 3 пп. «б» п. 2 Правил ограничения оснований для введения ограничения режима потребления понимается поступление денежных средств в размере задолженности в адрес инициатора введения ограничения или сетевой организации (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления), в том числе посредством принятия банком денежных средств на расчетный счет инициатора введения ограничения или сетевой организации.

Основания для введения ограничения режима потребления были устранены заявителем (задолженность в размере 18 036 руб. 14 коп. (восемнадцать тысяч тридцать шесть рублей 14 копеек) была погашена ИП ... – платёжное поручение № 46 от 19.06.2017 г.).

Возобновление подачи электрической энергии произошло 22.06.2017 г. в 10:00 ч., о чём свидетельствует информация, указанная в акте о возобновлении режима потребления электрической энергии от 22.06.2017 г. Иными словами, возобновление подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства заявителя осуществлено с нарушением установленных Правилами ограничения сроков.

Затем ООО «...» в адрес заявителя было направлено уведомление об ограничении потребления электрической энергии ввиду наличия задолженности по оплате потреблённой электрической энергии по состоянию на 21.06.2017 г. в размере 141 370 руб. 00 коп. Уведомлением заявитель извещается о  частичном ограничении подачи электрической энергии 03.07.2017 г. с 14:00 ч. Также в уведомлении указана дата введения полного ограничения режима потребления – 05.07.2017 г.

Затем заявителем от ООО «...» было получено уведомление  (исх. № 116 от 22.06.2017 г.) следующего содержания: «В связи с расторжением договора на энергоснабжение № 102 от 01.01.2010 г., 30 июня 2017 г. в 00.00 часов будет введено полное ограничение режима потребления электрической энергии». Указанное уведомление было получено заявителем 30.06.2017 г. По сведениям заявителя, 30.06.2017 г. в отношении его энергопринимающих устройств было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии.

Также Тюменским УФАС России установлено, что, в нарушение положений пунктов 12, 13 Правил ограничения, 27.04.2017 г., а также 30.06.2017 г. (даты введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ИП ...) ООО «Тобольскпромэнергосеть» не были составлены и переданы на подпись потребителю (ИП ...) акты о введении ограничения режима потребления. Данный факт подтверждается также информацией, содержащейся в запросах о представлении документов от 16.06.2017 г., а также от 07.07.2017 г. (исх. № 11), направленных заявителем в адрес ООО «...».

Таким образом, затягивание процедуры допуска прибора учёта заявителя в эксплуатацию, вызванное необоснованным отказом в таком допуске, повлекло за собой неоднократное введение полного ограничения режима потребления электрической энергии (в том числе на основании одностороннего расторжения Договора) в отношении ИП ... по причине наличия у него задолженности по оплате за электроэнергию ввиду безучётного потребления. В свою очередь, ИП ... осуществляет предпринимательскую деятельность и в рамках осуществления указанной деятельности имеет потребность в потреблении электрической энергии. Таким образом, действия по затягиванию процедуры допуска прибора учёта заявителя в эксплуатацию приводят к ущемлению интересов заявителя. Указанное ущемление интересов выражается в вынужденном осуществлении им предпринимательской деятельности в отсутствие бесперебойной подачи электрической энергии, а также в росте суммы задолженности по оплате электрической энергии. Кроме того, ИП ... несёт убытки, связанные с выявленными обстоятельствами.

Услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с  п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъекта естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется территориальной сетевой организацией. Приказом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа № 4/133 от 17.02.2017 г. (Приложение № 2 к данному приказу) ООО «Тобольскпромэнергосеть» отнесено к числу территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Тюменской области. Основным видом деятельности ООО «Тобольскпромэнергосеть», согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. Кроме того, ООО «Тобольскпромэнергосеть» включён в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе) (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии»), регистрационный № 72.1.47. Таким образом, на основании п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение ООО «Тобольскпромэнергосеть» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии следует признать доминирующим.

Учитывая изложенное, в действиях ООО «Тобольскпромэнергосеть», выразившихся в затягивании процедуры допуска прибора учёта электроэнергии в эксплуатацию, повлекшем за собой рост задолженности по оплате за электроэнергию (ввиду расчёта оплаты на основании безучётного потребления), полное ограничение режима потребления электрической энергии и расторжение договора энергоснабжения, имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Указанные действия следует квалифицировать как действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (ООО «Тобольскпромэнергосеть»), результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) – ИП ... – в сфере предпринимательской деятельности.

Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии Председатель Комиссии,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

  1. Назначить дело №  К 17/8-10 к рассмотрению на 25 августа 2017 года в     14 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб. 401.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № К 17/8-10 в качестве заявителя ИП ...;
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № К 17/8-10 в качестве ответчика ООО «Тобольскпромэнергосеть».
  4. Ответчику – ООО «Тобольскпромэнергосеть» в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 11 августа 2017 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:

4.1. документы, подтверждающие принадлежность Обществу с ограниченной ответственностью «Тобольскпромэнергосеть» объектов электросетевого хозяйства от наконечников отходящей кабельной линии 10 кВ в яч. № 10 2РУ ПС «Семаково» в сторону сетевой организации, посредством которых осуществляется передача электрической энергии потребителю ИП ...;

4.2. письменное обоснование причин затягивания процедуры допуска прибора учёта электрической энергии («Энергомер ЦЭ6803В»), установленного ИП ... взамен демонтированного прибора учёта («Меркурий 230»; был принят в эксплуатацию, о чём составлен Акт приёмки приборов учёта электрической энергии от 2013 года № 66), в эксплуатацию;

4.3. описание правовых оснований отказа ИП ... в допуске прибора учёта электрической энергии («Энергомер ЦЭ6803В») в эксплуатацию;

4.4. уведомление об устранении оснований для введения ограничения режима потребления в отношении ИП ..., для которого 27.04.2017 г. было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии, и об отмене ограничения, полученное от ООО «...».

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    ...

Связанные организации

Связанные организации не указаны