Решение №Р14/08 Решение и предписание Р14/08 от 5 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № Р 14/08-02

 

21.02.2014г.                                                                                            г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

Поткина И. В.

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

Огнева Е.Н.

 

- заместитель начальника ОКСЗ

- ведущий специалист-эксперт ОКСЗ;

рассмотрев дело № Р14/08 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы» в присутствии:

- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – генерального директора ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» - «…» (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, протокол годового общего собрания акционеров ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» от 27.06.2013г.),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тюменским УФАС России был выявлен факт распространения в газете «Тюменский курьер» №201 (3703) за 2 ноября 2013 года на странице 2 рекламы следующего содержания: «В редакции газеты «Тюменский курьер» имеются в продаже книги: - Книга расстрелянных (1-2 тома); - «Запрещенные солдаты», Р.Гольдберг, А.Петрушин (второй-пятый тома);- «501-я», Р.Гольдберг; - «На задворках Гражданской войны», А.Петрушин; - «Возвращенные имена», Р.Гольдберг. Тел. 29-70-71».

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством о рекламе.

Согласно пунктов 1, 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Газета «Тюменский курьер» является общественно-политической газетой, что подтверждается информацией в выходных данных газеты.

Таким образом, газета «Тюменский курьер» не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, в связи с чем, реклама, размещаемая в данном печатном издании,  должна сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В нарушение статьи 16 Закона о рекламе  пометка «реклама» или «на правах рекламы» отсутствует.

Определением от 23.01.2014г. №Р14/08-01 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» не признал вменяемое правонарушение. Пояснив, что данное объявление не воспринимается редакцией газеты в качестве рекламного, поскольку оно не преследует цели получить какую-то выгоду. При верстке полосы этот текст играет вспомогательную роль: если тот или иной текст оказывается меньше, чем нужно, нередко дежурный дизайнер  и помещает на этом месте данное объявление.

Комиссия, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пришла к следующим выводам.

Как установлено материалами дела и по существу не оспаривается представителем ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер», в газете «Тюменский курьер» №201 (3703) за 2 ноября 2013 года на странице 2 размещена информация следующего содержания: «В редакции газеты «Тюменский курьер» имеются в продаже книги: - Книга расстрелянных (1-2 тома); - «Запрещенные солдаты», Р.Гольдберг, А.Петрушин (второй-пятый тома);- «501-я», Р.Гольдберг; - «На задворках Гражданской войны», А.Петрушин; - «Возвращенные имена», Р.Гольдберг. Тел. 29-70-71» без пометки о том, что это реклама.

Согласно статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Выделяют основные признаки понятия «реклама», которые призваны отграничить рекламу от информации не рекламного характера.

Во-первых, реклама - это информация. Содержание информации составляют сведения о товаре, услуге, их свойствах; лице - изготовителе, продавце, а также их координатах, реквизитах, средствах индивидуализации и видах деятельности, а также иных объектах, в продвижении которых заинтересован участник рекламного рынка.

Во-вторых, реклама является публичной информацией. Это означает, что она адресована неограниченному количеству лиц. Заранее определить количество потребителей рекламы невозможно. Согласно выходным данным газеты «Тюменский курьер» тираж газеты составляет 5000 (пять тысяч) экземпляров, что свидетельствует о широком распространении газеты в городе. При этом общее количество аудитории определить заранее невозможно.

В-третьих, ей свойственно распространение, то есть совершение в отношении информации любых действий, направленных на то, чтобы она стала доступной потребителям. Без осуществления этих действий реклама теряет свою сущность.

В-четвертых, реклама может распространяться в любой форме (которая разрешима для рекламы конкретного товара Законом). Формой распространения рекламы является ее конкретное существование во внешнем, окружающем мире, ее доступное органам ощущения проявление. Например, реклама может преподноситься в устной форме, в виде художественного произведение, графического изображения, текста или их комбинации.

В-пятых, Закон о рекламе упоминает о средствах распространения рекламы. Под ними понимаются разнообразные приспособления, устройства, приборы и процессы, с помощью которых происходит передача информации. Это телевидение, печатные издания, Интернет, аудио- и видеопродукция, телефонная, факсимильная связь, наружные конструкции, автотранспортные средства, почтовые отправления и иные средства, которые по своей природе и техническим характеристикам возможно использовать для распространения рекламы.

Шестой признак рекламы - ее цель. Она должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, а также способствовать его продвижению на рынке. Комиссией сделан вывод, что рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к реализуемым в редакции газеты «Тюменский курьер» книгам.

Седьмой признак рекламы - формирование (поддержание) интереса.  Указание наименования книг и место, где их можно приобрести,  направлены на формирование интереса к объекту рекламирования.

Объектом рекламирования в данном случае являются книги: - Книга расстрелянных (1-2 тома); - «Запрещенные солдаты», Р.Гольдберг, А.Петрушин (второй-пятый тома);- «501-я», Р.Гольдберг; - «На задворках Гражданской войны», А.Петрушин; - «Возвращенные имена», Р.Гольдберг.

Довод представителя ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» о том, что цена, по которой реализуются книги, не является коммерческой, т.е. объявление не направлено на получение прибыли, поскольку цена только покрывает фактические затраты на производство книг, не имеет значения для квалификации данной информации в качестве рекламы, поскольку результат хозяйственной деятельности отдельного лица не влияет на отнесение той или иной информации к рекламной.

Довод ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер»  о том, что оплата за данную информацию не производилась, следовательно, данное объявление не является рекламой товаров, Комиссией отклоняется. Указание на безвозмездность размещения информации в периодическом печатном издании само по себе не свидетельствует о не рекламном характере распространяемой информации.  «Платность» не вводится в понятие рекламы и не может рассматриваться в качестве критерия отграничения нерекламной информации от рекламы. Необходимо оценивать содержание информации с точки зрения квалифицирующих признаков рекламы, указанных в законе.

Таким образом, данная информация отвечает всем признакам, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе, соответственно, является рекламой.

Согласно статье 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований статьи 16 Закона о рекламе, т.к. не содержит пометок «реклама» или «на правах рекламы».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, распространенная ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» спорная реклама является ненадлежащей, произведенной с нарушением требований статьи 16 Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в данной рекламе нарушены требования статьи 16 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных  статьей 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем вышеупомянутой рекламы является ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                      

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, размещенную в газете «Тюменский курьер» №201 (3703) за 2 ноября 2013 года на странице 2 следующего содержания: «В редакции газеты «Тюменский курьер» имеются в продаже книги: - Книга расстрелянных (1-2 тома); - «Запрещенные солдаты», Р.Гольдберг, А.Петрушин (второй-пятый тома);- «501-я», Р.Гольдберг; - «На задворках Гражданской войны», А.Петрушин; - «Возвращенные имена», Р.Гольдберг. Тел. 29-70-71», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  2. Выдать ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

         Решение изготовлено в полном объеме __________2014 года.

         Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

 

Председатель Комиссии                     

 

 

И.В. Поткина

 

Члены Комиссии

 

Д.А. Полухин

 

 

Е.Н. Огнева

 

П Р Е Д П И С А Н И Е  №  Р 14/08–03

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

21.02.2014 г.                                                                                                   г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

- заместитель руководителя управления;                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

Огнева Е.Н.

 

- заместитель начальника  ОКСЗ,

- ведущий специалист-эксперт ОКСЗ,

на основании своего решения от 21.02.2014г. № Р14/08-02 по делу № Р14/08 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в газете «Тюменский курьер» №201 (3703) за 2 ноября 2013 года на странице 2 следующего содержания: «В редакции газеты «Тюменский курьер» имеются в продаже книги: - Книга расстрелянных (1-2 тома); - «Запрещенные солдаты», Р.Гольдберг, А.Петрушин (второй-пятый тома);- «501-я», Р.Гольдберг; - «На задворках Гражданской войны», А.Петрушин; - «Возвращенные имена», Р.Гольдберг. Тел. 29-70-71»,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

2. ОАО «Редакция газеты «Тюменский курьер» в 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии                                                                       И. В. Поткина

 

Члены комиссии                                                                                 Д.А. Полухин

 

             Е.Н. Огнева

Связанные организации

Связанные организации не указаны