Решение №Р14/53 Решение по делу Р14/53 от 5 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р14/53-03

06.06.2014г.                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.

 

-заместитель руководителя управления;                  

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

Баусова Е.В.

 

- заместитель начальника отдела;

- главный специалист-эксперт,

рассмотрев дело № Р14/53 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы сейфов, на транспортном средстве с государственным номером А800УС72,  иные материалы,

в присутствии директора ООО «Сейф-Сервис» - «…» (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, решение учредителя №1 от  12.03.2000г.),

 

УСТАНОВИЛА:

На заседании Комиссии отсутствовал заявитель - гражданка «…» В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508), рассмотрение дела в отсутствии сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, гражданка «…» была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют почтовое уведомление № 62504873193697, определение  № Р14/53-02 было получено «…» 28.04.2014.

Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие заявителя.

В адрес Тюменского УФАС России поступило обращение из МКУ «Комитет по рекламе», в котором  МКУ «Комитет по рекламе» просит рассмотреть обращение (заявление) гражданки «…» (вх. № 326 от 20.01.2014г.)  на наличие либо отсутствие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о  рекламе.

Из заявления следует, что на транспортном средстве с государственным номером А800УС72 размещена реклама сейфов, следующего содержания: «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет октября, 26 27-97-97». По мнению гражданки «…», данная реклама является непристойной и оскорбительной, и вредит нравственному развитию её несовершеннолетних детей, а также дискредитирует её как родителя, подрывает доверие к ней как воспитателя.

Из представленного фотоматериала следует, что на задних дверях  транспортного средства (модель 2747-0000010-В5) с государственным номером А800УС72, размещена реклама следующего содержания: «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97», в рекламе использовано изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По данному факту Тюменским УФАС России определением от 18.03.2014г.  № Р14/53-01 возбуждено дело № Р14/53  по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрение назначено на 16.04.2014 г. на рассмотрения дела представитель ООО «Сейф-Сервис», не явился, запрошенные документы не представлены.

Определением от 18.03.2014г.  № Р14/53-02 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, рассмотрение назначено на 06.06.2014 г.

На рассмотрении дела директор ООО «Сейф-Сервис» «…» нарушение не признал и возражал по поводу экспертной оценки независимого специалиста – заведующей кафедрой социальных технологий, кандидата социологических наук, доцента, «…».

«…» пояснил, что вышеуказанную рекламу придумал лично сам и разместил с целью максимального привлечения внимания потенциальных потребителей (покупателей) к реализуемой продукции. Считает рекламу креативной, так как эта реклама говорит о том, что в продаже имеются сейфы всех форм и размеров  (в сочетание со словами «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ»), как округлые или круглые формы - (обнажённой (полуобнажённой) части тела человека, женщины). Тем самым, такой рекламой  «…» поясняет, что у него в продаже имеются все типы сейфов.

Директор ООО «Сейф-Сервис» «…», полагает, что вышеуказанная реклама изготовлена и распространяемая на транспортном средстве не нарушает рекламного законодательства.

Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, пришла к  следующим выводам.

Рекламой, в силу статьи 3 Закона о рекламе, является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что на задних дверях  транспортного средства (модель 2747-0000010-В5) с государственным номером А800УС72 принадлежащего ООО «Сейф-Сервис»  (информация предоставлена Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения  по Тюменской области вх. № 948 от 07.02.2014), размещена информация следующего содержания: «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97», при этом использовано изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф.

Указанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - сейфу, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.

Нравственные нормы  — это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также выносит оценку поведения человека. Очень часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что индивидуум считает хорошим для себя, может вызвать отрицательную оценку общества, и, наоборот, зачастую общество заставляет человека делать то, что нежелательно для него.

Установление в рекламе непристойных образов не требует специальных познаний в данной области.

Рассматриваемая реклама формирует внимание потребителей не к объекту рекламирования - сейфам, а к изображению обнажённой (полуобнажённой) части тела человека ниже спины (ягодицы), не содержит никаких сведений о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах рекламируемого товара. В данной рекламе использованы слова (слоган): «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ», в сочетании с обнажённой (полуобнажённой) частью тела человека ниже спины (ягодицы), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), как бы присаживается на сейф. Данная реклама нанесена в ярком цветовом изображении на задних дверях  транспортного средства (модель 2747-0000010-В5, грузовой автомобиль «Газель») с государственным номером А800УС72,  который используется для передвижения по улицам города.

Демонстрировать ягодицы не принято в обществе, это считается неприличным. В большинстве человеческих культур это считается непристойным жестом, который применяется в знак протеста, презрения или эпатажа. С другой точки зрения демонстрация ягодиц рассматривается как стремление вызвать сексуальное внимание. Таким образом, в рассматриваемой рекламе может  возникнуть ассоциация с эротическими услугами.

При этом такое изображение приобретает фривольный смысл (не вполне пристойный, легкомысленный, нескромный). В соответствии с данными «Словаря русского языка в четырех томах» под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение «крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)».

Таким образом, вышеуказанная реклама, размещенная на грузовом автомобиле «Газель», который передвигается по улицам города, и тем самым доступна для всех без исключения категорий населения, является непристойной, т.к. в соответствии с общепринятыми нормами морали общества появление в таком непристойном виде является неприличным и оскорбительным для общества.

При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе.

          Комиссия принимает во внимание заключение независимого специалиста – заведующей кафедрой социальных технологий, кандидата социологических наук, доцента, «…»

В своем заключении (от 12.03.2014 вх. № 1803) специалист указывает, что на дверях грузового автомобиля изображено полуобнаженное женское тело, которое может быть квалифицировано с позиции непристойности. Данная реклама является разновидностью транзитной рекламы, имеющей свойство массового контакта со всеми категориями граждан, включая несовершеннолетних.

Кроме того, рассматриваемая реклама противоречит Федеральному закону от 03.07.1998 г. №31-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в соответствии с которым ребёнок должен быть защищён  «от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью, нравственному и духовному развитию…. ».

 Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что реклама сейфов, размещённая на транспортном средстве с государственным номером А800УС72, следующего содержания: «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет Октября, 26 27-97-97», с изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф, является ненадлежащей, поскольку нарушает ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

       Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу сейфов, размещённую на транспортном средстве с государственным номером А800УС72, следующего содержания: «СЕЙФЫ  ВСЕХ  ФОРМ И РАЗМЕРОВ 50 лет октября, 26 27-97-97», с изображение человека полуобнажённого (вид сзади), который, нагнувшись вперёд, снимает с себя одежду (брюки или юбку), при этом обнажёнными ягодицами, как бы присаживается на сейф, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования   части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

 2. Выдать ООО «Сейф-Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме  ___________2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                      

Председатель комиссии                                                                    И.В. Веретенников

 

Члены комиссии                                                                                Д.А. Полухин                                                                              

                                                                                                             Е.В. Баусова

Связанные организации

Связанные организации не указаны