Решение №Р15/101-03 Решение по делу № Р15/101 от 18 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение№ Р15/101-03                                                                             

02.11.2015 г.                                                                                                 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены  Комиссии:

 

рассмотрев дело № Р15/101 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы грузотакси, размещенной на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Тюмень, 6-й км. Салаирского тракта, напротив строений 6,8, а так же на транспортных средствах (государственные номера О711ТК72, О115ТС72), следующего содержания: «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» с изображением транспортного средства,

при участии представителей:

от ООО «Эверест» – <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность № б/н от 06.07.2015г.), после перерыва – <…>, (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность № б/н от 19.10.2015г.)

от ИП <…> – <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России поступило обращение от ООО «Эверест» (вх.№ 4568 от 23.06.2015), о размещении на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Тюмень, 6-й км. Салаирского тракта, напротив строений 6,8, а так же на транспортных средствах (государственные номера О711ТК72, О115ТС72) информации следующего содержания: «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» с изображением транспортного средства, содержащей признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе).

Заявитель указывает на то, что реклама <…> вводит потребителей в заблуждение путем создания однозначного впечатления осуществления индивидуальным предпринимателем, как единым оператором, приема заказов также и для других организаций, оказывающих однородные услуги, тем самым, искажая смысл размещенной информации. В свою очередь, подобного рода формулировка, предлагаемая индивидуальным предпринимателем, требует фактического и документального обоснования.

Таким образом, реклама Ответчика по делу содержит недостоверные сведения в отношении исполнителя услуг, создает ложные впечатления, побуждающие потребителя обратиться за услугами к индивидуальному предпринимателю, тогда как такие же услуги оказывают и другие юридические лица, в частности ООО «Эверест».

Определением №Р15/101-01 от 21.08.2015 г.  было возбуждено дело №Р15/101 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении дела № Р15/101 26.10.2015г. был объявлен перерыв до 02.11.2015г.

Представитель заявителя  поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

На рассмотрении дела, <…> пояснил, что фраза «Единая Служба Заказа 58» - означает то, что по одному номеру можно заказать разные не связанные между собой услуги, которые объединяются именно номером телефона: 58-58-58

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе услуг грузотакси, информация направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, предлагаемым <…>, а именно к услугам грузотакси, и непосредственно к ЕДИНОЙ СЛУЖБЕ ЗАКАЗА.

Таким образом, информация, размещенная на рекламной конструкции расположенной по адресу: г. Тюмень, 6-й км. Салаирского тракта, напротив строений 6,8, а так же на транспортных средствах (государственные номера О711ТК72, О115ТС72), следующего содержания: «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» с изображением транспортного средства, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются услуги грузотакси, предлагаемые ИП Кугаевским О.О., а также непосредственно Единая Служба Заказа.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Из смысла текста рекламы «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» вытекает наличие единой службы заказа грузотакси в г. Тюмени.

В Словаре русского языка Ожегова С.И. (Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой, 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. 1989. С. 151) понятие "единый" толкуется как "один", "общий", "объединенный".

Однако ИП <…> не является хозяйствующим субъектом, объединяющим все организации (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которые осуществляют услуги грузотакси.

Как пояснил на рассмотрении дела ИП <…>, фраза «ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА», предполагает заказ разных, не связанных между собой услуг (услуги ассенизатора, грузотакси, манипулятора, эвакуатора), которые объединяет именно номер телефона: 58-58-58, принадлежащий ИП <…> а не только услуги по грузоперевозкам.

В данном случае, формулировка «ГРУЗОТАКСИ ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» предлагает потребителю определенный вид услуг, а именно услуги грузотакси. При этом в рассматриваемой рекламе отсутствует информация о возможности получения иных видов автоуслуг, объединенных данной «ЕДИНОЙ СЛУЖБОЙ ЗАКАЗА» индивидуального предпринимателя <…> Кроме того, рассматриваемая реклама формирует у потребителя представление о том, что «ГРУЗОТАКСИ ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» - является единой для всех грузоперевозчиков города Тюмени, а не ИП <…>

Введение в заблуждение потребителей рекламы представляет собой создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам.

Таким образом, размещенная ИП <…> вышеуказанная реклама, без части существенной информации, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно того, что по указанному в тексте рекламы телефону потребитель услуг грузотакси может воспользоваться единой, общей, объединенной службой грузотакси в городе Тюмени.

 

Довод ИП <…> о том, что «ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» является его коммерческим обозначением, не может быть принят по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Однако ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе устанавливает ограничение на распространение рекламы, которая может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

При этом ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Вместе с тем в рассматриваемом случае, спорная реклама, содержащая словосочетание "ГРУЗОТАКСИ ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА", вызывает у потребителей впечатление того, что, позвонив по телефону 585 858, можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе все организации, предоставляющие услуги грузотакси на территории г. Тюмени.

Доказательств наличия исключительного права на указанное наименование как на коммерческое обозначение или как товарный знак ИП <…> в материалы дела не представлено.

Таким образом, реклама грузотакси, размещенная на рекламной конструкции расположенной по адресу: г. Тюмень, 6-й км. Салаирского тракта, напротив строений 6,8, а так же на транспортных средствах (государственные номера О711ТК72, О115ТС72), следующего содержания: «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» с изображением транспортного средства, противоречит требованиям ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует информация о возможности получения иных автоуслуг предоставляемых ИП <…>, объединенных «ЕДИНОЙ СЛУЖБОЙ ЗАКАЗА» индивидуального предпринимателя <…>

 

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела, рекламодателем выше указанной рекламы является ИП <…> как лицо, определившее объект рекламирования.

 

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о выдаче предписания стороне по делу, Комиссия исходит из следующего.

На рассмотрении дела, ИП <…> пояснил, что данная реклама снята с рекламной конструкции (представлено фото в материалы дела) и принято решение в дальнейшем использовать обозначение «Служба Заказа 58».

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу грузотакси размещенной на рекламной конструкции расположенной по адресу: г. Тюмень, 6-й км. Салаирского тракта, напротив строений 6,8, а так же на транспортных средствах (государственные номера О711ТК72, О115ТС72), следующего содержания: «ПЕРЕЕЗД? ЗВОНИТЕ! ГРУЗОТАКСИ 58-58-58 ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗА» с изображением транспортного средства, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

                    <…>

 

                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны