Решение №Р15/107 Решение и предписание по делу № Р15/107 от 26 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №Р15/107-02                                                                             

02.10.2015 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 Поткина И. В.

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 Огнева Е.Н.

    

Шевчук М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р15/107, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы мероприятия базы отдыха «Песчаный берег» в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., а именно, на странице 67., следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63»,

при участии представителей:

от ООО «ТЕЛЕСЕМЬ-ТЮМЕНЬ», – Мельникова С.В. по доверенности б/н от 01.10.2015г. (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы, без указания категории данной информационной продукции в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., а именно, на странице 67. размещена реклама мероприятия базы отдыха «Песчаный берег», следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63».

Определением №Р15/107-01 от 03.09.2015 г. было возбуждено дело №Р15/107 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении дела представитель ООО «ТЕЛЕСЕМЬ-ТЮМЕНЬ» пояснил, что нарушение Закона о рекламе было непреднамеренным. В день сдачи журнала «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ. Тюмень» № 31 в печать, верстка происходила с задержкой по техническим причинам. Менеджер не успел согласовать макет с клиентом в течение рабочего дня. Макет был размещен без согласования. По факту выхода журнала макет не устроил клиента по внешнему виду и содержанию. По этой причине клиент отказался оплачивать его размещение.

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В данном случае необходимо учитывать обязательный юридический признак рекламы – адресация информации неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе). В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Следовательно, для восприятия рекламы не требуется каких-либо специальных познаний, объект рекламирования (товар, услуга) является очевидным, понятным для потребителя.

Указанный вывод согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», который в п. 2 указал, что «при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)».

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе Базы отдыха «Песчаный берег», информация направлена на привлечение внимания потребителей к зрелищным мероприятиям (фрик-шоу бессонница, GO-GO аниматоры, Фаер шоу), проводимых на базе отдыха «Песчаный берег», а так же непосредственно к самой базе отдыха «Песчаный берег».

Таким образом, информация, размещенная в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются мероприятия, проводимые на базе отдыха «Песчаный берег», а так же непосредственно сама база отдыха «Песчаный берег».

 

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из положений Конвенции о правах ребенка (вступившей в силу для СССР 15.09.1990), статей 7, 38 Конституции Российской Федерации, одной из основных задач государства является защита интересов и нравственного развития детей.

В соответствии с ч. 10.1 ст.5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

По смыслу п.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от  информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под зрелищным мероприятием следует понимать демонстрацию информационной продукции в месте, доступном для детей и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятия.

Как следует из текста рекламы, на базе отдыха «Песчаный берег» будут проходить Фрик-шоу Бессонница, Фаер шоу, GO-GO аниматоры.

Следовательно, информация, следующего содержания: «Фрик-шоу бессонница GO-GO аниматоры, фаер шоу», является рекламой информационной продукции – зрелищных мероприятий, демонстрируемых на базе отдыха «Песчаный берег», размещенной на странице 67 журнала «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите детей классификация информационной продукции ( всей, в том числе информационной продукции для детей, информационной продукции, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и иной информационной продукции) осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

Оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу ( в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (п.12 статьи 2 Закона о защите детей от информации).

Из указанной статьи следует, что оборотом зрелищного мероприятия будет его публичное исполнение, а распространение информации о его публичном исполнении – реклама.

Часть 3 статьи 6 Закона о защите детей устанавливает категории информационной продукции, по которым необходимо осуществлять классификацию.

Согласно части 6 указанной статьи сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, является основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Таким образом, указанными нормоположениями устанавливается требование до начала оборота на территории Российской Федерации информационной продукции (в том числе зрелищно-развлекательных мероприятий, к которым относится и концерт) осуществлять ее классификацию производителями и (или) распространителями, при этом классификация должна осуществляться по установленным категориям самостоятельно или с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций.

Следовательно, любая информационная продукция, оборот которой планируется осуществлять на территории Российской Федерации (не зависимо от того, способна ли она причинить вред здоровью и (или) развитию детей или нет), подлежит классификации на категории, обозначенные в части 3 статьи 6 Закона о защите детей от информации.

Таким образом, предлагаемые программы, которые исполняются на территории Российской Федерации, подлежат классификации.

Следовательно, в силу требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе их реклама должна содержать указание категории данной информационной продукции.

Вместе с тем, знак информационной продукции отсутствует в рассматриваемой рекламе.

Таким образом, реклама мероприятия базы отдыха «Песчаный берег» в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., а именно, на странице 67., следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63», противоречит требованиям ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе».

 

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В случаях использования в рекламе иностранного языка тексты на русском языке должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению.

Рассматриваемая реклама содержит слова на иностранном языке «OPEN AIR, MC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frog(ЗКО)», GO-GO» без сопровождения их текстом на русском языке идентичным по содержанию и техническому оформлению, что противоречит требования части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч. 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами дела, рекламораспространителем выше указанной рекламы является ООО «ТЕЛЕСЕМЬ-ТЮМЕНЬ» (625035, г. Тюмень, ул. Республики, 160, оф. 602, ИНН 7203324290 КПП 720301001 ОГРН 1147232048644) как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ».

 

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о выдаче предписания стороне по делу, Комиссия исходит из следующего.

На рассмотрении дела, представитель ООО «ТЕЛЕСЕМЬ-ТЮМЕНЬ» пояснил, что данная реклама была размещена без согласования с рекламодателем и данная реклама больше не размещается в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ».

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы на иностранном языке, без применения идентичных по содержанию и техническому оформлению слов на русском языке.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Телесемь-Тюмень» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу базы отдыха «Песчаный берег» в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., а именно, на странице 67., следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 10.1, ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «ТЕЛЕСЕМЬ-ТЮМЕНЬ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    Поткина И.В.

 

Члены комиссии

 

                    Огнева Е.Н.

 

                     Шевчук М.М.

Предписание №Р15/107-03

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

02.10.2015 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

Поткина И. В.

- заместитель руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

Огнева Е.Н.

 

Шевчук М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ

 

           

на основании своего решения от 02.10.2015г. №Р15/107-02 о признании ненадлежащей рекламы базы отдыха «Песчаный берег» в журнале «АНТЕННА-ТЕЛЕСЕМЬ» № 31 Тюмень 27 июля – 2 августа 2015г., а именно, на странице 67., следующего содержания: «база ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ отдыха отметь день города вместе с нами! 25 июля Я тюмень OPEN AIR VC Johni De Vito, DJ KOSHKA, DJ Alex Mix, DJ Kirill Frong (ЗКО) ФРИК-ШОУ БЕССОННИЦА GO-GO АНИМАТОРЫ ФАЕР ШОУ база отдыха находится на 19 км объездной дороги Тюмень-Омск. Любая форма оплаты. База отдыха «Песчаный берег» 93-03-52, 8(912)992-08-63», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. ООО «ТЕЛЕСЕМЬ - ТЮМЕНЬ» (625035, г. Тюмень, ул. Республики, 160, оф. 602, ИНН 7203324290 КПП 720301001 ОГРН 1147232048644), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы на иностранном языке, без применения идентичных по содержанию и техническому оформлению слов на русском языке.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  ООО «ТЕЛЕСЕМЬ–ТЮМЕНЬ» представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

  

И.В. Поткина

 

Члены комиссии    

 

Е.Н. Огнева 

 

М.М. Шевчук                                                                                               

 

        

                                                                                   

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны