Решение №Р15/109 Решение по делу № Р15/109 от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                     тел. 50-31-55

 

Решение № Р15/109-03

 

27.10.2015г.                                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

«…»

- заместитель руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

«…»

 

 

«…»

 

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

 

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р15/109, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн» на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81.

в присутствии представителя ОАО «Тюменский дом печати» «…» по доверенности (Доверенность, выдана 15.12.2014).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России поступило заявление от «…» (Вх№5954 от 06.08.2015) по факту распространения ненадлежащей рекламы на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81 лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн».

Сотрудниками Тюменского УФАС России был сделан акт осмотра от 31.08.2015, по результатам которого было установлено наличие рекламы лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн» на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81, следующего содержания: «Nature Code corporation, Ламифарэн (лечебно-профилактический продукт) 39-35-03, ул. Осипенко, 81, Ламифарэн, ламинария дальневосточная гомогенизированная для диетического лечебного и профилактического питания».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.

В соответствии с пунктом 1статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3).

Как следует из материалов дела, объектом рекламирования в рассматриваемом случае является лечебно-профилактический продукт «Ламифарэн» именно, как средство, оказывающее лечебное и лечебно-профилактическое воздействие.

Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе). Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 названной статьи).

В целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России 23.07.2015 N 649/15) территориальный орган осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

16.09.2015г. возбуждено дело №Р15/109 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО «Тюменский дом печати», рассмотрение назначено на 25.09.2015.

25.09.2015г., на рассмотрении дела представлены следующие документы: Письменное объяснение от 25.09.2015, Договор аренды нежилых помещений №25/15 от 01 Марта 2015г., приложение №1, 2, 3 к договору аренды нежилых помещений №25/15-ст от 01 марта 2015г., свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, проект соглашения о расторжении договора аренды нежилых помещений №25/15-ст от 01.03.2015г., свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Устав ОАО «Тюменский дом печати» Доверенность № Т8-16 от 02.07.2015г., Доверенность от 15.12.2014г.

Как следует из письменных пояснений ОАО «Тюменский дом печати» рассматриваемую рекламу разместил ИП «…» 01.03.2015г. между ОАО «Тюменский дом печати» и ИП «…» был заключен договор аренды нежилых помещений №25/15 от 01.03.2015г., где пунктом 3.3 части 4 предусмотрено, что арендатор обеспечивает соблюдение норм и правил, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта и отвечает за нарушение требований, согласно действующему законодательству.

Определением № Р15/109-02 от 25.09.2015г., рассмотрение дела было отложено, рассмотрение дела было назначено на 27.10.2015г., в качестве лица в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе был привлечен ИП «…» («…»), у ОАО «Тюменский дом печати» были запрошены документы подтверждающие отправку копии проекта соглашения от 31.08.2015г., и копию проекта акта о расторжении договора №25/15-ст от 01.03.2015г., ИП «…», у ИП «…» были запрошены надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с присвоением ИНН, Свидетельство о регистрации индивидуальным предпринимателем с присвоением ОГРН, сведения о лицах, участвовавших в производстве и распространении вышеуказанной рекламы, надлежащим образом заверенные копии договоров на производство и (или) распространение вышеуказанной рекламы, разрешение на размещения рассматриваемой рекламы, письменное объяснение по факту распространения рекламы с указанием на лечебные свойства рекламируемого товара «Ламифарэн».

Запрашиваемы у лиц документы были представлены в полном объеме.

Как следует из материалов, распространенная обществом реклама содержит сведения, приведение которых характерно для рекламы лекарственных средств - указание на лечебные свойства.

В соответствии с статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1); лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности(пункт 4).

Согласно части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 22.10.2012 № 428н утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Согласно части 1 статьи 28 Закона об обращении лекарственных средств регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты.

Частью 1 статьи 33 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что Государственный реестр лекарственных средств содержит, в том числе перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию.

Между тем установлено, что из содержания рекламы следует, что эта реклама содержит сведения, приведение которых характерно для рекламы лекарственных средств – указание на лечебные свойства лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн».

Согласно Свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.19.004.E.014986.10.12 от 24.10.2012г. «Ламифарэн» зарегистрирован в качестве специализированного пищевого продукта «Ламинария дальневосточная гомогенизированная для диетического питания «Ламифарэн» (гель охлажденный).

Как следует из анализа вышеуказанного свидетельства, продукция «Ламифарэн» прошла регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования для реализации населению в качестве диетического пищевого продукта, настоящее свидетельство выдано на основании экспертных заключений ГУ НИИ питания РАМН №72/Э-3074/и-08 от 25.12.2008 и ФГБУ НИИ питания РАМН № 72/Э-1775/и-12 от 04.10.2012г.

Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Однако, в рекламе продукта «Ламифарэн», содержится указание на его лечебные и профилактические свойства, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Анализ материалов дела № Р15/109 показал, что реклама «Ламифарэн», распространяемая на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81 нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а рекламораспространителем является ИП «…» поскольку часть здания, на которой была размещена рассматриваемая рекламная информация была передана в аренду ИП «…» по договору аренды №25/15-ст от 01 марта 2015г.

Комиссией установлено, «Ламифарэн» является, согласно представленным документам, пищевым продуктом. В данном случае вводятся в заблуждение потребители вышеуказанной рекламной информации (поскольку содержится указание на лечебные свойства лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн»).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В настоящий момент данные нарушения устранены, представитель ОАО «Тюменский дом печати» на рассмотрении дела 27.10.2015г., устно пояснил, что в настоящий момент рассматриваемая рекламная информация на фасаде здания отсутствует.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн», которая была размещена на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81, так как данная реклама нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований.
  3. Передать материалы дела № Р15/109 уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в  полном объеме ___________ решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

  •  

Члены комиссии

 

  •  

 

  •  

Связанные организации

Связанные организации не указаны