Решение №Р15/109 Решение по делу № Р15/109 от 25 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
Решение № Р15/109-03
27.10.2015г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
«…» |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
«…»
«…»
|
- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;
- специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело № Р15/109, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн» на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81.
в присутствии представителя ОАО «Тюменский дом печати» «…» по доверенности (Доверенность, выдана 15.12.2014).
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступило заявление от «…» (Вх№5954 от 06.08.2015) по факту распространения ненадлежащей рекламы на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81 лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн».
Сотрудниками Тюменского УФАС России был сделан акт осмотра от 31.08.2015, по результатам которого было установлено наличие рекламы лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн» на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81, следующего содержания: «Nature Code corporation, Ламифарэн (лечебно-профилактический продукт) 39-35-03, ул. Осипенко, 81, Ламифарэн, ламинария дальневосточная гомогенизированная для диетического лечебного и профилактического питания».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О рекламе» целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона «О рекламе» предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
В соответствии с пунктом 1статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3).
Как следует из материалов дела, объектом рекламирования в рассматриваемом случае является лечебно-профилактический продукт «Ламифарэн» именно, как средство, оказывающее лечебное и лечебно-профилактическое воздействие.
Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе). Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 названной статьи).
В целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение к приказу ФАС России 23.07.2015 N 649/15) территориальный орган осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
16.09.2015г. возбуждено дело №Р15/109 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО «Тюменский дом печати», рассмотрение назначено на 25.09.2015.
25.09.2015г., на рассмотрении дела представлены следующие документы: Письменное объяснение от 25.09.2015, Договор аренды нежилых помещений №25/15 от 01 Марта 2015г., приложение №1, 2, 3 к договору аренды нежилых помещений №25/15-ст от 01 марта 2015г., свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, проект соглашения о расторжении договора аренды нежилых помещений №25/15-ст от 01.03.2015г., свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Устав ОАО «Тюменский дом печати» Доверенность № Т8-16 от 02.07.2015г., Доверенность от 15.12.2014г.
Как следует из письменных пояснений ОАО «Тюменский дом печати» рассматриваемую рекламу разместил ИП «…» 01.03.2015г. между ОАО «Тюменский дом печати» и ИП «…» был заключен договор аренды нежилых помещений №25/15 от 01.03.2015г., где пунктом 3.3 части 4 предусмотрено, что арендатор обеспечивает соблюдение норм и правил, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта и отвечает за нарушение требований, согласно действующему законодательству.
Определением № Р15/109-02 от 25.09.2015г., рассмотрение дела было отложено, рассмотрение дела было назначено на 27.10.2015г., в качестве лица в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе был привлечен ИП «…» («…»), у ОАО «Тюменский дом печати» были запрошены документы подтверждающие отправку копии проекта соглашения от 31.08.2015г., и копию проекта акта о расторжении договора №25/15-ст от 01.03.2015г., ИП «…», у ИП «…» были запрошены надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с присвоением ИНН, Свидетельство о регистрации индивидуальным предпринимателем с присвоением ОГРН, сведения о лицах, участвовавших в производстве и распространении вышеуказанной рекламы, надлежащим образом заверенные копии договоров на производство и (или) распространение вышеуказанной рекламы, разрешение на размещения рассматриваемой рекламы, письменное объяснение по факту распространения рекламы с указанием на лечебные свойства рекламируемого товара «Ламифарэн».
Запрашиваемы у лиц документы были представлены в полном объеме.
Как следует из материалов, распространенная обществом реклама содержит сведения, приведение которых характерно для рекламы лекарственных средств - указание на лечебные свойства.
В соответствии с статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1); лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности(пункт 4).
Согласно части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 22.10.2012 № 428н утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Согласно части 1 статьи 28 Закона об обращении лекарственных средств регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты.
Частью 1 статьи 33 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что Государственный реестр лекарственных средств содержит, в том числе перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию.
Между тем установлено, что из содержания рекламы следует, что эта реклама содержит сведения, приведение которых характерно для рекламы лекарственных средств – указание на лечебные свойства лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн».
Согласно Свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.19.004.E.014986.10.12 от 24.10.2012г. «Ламифарэн» зарегистрирован в качестве специализированного пищевого продукта «Ламинария дальневосточная гомогенизированная для диетического питания «Ламифарэн» (гель охлажденный).
Как следует из анализа вышеуказанного свидетельства, продукция «Ламифарэн» прошла регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования для реализации населению в качестве диетического пищевого продукта, настоящее свидетельство выдано на основании экспертных заключений ГУ НИИ питания РАМН №72/Э-3074/и-08 от 25.12.2008 и ФГБУ НИИ питания РАМН № 72/Э-1775/и-12 от 04.10.2012г.
Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Однако, в рекламе продукта «Ламифарэн», содержится указание на его лечебные и профилактические свойства, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Анализ материалов дела № Р15/109 показал, что реклама «Ламифарэн», распространяемая на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81 нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а рекламораспространителем является ИП «…» поскольку часть здания, на которой была размещена рассматриваемая рекламная информация была передана в аренду ИП «…» по договору аренды №25/15-ст от 01 марта 2015г.
Комиссией установлено, «Ламифарэн» является, согласно представленным документам, пищевым продуктом. В данном случае вводятся в заблуждение потребители вышеуказанной рекламной информации (поскольку содержится указание на лечебные свойства лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн»).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
В настоящий момент данные нарушения устранены, представитель ОАО «Тюменский дом печати» на рассмотрении дела 27.10.2015г., устно пояснил, что в настоящий момент рассматриваемая рекламная информация на фасаде здания отсутствует.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу лечебно-профилактического продукта «Ламифарэн», которая была размещена на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Осипенко, 81, так как данная реклама нарушает пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
- Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований.
- Передать материалы дела № Р15/109 уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме ___________ решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии
|
|
Члены комиссии
|
|
|
|