Решение №Р15/138 Решение по делу № Р15/138 от 3 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение №Р15/138-02
17.11.2015 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
«…» |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
«…»
«…» |
- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ; - специалист-эксперт отдела КСЗ, |
рассмотрев дело № Р15/138, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы просмотра фильма «Бегущий в лабиринте испытание огнем» в кинотеатре «Премьер» с возрастным ограничением 12+, при участии законного представителя - директора ООО «Интертеркино Тюмень» «…»
УСТАНОВИЛА:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт распространения рекламы просмотра фильма «Бегущий в лабиринте испытание огнем» в кинотеатре «Премьер» с возрастным ограничением 12+, однако фактически возрастное ограничение на просмотр данного фильма 16+.
Сотрудниками Тюменского УФАС России был произведен акт осмотра, по результатам которого был выявлен факт распространения на столах ресторанного дворика (зоны общественного питания) торгового центра «Премьер» (3 этаж) рекламы анонсов фильмов, в том числе рекламы следующего содержания: «Кинотеатр Премьер, ПРИГЛАШАЕМ НА ПРЕМЬЕРЫ!...Лабиринт был всего лишь началом, ХИТ Бегущий в лабиринте испытание огнем 12+ с 17 сентября», выполненной в виде пластиковой стойки, которая имеет на своем основании надпись PEPSI с соответствующим фирменным логотипом на синем фоне.
Определением №Р15/138-01 от 21.10.2015 г. было возбуждено дело №Р15/138 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На рассмотрении дела представитель ООО «Интеркино-Тюмень» пояснил, что нарушение Закона о рекламе было непреднамеренным. В данном конкретном случае, ООО «Интеркино-Тюмень» был введен в заблуждение обладателем прав на демонстрацию данного фильма в России (20 век фокс). Как следует из письма, которое было получено ООО «Интеркино-Тюмень» от правообладателя перед началом показа, возрастное ограничение на фильм «Бегущий в лабиринте испытание огнем» было установлено 12+.
Изучив письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В данном случае необходимо учитывать обязательный юридический признак рекламы – адресация информации неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе). В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Следовательно, для восприятия рекламы не требуется каких-либо специальных познаний, объект рекламирования (товар, услуга) является очевидным, понятным для потребителя.
Указанный вывод согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», который в п. 2 указал, что «при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)».
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В данной рекламе просмотра фильма «Бегущий в лабиринте огнем» в кинотеатре «Премьер» информация направлена на привлечение внимания потребителей к зрелищному мероприятия, а также непосредственно к саму фильму и кинотеатру.
Таким образом, информация, распространявшаяся на столах ресторанного дворика(зоны общественного питания) торгового центра «Премьер» (3этаж) рекламы следующего содержания: «Кинотеатр Премьер, ПРИГЛАШАЕМ НА ПРЕМЬЕРЫ!...Лабиринт был всего лишь началом, ХИТ Бегущий в лабиринте испытание огнем 12+ с 17 сентября», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются просмотр фильма «Бегущий в лабиринте испытание огнем» в кинотеатре «Премьер», а так же непосредственно сам кинотеатр «Премьер».
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Как следует из текста рекламы, в кинотеатре «Премьер» будут проходить просмотры фильма «Бегущий в лабиринте испытание огнем».
Следовательно информация следующего содержания: «Кинотеатр Премьер, ПРИГЛАШАЕМ НА ПРЕМЬЕРЫ!...Лабиринт был всего лишь началом, ХИТ Бегущий в лабиринте испытание огнем 12+ с 17 сентября» является рекламой информационной продукции – зрелищного мероприятия, демонстрируемого на экранах кинотеатра «Премьер».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции (всей, в том числе информационной продукции для детей, информационной продукции, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, и иной информационной продукции) осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу ( в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (п.12 статьи 2 Закона о защите детей от информации).
Из указанной статьи следует, что оборотом зрелищного мероприятия будет его публичное исполнение, а распространение информации о его публичном исполнении – реклама.
Часть 3 статьи 6 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает категории информационной продукции, по которым необходимо осуществлять классификацию.
Согласно части 6 указанной статьи сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, является основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Таким образом, указанными нормоположениями устанавливается требование до начала оборота на территории Российской Федерации информационной продукции (в том числе зрелищно-развлекательных мероприятий, к которым относится и концерт) осуществлять ее классификацию производителями и (или) распространителями, при этом классификация должна осуществляться по установленным категориям самостоятельно или с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций.
Следовательно, любая информационная продукция, оборот которой планируется осуществлять на территории Российской Федерации (не зависимо от того, способна ли она причинить вред здоровью и (или) развитию детей или нет), подлежит классификации на категории, обозначенные в части 3 статьи 6 Закона о защите детей от информации.
Таким образом, предлагаемые программы, которые исполняются на территории Российской Федерации, подлежат классификации.
Следовательно, в силу требований части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе их реклама должна содержать указание категории данной информационной продукции.
Вместе с тем, указанный знак информационной продукции в рассматриваемой рекламе не соответствовал фактическому возрастному ограничению.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, реклама просмотра фильма «Бегущий в лабиринте испытание огнем» в кинотеатре «Премьер» с возрастным ограничением 12+ противоречит требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с частью 6, статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Интеркино-Тюмень» (628403, г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 63, ИНН: 8602236449, ОГРН: 1048602050639) как лицо, осуществляющее распространение рекламы на столах ресторанного дворика(зоны общественного питания) торгового центра «Премьер» (3этаж).
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решая вопрос о выдаче предписания стороне по делу, Комиссия исходит из следующего.
На рассмотрении дела, представитель ООО «Интеркино-Тюмень» пояснил, что данная реклама с нарушением рекламного законодательства была размещена непреднамеренно, а также сообщил, что в настоящее время рассматриваемая рекламная информация не распространяется в связи с окончанием демонстрации фильма.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Интеркино-Тюмень» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать рекламу следующего содержания: «Кинотеатр Премьер, ПРИГЛАШАЕМ НА ПРЕМЬЕРЫ!...Лабиринт был всего лишь началом, ХИТ Бегущий в лабиринте испытание огнем 12+ с 17 сентября», выполненной в виде пластиковой стойки, которая имеет на своем основании надпись PEPSI с соответствующим фирменным логотипом на синем фоне, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Интеркино-Тюмень» не выдавать, в связи с отсутствием оснований.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
«…»
|
Члены комиссии |
|
«…»
«…» |