Решение №Р15/148-04 РЕШЕНИЕ № Р15/148-04 от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р15/148-04

26.01.2016 г.                                                                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-  заместитель руководителя управления;            

Члены  Комиссии:

 

<…>

 

<…>М.

-  заместитель начальника отдела КСЗ;

 -ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р15/148 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг,

в присутствии: директора ООО «Евро-Трейд» <…>. (приказ №1 от 12.11.2014г.), представителя АНО «ИИЦ «Сельская новь»- <…> (доверенность б/н от 02.11.2015г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России был выявлен факт распространения рекламы о продаже строительных материалов в кредит в общественно – политической газете Абатского района «Сельская новь» №81 (9956) от 10.10.2015г. на стр.4 следующего содержания: «ФАСАДЫ И КРОВЛИ www.fasady-krovlya72.ru В наличии на складе и под заказ от производителя №1 по объему переработки стали с покрытием компании Металл Профиль Металлочерепица от 280р.м2. Профнастил от 190р.м2. Ондулин. Металлосайдинг от 320р.м2. Водосточные системы. Сайдинг виниловый от 145 р.шт. Металлопрокат. OSB kronospan – 540р.шт. Сотовый поликарбонат от 1700 р.шт. Печи для бани и многое другое…. ДВП Мин.плита. Пенополистирол. Теплицы. Септики мет. Металлоштакетник. Ворилекс и пенотерм. Изготовление доборных элементов для кровли и фасада. КРЕДИТ. Оплата банковскими картами.Скидка 3%. Работаем по телефонному звонку. При покупке от 50 000 руб. – доставка бесплатно. г.Ишим, ул.П.Осипенко, 35 (терр.зав. Ишимсельмаш) (34551)-7-59-33, г.Ишим, ул.Бригадная, 187 (терр.Ишимский зооветснаб (34551)-7-49-20, г.Ишим, ул.4-я Северная 64А (р-он Маслосыркомбината) (34551)-7-57-75, с.Викулово, кл.М.Горького 13/1 (напротив магазина «Садко») (34557)-2-39-04, с.Казанское, л.Ишимская42Г(здание автомагазина, 2 этаж) 8-982-800-25-25». 

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

В вышеупомянутой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Определением от 27.10.2015г. № Р15/148-01 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно письменным пояснениям АНО «ИИЦ «Сельская новь» (вх.8965 от 25.11.2015г.) Общество с вменяемым нарушением не согласно.

Выпуск газеты осуществляет редакция газеты «Сельская новь». АНО «ИИЦ «Сельская новь» является лишь издателем газеты. Редакция газеты «Сельская новь» зарегистрирована как средства массовой информации в форме газеты Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. С учетом статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» следует, что редакция газеты является самостоятельным субъектом, который осуществляет производство и выпуск газеты и несет за это ответственность в лице главного редактора. В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» распространение продукции средства массовой информации допускается после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Кроме того, по мнению АНО «ИИЦ «Сельская новь» в рассматриваемой рекламе рекламируются не финансовые услуги, а способы расчета за рекламируемый товар в форме товарного кредита.

Рекламодателем является ООО «Евро-Трейд», что подтверждается договором об оказании информационных услуг от 15.01.2015г., счетом на оплату №428 от 01.10.2015г., счет-фактурой №707 от 30.10.2015, актом №711 от 30.10.2015г., платежным поручением №1001 от 06.10.2015г.

Согласно письменным пояснениям ООО «Евро-Трейд» (вх.05 от 11.01.2016г.) директор обособленного подразделения ООО «Евро-Трейд» в г.Ишим, выполняя должностные обязанности по организации рекламной кампании в общественно-политической газете «Сельская новь» при размещении рекламного материала в №81 газеты от 10.10.2015г. по причине невнимательности предоставил неполную информацию о предоставлении покупателям ООО «Евро-Трейд» товарного кредита в соответствии со ст.822 ГК РФ, не указав в рекламном материале применительно к слову «Кредит» слово «Товарный», при этом предоставив копию договора №ПК-Т 515-15 от 18.02.2015г., копию исследования рынков строительных материалов, копию правил потребительского кредитования.

Комиссия, исследовав материалы дела, документы представленные лицом, в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заслушав  доводы представителей, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе.

Комиссия при рассмотрении дела учитывает, что законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Однако, Закон о рекламе является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно, в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства, подлежат применению именно специальные нормы Закона о рекламе.

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Кредит является финансовой услугой банков (кредитных организаций).

Упоминание  о кредите в тексте рекламы направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товарами, реализуемыми ООО «Евро Трейд». Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты приобрели товар, воспользовшись услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания и к услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.

Установленное законодателем требование о необходимости указания в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего такую услугу, призвано дать возможность потенциальным потребителям услуги реализовать свое право на получение информации, выработать общее представление об условиях оказания данным лицом финансовых услуг еще до обращения за товаром. Несоответствие рекламы услуг по предоставлению финансовой услуги требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей, ограничивая их право доступа к необходимой информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.

На рассмотрении дела представитель ООО «Евро-Трейд» пояснил, что при наличии договора с АО «ОТП Банк» №ПК-Т515-15 от 18.02.2015г. в рекламе рекламировался именно товарный кредит, в подтверждении чего представлены копии договора №51 ТЕД/15 о предоставлении товарного кредита от 24.11.2015г. и договора №42 ТЕД/15 о предоставлении товарного кредита от 17.10.2015г.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «Евро-Трейд» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, отсутствие информации о том, что предоставляется товарный, а не кредит, предоставляемый банком вводит в заблуждение потребителей рекламы, а соответствующая реклама является ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации об  условиях приобретения товара.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения  рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе  используется словосочетание: «от производителя №1 по объему переработки стали с покрытием компании Металл Профиль». На рассмотрение дела представителем ООО «Евро-Трейд» представлена копия Исследования рынков строительных материалов из тонколистовой стали с покрытием, произведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения в августе 2014 года, согласно которому  компания Металл Профиль является производителем №1 на мировом рынке производства строительных материалов из тонколистовой стали с покрытием, по данным 2013 года.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно ссылка на данное исследование.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования  и (или) содержания  лицо.

Согласно договору об оказании информационных услуг от 15.01.2015г.,  платежному поручению №1001 от 06.10.2015, счету на оплату №428 от 01.10.2015 , счет-фактуре №707 от 30.10.2015г., акту №711 от 30.10.2015г., ООО «Евро-Трейд» является лицом, оплатившим и принявшим услуги по размещению рассматриваемой рекламы в общественно – политической газете Абатского района «Сельская новь» №81 (9956) от 10.10.2015г. на стр.4, а следовательно, является рекламодателем. 

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «Евро-Трейд» под условным названием «ФАСАДЫ И КРОВЛИ», размещенную на станице 4 общественно – политической газете Абатского района «Сельская новь» №81 (9956) от 10.10.2015г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с прекращением нарушения.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

Председатель комиссии:

 

<…>

 

Члены комиссии:

 

 

<…>.

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны