Решение №Р15/162 Решение по делу № Р15/162 от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р15/162-03                                                                             

22.01.2016 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

    

<…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р15/162, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на Осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010»,

при участии:

от ООО «Всё Радио» – <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность № 178 от 15.12.2015г.);

от ООО Ломбард «Надежный Капиталъ» - не явился, извещено,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010».

Определением № Р15/162-01 от 23.11.2015 г. было возбуждено дело №Р15/162 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пояснениям ООО «Всё Радио», размещение рассматриваемой рекламы Ломбарда «Автодом» в эфире радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015г. происходило на основании заключенного договора № 176 от 31.07.2015г. с ООО Ломбард «Надежный Капиталъ». Текст рекламного домика был получен от ООО Ломбард «Надежный Капиталъ». Перед выходом в эфир, рекламный ролик был согласован по электронной почте с ООО Ломбард «Надежный Капиталъ».

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе автоломбарда «Автодом», информация направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, предлагаемым автоломбардом «Автодом», а именно: «Займы денег под залог автомобиля или ПТС, автострахование», а так же к самому автоломбарду «Автодом».

Таким образом, информация распространяемая, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются услуги, предлагаемые автоломбардом «Автодом», а именно: «Займы денег под залог автомобиля или ПТС, автострахование», а так же сам автоломбард «Автодом».

 

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)

В Законе о рекламе отсутствуют такие понятия, как «Финансовая организация», «Финансовые услуги». Соответственно, для положений Федерального закона «О рекламе» возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа,  валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда,  управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг.

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 2 Закона о ломбардах, ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)".

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о ломбардах, по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога

Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания  потенциальных потребителей именно к услуге автострахования, а так же, к займу под залог движимого имущества (автомобиля). Таким образом, в рекламе предложены как займы под залог движимого имущества (автомобиля) так и услуги автострахования.

Таким образом, рассматриваемая реклама является также рекламой страховой услуги – автострахование и финансовой услуги - займа под залог движимого имущества.

Указание соответствующего наименования организации, предоставляющей страховые услуги и услуги займа под залог движимого имущества, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В силу ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно  части 3 статьи 54 Гражданского Кодекса РФ, наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о ломбардах, ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела, указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний, обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.

Требования Закона о рекламе указывают на необходимость указания в рекламе наименования (с указанием организационно-правовой формы) лица, предоставляющего рекламируемую финансовую услугу, направлены, прежде всего, на то, чтобы потребители могли с достоверностью идентифицировать лицо, предоставляющее такую услугу. Не указание наименования лица, оказывающего финансовую услугу, также не позволяет потребителю с достоверностью идентифицировать лицо, ее предоставляющее.

Указание в рекламе на Автоломбард «Автодом» не направлено на то, чтобы потребители могли с достоверностью идентифицировать лицо, предоставляющее такую услугу, как займы под залог движимого имущества (автомобиль), так как вышеуказанную услугу оказывает ООО Ломбард «Надежный Капиталъ», непосредственно осуществляющий свою деятельность по указанному в рекламе адресу в автоломбарде «Автодом».

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего страховую услугу – автострахование, равно как отсутствует и наименование лица, оказывающего услугу по займам под залог движимого имущества, а, следовательно, в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно имеющимся материалам, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Всё радио» (адрес: 625019, г. Тюмень, ул. Республики, д. 211А ОГРН 1067203361158 ИНН 7203184162 КПП 720301001).

Как следует из документов, представленных в материалы дела (договор № 176 от 31.07.2015г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы, является ООО Ломбард «Надежный Капиталъ» (адрес: 625002, г. Тюмень, ул. Осипенко, 81 ОГРН 1157232000078 ИНН 7203256730 КПП 720301001).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о выдаче предписания стороне по делу, Комиссия исходит из следующего.

Согласно представленному на рассмотрение дела, приложению к договору № 176 от 31 июля 2015г., рассматриваемая реклама распространялась на радиостанции «Спорт FM» с 1 августа 2015г. по 25 августа 2015г. На данный момент данная реклама не распространяется.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «Всё Радио» и ООО «Ломбард «Надежный Капиталъ» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространяемую, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на Осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

                    <…>

 

                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны