Определение №Р15/162 Определение о возбуждении дела № Р15/162 от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение № Р15/162-01

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

23.11.2015 г.                                                                                           г. Тюмень

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, <…>, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на Осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего страховые услуги, на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года (аудиофайл 09-00-00), а именно, с 28:35 до 29:00, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010».

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона N 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа,  валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда,  управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг.

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания  потенциальных потребителей именно к услуге автострахования, а так же, к краткосрочному кредиту под залог движимого имущества (автомобиля). Таким образом, в рекламе предложены как краткосрочный кредит под залог движимого имущества (автомобиля) так и услуги автострахования.

Таким образом, рассматриваемая реклама является также рекламой страховой услуги – автострахование и непосредственно услуг микрокредитования под залог движимого имущества.

Указание соответствующего наименования организации, предоставляющей страховые услуги и услуги микрокредитования под залог движимого имущества, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В силу ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно  части 3 статьи 54 Гражданского Кодекса РФ, наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.

Требования Закона о рекламе указывают на необходимость указания в рекламе наименования (с указанием организационно-правовой формы) лица, предоставляющего рекламируемую финансовую услугу, направлены, прежде всего, на то, чтобы потребители могли с достоверностью идентифицировать лицо, предоставляющее такую услугу. Не указание наименования лица, оказывающего финансовую услугу, также не позволяет потребителю с достоверностью идентифицировать лицо ее предоставляющее.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего страховую услугу – автострахование, равно как отсутствует и организационно-правовая форма лица, оказывающего услуги по микрокредитованию под залог движимого имущества, а, следовательно, в ней содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно имеющимся материалам, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Радио Западной Сибири» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, 211-А ИНН: 7203082280, ОГРН: 1027200799658 КПП 720301001). Вместе с тем, не установлен рекламодатель вышеуказанной рекламы.

Таким образом, в действиях ООО «Радио Западной Сибири», как рекламораспространителя вышеуказанной рекламы, содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № Р15/162 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе».

2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Радио Западной Сибири» (625019, г. Тюмень, ул. Республики, 211-А ИНН: 7203082280, ОГРН: 1027200799658 КПП 720301001);

3. Назначить  дело № Р15/162 к рассмотрению на 15.00 часов  21.12.2015 г.,  по адресу:  г. Тюмень, ул. Холодильная, 58А, каб. 401.

4. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 г.   № 38-ФЗ, -  ООО «Радио Западной Сибири» предоставить в Тюменское УФАС России в течение десяти дней с момента получения данного определения, следующую информацию:

  - Надлежащим образом заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (со всеми изменениями на дату получения запроса), свидетельство о регистрации в качестве СМИ;

- Письменное объяснение по факту распространения рекламы на радиостанции «Спорт FM» 20 августа 2015 года, следующего содержания: «Прижали обстоятельства, приходи в автоломбард «Автодом», займы денег под залог автомобиля или ПТС, а также услуги автострахования, минимальный пакет документов для получения ссуды. Автоломбард «Автодом» на осипенко, 81 телефоны: 595-295, 530-010, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего страховую услугу – автострахование, равно как отсутствует и организационно-правовая форма лица, оказывающего услуги по микрокредитованию под залог движимого имущества.

         - Документы на производство и распространение вышеуказанной рекламы, а так же финансовые документы, подтверждающие факт оплаты производства и распространения этой рекламы, включая договор на размещение рекламно-информационных материалов, макет рекламы, его согласованный текст с рекламодателем.

         За непредставление или несвоевременное представление сведений, либо представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические и юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Лицам, участвующим в деле, обеспечить явку представителей с документами, подтверждающими их полномочия. В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, письменно сообщить об этом в Тюменское УФАС России.

 

Председатель Комиссии                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны