Решение №Р15/170 Решение по делу № Р15/170 от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р15/170-02                                                                             

13.01.2016 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

    

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р15/170, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» от 3 декабря 2015 года № 48(1970), а именно на стр. 1, следующего содержания: «На заказ МЕБЕЛЬ Шкафы-купе кухни кредит рассрочка* скидки «Салон XXI век» т.: 33-17-11, 8-912-928-55-93 ул. Олимпийская, 6/1 (2 этаж) *Акция до 31.12.2015 GD-0340400»,

при участии:

от ИП <…> – <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт распространения рекламы, в которой отсутствует наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги, в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» от 3 декабря 2015 года № 48(1970), а именно на стр. 1, следующего содержания: «На заказ МЕБЕЛЬ Шкафы-купе кухни кредит рассрочка* скидки «Салон XXI век» т.: 33-17-11, 8-912-928-55-93 ул. Олимпийская, 6/1 (2 этаж) *Акция до 31.12.2015 GD-0340400».

Определением № Р15/170-01 от 14.12.2015 г. было возбуждено дело №Р15/170 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрении дела, ИП <…> пояснила, что в данном случае произошла техническая ошибка, допущенная при верстке газеты (№ 48 от 03.12.2015г.), а именно при переносе макета с одной полосы на другую, произошла подмена строчки с наименованием банка на строчку «Акция до 31.12.15».

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе товаров предлагаемых салоном «XXI век», информация направлена на привлечение внимания потребителей к товарам, реализуемым салоном «XXI век», а именно: «Мебель, шкафы-купе, кухни», а так же к самому салону «XXI век», равно как и к возможности получения кредита и рассрочки при приобретении товара.

Таким образом, информация размещенная, в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» от 3 декабря 2015 года № 48(1970), а именно на стр. 1, следующего содержания: «На заказ МЕБЕЛЬ Шкафы-купе кухни кредит рассрочка* скидки «Салон XXI век» т.: 33-17-11, 8-912-928-55-93 ул. Олимпийская, 6/1 (2 этаж) *Акция до 31.12.2015 GD-0340400», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются товары, реализуемые салоном «XXI век», а именно: «Мебель, шкафы-купе, кухни», а так же сам салон «XXI век», равно как и  возможность получения кредита и рассрочки при приобретении товара.

 

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество)

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее – Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа,  валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда,  управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг. 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819  Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (Далее – ГК РФ), по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания  потенциальных заемщиков именно к получению кредита на приобретение предлагаемых салоном «XXI век» товаров. Таким образом, в рекламе предложены также и услуги кредитования.

Таким образом, рассматриваемая реклама является также рекламой финансовой услуги – кредита.

Указание соответствующего наименования организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В силу ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно  части 3 статьи 54 Гражданского Кодекса РФ, наименование и место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах.

Требования Закона о рекламе указывают на необходимость указания в рекламе наименования (с указанием организационно-правовой формы) лица, предоставляющего рекламируемую финансовую услугу, направлены, прежде всего, на то, чтобы потребители могли с достоверностью идентифицировать лицо, предоставляющее такую услугу. Не указание наименования лица, оказывающего финансовую услугу, также не позволяет потребителю с достоверностью идентифицировать лицо ее предоставляющее.

Согласно пояснениям ИП <…> от 13.01.2016г. (вх. № 76 от 13.01.2016г.), отсутствие наименования лица, оказывающего финансовую услугу – кредитование, вызвано технической ошибкой, допущенной при верстке газеты, а именно при переносе макета рекламы с одной полосы на другую, произошла подмена строчки с наименованием лица, оказывающего финансовую услугу на строчку «Акция до 31.12.15». В подтверждение представлены другие выпуски газеты «Гостиный двор», в которых размещалась реклама салона «XXI век» (№ 39, № 41).

 В выпусках газеты «Гостиный двор» № 39 (1961) от 01.10.2015г. и № 41 (1963) от 15.10.2015г. представленных ИП <…>, в которых размещалась реклама салона «XXI век», содержится наименование лица, оказывающего финансовую услугу – ЗАО «Кредит Европа Банк».

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе, размещенной в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» от 3 декабря 2015 года № 48(1970) отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу – кредитование, а, следовательно, в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, содержащейся в выходных данных, учредителем и издателем рекламно-информационной газеты «Гостиный двор» является ИП <…> (625000, г. Тюмень, ул. Герцена 62/1). Таким образом, ИП <…> является рекламораспространителем, как лицо, осуществившее распространение вышеуказанной рекламы.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно пояснениям ИП <…> и представленным в материалы дела документам, рекламодателем вышеуказанной рекламы, является Салон 21 век. Однако, как следует из заказа № 3073 на размещение модульной информации в газете «Гостиный двор» от 28.09.2015г. согласованный макет рекламы между ИП <…> и салоном 21 век содержит наименование лица, оказывающего финансовую услугу-кредитование.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решая вопрос о выдаче предписания стороне по делу, Комиссия исходит из следующего.

На рассмотрении дела, ИП <…> пояснила, что реклама салона «XXI век» в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» размещалась только в трех выпусках (№39, № 41, № 48) и была снята с 50 номера данной газеты (изменение к заказу от 14.12.2015г.)  и больше не размещается. Рассматриваемая реклама без наименования лица, оказывающего финансовую услугу - кредитование вышла в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» только один раз в № 48 от 03.12.2015г.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, размещенную в рекламно-информационной газете «Гостиный двор» от 3 декабря 2015 года № 48(1970), а именно на стр. 1, следующего содержания: «На заказ МЕБЕЛЬ Шкафы-купе кухни кредит рассрочка* скидки «Салон XXI век» т.: 33-17-11, 8-912-928-55-93 ул. Олимпийская, 6/1 (2 этаж) *Акция до 31.12.2015 GD-0340400», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

                    <…>

 

                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны