Решение №Р15/76 Решение и предписание по делу № Р15/76 от 17 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №Р15/76-02                                                                             

15.07.2015 г.                                                                                                 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 Поткина И. В.

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 Шишова Н.Н.

    

Шевчук М.М.

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р15/76, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство»  в разделе «Бани-сауны» журнала «ВЫБИРАЙ соблазны большого города. Тюмень» от 15-28 февраля 2015 года на странице 108 следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота,

при участии представителей:

от <………….>, – не явился, извещен надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тюменского УФАС России поступила информация, что в журнале «Выбирай. Соблазны большого города» 15-28 февраля 2015г., на странице 108 в разделе «Бани-сауны» размещена реклама экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство» следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора (пилотка) солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота.

Данная реклама была вынесена на обсуждение членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Тюменском УФАС России, заседание которого состоялось 19.06.2015г.

Члены Экспертного совета отметили, что является оскорбительным использование изображения головного убора (пилотка) солдат и офицеров времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота в рекламе экзотического релакса (мужские салоны) в разделе «Бани и сауны» и использованием выражения: «Армия красоток».

Решением Экспертного совета было установлено, что выражение «Армия красоток», с использованием изображения пилотки времен Великой Отечественной Войны, является непристойным и оскорбительным образом и выражением.

Определением №Р15/76-01 от 26.06.2015 г.  было возбуждено дело №Р15/76 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На рассмотрение дела, состоявшемся 15.07.2015г., представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив письменные доказательства по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В данном случае необходимо учитывать обязательный юридический признак рекламы – адресация информации неопределенному кругу лиц (ст. 3 Закона о рекламе). В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Следовательно, для восприятия рекламы не требуется каких-либо специальных познаний, объект рекламирования (товар, услуга) является очевидным, понятным для потребителя.

Указанный вывод согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», который в п. 2 указал, что «при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака)».

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе экзотического релакса в мужских салонах, информация направлена на привлечение внимания мужчин к услугам, предлагаемым мужскими салонами «Рай» и «Седьмое королевство», а так же непосредственно к самим мужским салонам «Рай» и «Седьмое королевство».

Таким образом, информация, размещенная в журнале «Выбирай. Соблазны большого города» 15-28 февраля 2015г., на странице 108 в разделе «Бани-сауны», следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона N 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.

Согласно письму ФАС России от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Согласно информации, содержащейся в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой понятие "непристойный" определяется как "неприличный, бесстыдный"; "неприличный - противоречащий правилам приличия"; "приличие - правило поведения, вежливость, благопристойность".

Согласно Международному кодексу рекламной практики, принятому на 47-ой сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты (с изменениями и дополнениями от 02.12.1986), определяющему основные принципы рекламы, вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной. Всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом.

Согласно статье 1 Кодекса, реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности.

В соответствии с разделом "Интерпретация" реклама должна оцениваться по тому действию, которое она может оказать на потребителя, с учетом конкретного рекламоносителя.

Как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", при оспаривании в суде факта распространения рекламы с нарушением требований Закона соответствующая реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Как следует из содержания рассматриваемой рекламы, ИП Антипина А.А. использовала для продвижения услуг своих мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство» образ головного убора (пилотки) солдат и офицеров Красной армии времен Великой Отечественной Войны (о чем свидетельствует пилотка с красной звездой).

Так, 19.05.1995 принят Федеральный закон N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Как следует из Преамбулы названного Федерального закона законодатель:

- исходит из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость;

- принимает во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства;

- учитывает народный, освободительный характер Великой Отечественной войны.

Указанный образ воссоздает в сознании воспринимающего его лица эмоции патриотизма, уважения, осознание целей и смысла подвига советских войск, напоминает об историческом, политическом, социальном значении событий 1941 - 1945 г.г.

Сам по себе текст рекламы, "АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс" привлекает внимание потребителя к услугам, оказываемым салонами «Рай» и «Седьмое королевство».

Однако, текстовая информация предлагалась потребителю с графической составляющей рекламы, в роли которой выступал образ головного убора солдат и офицеров Красной армии времен Великой Отечественной Войны (пилотка) с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота (пилотка была представлена с изображением заплетенных в косу волос).

При таких обстоятельствах, указанная реклама воздействует на сознание потребителя таким образом, что вызываемые при восприятии ее зрительной составляющей чувства и эмоции граждан, связанные с их отношением к победе в Великой Отечественной Войне, ставятся в один ряд с информацией, направленной на стимулирование покупательской активности потребителей: об услугах, оказываемых мужскими салонами «Рай» и «Седьмое королевство».

Поскольку данный образ узнаваем, в том числе с учетом распространения спорной рекламы в канун праздника Дня защитника Отечества и постпраздничный период, восприятие данной рекламы строилось именно на ассоциациях, связанных с изображением данного образа.

В рассматриваемой рекламе допущены неоправданные сравнения в использовании зрительных образов, применении словосочетаний (выражений). Такие сравнения в совокупности с предметом рекламирования не связаны с днем защитника Отечества, в связи с чем, могут оскорблять чувства участников Великой Отечественной войны, пожилых людей.

Так же, отметили члены Экспертного совета, является оскорбительным использование изображения головного убора солдат и офицеров времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота в рекламе экзотического релакса (мужские салоны) в разделе «Бани и сауны» и использованием выражения: «Армия красоток».

Оскорбительными являются слова «Армия красоток Экзотический релакс», в совокупности с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота в рекламе экзотического релакса в разделе «Бани и сауны, поскольку такое содержание рекламы нарушают такие нормы этики, как благопристойность, нравственность, мораль, чувства и эмоции граждан, связанные с их отношением к победе в Великой Отечественной Войне, ставятся в один ряд с информацией об услугах, оказываемых мужскими салонами «Рай» и «Седьмое королевство».

Данная реклама нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности, так как потребителями рекламы является не только целевая аудитория, на привлечение внимания которой данная реклама направлена, но и иные категории граждан, в том числе несовершеннолетние дети.

Таким образом, реклама экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство» в журнале «Выбирай. Соблазны большого города» 15-28 февраля 2015г., на странице 108 в разделе «Бани-сауны» размещена реклама экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство» следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота, противоречит требованиям ч. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела, рекламодателем выше указанной рекламы является <…………> (<……….>) как лицо, определившее объект рекламирования (платежное поручение № 33 от 29.01.2015г., счет на оплату № 105 от 28.01.2015г.).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство», размещенную в журнале «Выбирай. Соблазны большого города» 15-28 февраля 2015г., на странице 108 в разделе «Бани-сауны» следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать <………….> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    Поткина И.В.

 

Члены комиссии

 

                    Шишова Н.Н.

 

                     Шевчук М.М.

Предписание №Р15/76-03

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

15.07.2015 г.                                                                                                     г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И. В.

- заместитель руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

Шишова Н.Н.

 

Шевчук М.М.

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ

 

           

на основании своего решения от 15.07.2015г. №Р15/76-02 о признании ненадлежащей рекламы экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство», размещенную в журнале «Выбирай. Соблазны большого города» 15-28 февраля 2015г., на странице 108 в разделе «Бани-сауны» следующего содержания: «АРМИЯ КРАСОТОК Экзотический релакс Приглашаем посетить наш сайт Есть вакансии РАЙ мужской салон ул. 50 лет Октября, 62а, корп. 1 СЕДЬМОЕ КОРОЛЕВСТВО VIP салон Александровский сад, ул. Циолковского, 7 ИМПЕРИЯ SPA Особая концепция мужского отдыха. Подарочные сертификаты для счастливчиков. Мы ждем вас круглые сутки! Единый номер <...> -007» с использованием изображения головного убора солдат и офицеров красной армии времен ВОВ, с кокардой в форме красной звезды с изображением серпа и молота, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. <………> (адрес места нахождения: <,,,,,,,,,,,,>), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы экзотического релакса мужских салонов «Рай» и «Седьмое королевство» с использованием оскорбительных образов, сравнений и выражений.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  <……….> представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

И.В. Поткина

 

Члены комиссии    

 

Н.Н. Шишова   

 

М.М. Шевчук                                                                                               

 

 

         

Связанные организации

Связанные организации не указаны