Решение №Р15/82 Решение и предписание по делу № Р15/82 от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р15/82-03

07.09.2015 г.                                                                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

-  заместитель руководителя управления;            

Члены  Комиссии:

 

<…>

<…>

-  ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

 - специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

при рассмотрении дела № Р15/82 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, в присутствии законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП <…> (Адрес: 625000 г. Тюмень, ул.Республики, д. 211, офис 222 ИНН:540444358196 ОГРН:306720313200091), на основании доверенности б/н от 01.09.2015 г., Дроздовской Оксаны Леонидовны, в отсутствии представителей Кредитный потребительский кооператив «Содействие» (КПК «Содействие», 620000, г. Екатеринбург, ул. Зенитчиков, д.26, ИНН 66741545590, КПП 667401001, ОГРН 1056605207670), уведомленных надлежащим образом (почтовое отправление №62599288087488),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России был выявлен факт распространения   рекламы в газете «Ваш Успех» №26 2-8 июля 2015 г., следующего содержания:«Вкладывай! Возможно максимальный доход для ваших сбережений 20%», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 50, тел.: 51-61-48».

В рассматриваемой рекламе говорится о том, что КПК «Содействие» предлагает гражданам вступить в кооператив и доверить свои деньги КПК, не указав при этом конкретный размер вступительного взноса;  также отсутствуют существенные условия совершения данных действий, такие как срок вклада, сумма вклада, которые влияют на размер дохода.

Определением №Р15/82-01 от 13.07.2015 г. по данному факту было возбуждено дело №Р15/82 о нарушении законодательства о рекламе, рассмотрение

которого назначено на 13.08.2015 г.

03.08.2015 г. КПК «Содействие» представило письменные объяснения (вх.№5803), в которых пояснило что между ООО «ВАШ УСПЕХ» и ИП <…>, был заключен договор б/н от 01.07.2015 об оказании услуг в области рекламы на размещение вышеуказанной рекламы.

В связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе и получения дополнительных документов и доказательств, определением №Р15/82-02 от 13.08.2015 рассмотрение дела было продлено и отложено на 07.09.2015 г.

К рассмотрению дела представитель ИП <…> предоставил письменные пояснения о том, что между КПК «Содействие» и  ИП <…> был заключен агентский договор №ю-38 от 01.01.2014 г., согласно которому КПК «Содействие поручает, а ИП <…>, принимает на себя обязательство осуществлять от своего имени, но за счет КПК «Содействие» деятельность в кассовом узле «Тюмень в г.Тюмени Тюменской области.

Рассмотрев материалы, представленные лицами, в действиях, которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, рассматриваемая информация, размещенная в газете «Ваш Успех» №26 2-8 июля 2015 г., на странице №1, следующего содержания: «Вкладывай! Возможно максимальный доход для ваших сбережений 20%», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 50, тел.: 51-61-48». является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, где объектом рекламирования является деятельность Кредитного потребительского кооператива по привлечению личных сбережений граждан по договору передачи личных сбережений.

В законодательстве о рекламе отсутствует понятие финансовая организаций, финансовые услуги. Соответственно, для положений Федерального закона «О рекламе» возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе «О защите конкуренции».

Однако, необходимо учитывать, что Федеральный закон «О рекламе» является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно, в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства, подлежат применению именно специальные нормы Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее - Закон о защите конкуренции), под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа,  валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда,  управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг. 

Таким образом, согласно Федеральному закону «О защите конкуренции» под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в пункте 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является существо осуществляемой деятельности – то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц, либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее-Закон о кредитной кооперации),   кредитный потребительский кооператив  - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно пункту 6 части 1 статьи  6 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о кредитной кооперации, для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.  

Согласно части 2 статьи 30 Закона о кредитной кооперации, по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Исходя из смысла услуг, предоставляемых КПК «Тюменский фонд сбережений», направленных на привлечение денежных средств от граждан и последующей выплатой процентов на суммы привлеченных средств, что предоставляемая Кредитным кооперативом услуга по договору передачи личных сбережений денежных средств, является финансовой услугой.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости о того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

В  рассматриваемом  случае  из  содержания  спорной рекламы  следует,  что  она  адресована  неопределенному  кругу  лиц  и действительно  направлена на  продвижение такой услуги как возмездное сбережение денежных средств, таким образом рассматриваемая реклама, является рекламой финансовой услуги по сбережению денежных средств граждан, оказываемой кредитным потребительским кооперативом.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Выше обозначенная реклама, размещенная ИП <…>, распространявшаяся в газете «Ваш Успех» №26 2-8 июля 2015 г., на странице №следующего содержания:«Вкладывай! Возможно максимальный доход для ваших сбережений 20%», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 50, тел.: 51-61-48», не содержит сведений о возможных доходах или расходах потребителя рекламы, воспользовавшегося финансовыми услугами потребительского кооператива по сбережению денежных средств под ставку в 20%, исходя из следующего.

Важной информацией для потребителя по договору передачи личных сбережений является информация об условиях договора передачи личных сбережений, влияющих на сумму доходов или расходов, которые может понести потребитель, а именно информация о возможности их пополнения, досрочном снятии денежных средств, истребовании средств, обеспечении возврата личных сбережений и об изменениях условий договора Кредитным потребительским кооперативом в одностороннем порядке, в том числе об изменении процентной ставки, а также наличие различных взносов и прочие условия, которые влияют на сумму расходов или доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Договор передачи личных сбережений заключается на условиях срочности, платности, возвратности. Следовательно, существенными условиями данного договора являются срок его действия, платность за пользование денежными средствами сберегателя, и условие возвратности личных сбережений сберегателю. Срок действия договора является существенным условием, поскольку непосредственно влияет на размер процентной ставки за пользование Кредитным кооперативом денежными средствами сберегателя.

Кроме того, размеры процентной ставки и суммы передаваемых личных сбережений являются существенными условиями данного договора, влияющими на сумму доходов, которую могут получить потребители данной услуги.

Рассматриваемая реклама умалчивает о таком существенном условии данного договора, как необходимость внесения взносов. Таким образом, в рекламе отсутствует информация о расходах в виде взносов, которые понесут потребители, воспользовавшиеся данной услугой.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует информация о доходах или расходах, которые могут понести лица, воспользовавшиеся данной финансовой услугой.

Данная норма Закона о рекламе напрямую корреспондирует с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Для осуществления своей деятельности и достижения уставных целей, Кредитный кооператив вправе привлекать денежные средства на основании договора передачи личных сбережений.  

Согласно пункту 2.1 Устава КПК «Содействие», кооператив действует в целях повышения благосостояния пайщиков и членов их семей, повышения их жизненного уровня, обеспечения упрощенного доступа к финансовым услугам и расширения потребительских возможностей, содействия успеху деловых начинаний членов Кооператива, а также в целях повсеместного распространения принципов и идей кредитной потребительской кооперации.

Согласно пункту 2.2 Устава, предмет деятельности кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов Кооператива (Пайщиков) посредством:

- объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов кооператива и иных денежных средств в порядке,, определенном действующим законодательством РФ и настоящим уставом

-  размещения названных денежных средств, путем предоставления займов членам Кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей..

Из вышеизложенного следует, что предоставление услуг по договору передачи личных сбережений возможно только членам Кредитного кооператива, что является существенным условием заключения данного договора, поскольку ограничивает круг лиц, могущих воспользоваться данной услугой в Кредитном потребительском кооперативе «Содействие».

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Распространяемая потребительским кооперативом реклама не содержит сведения о том, что приобрести упомянутые в рекламе услуги могут только члены КПК «Содействие» оплатившие определенный вступительный взнос и постоянные взносы за членство в указанном кооперативе, таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения  рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования  и (или) содержания  лицо.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее  распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В материалах рассматриваемого дела имеется договор, б/н от 01.07.2015 об оказании услуг в области рекламы на размещение вышеуказанной рекламы, заключенный между ООО «ВАШ УСПЕХ» и ИП <…>.

Согласно п.1.1 договора об оказании услуг в области рекламы б/н от 01.06.2015 г., заключенному между ООО «ВАШ УСПЕХ Тюмень»(далее по тексту-Исполнитель) и ИП <…> (далее по тексту -Заказчик), предметом договора является размещение рекламного модуля (макета) в газете «ВАШ УСПЕХ Тюмень»

Согласно п.2.1.2 Заказчик обязан предоставлять рекламные макеты (модули), согласно Федеральному закону  «О рекламе».

В соответствии с п.2.1.3 Заказчик обязан оплачивать исполнителю сумму за размещение рекламного материала в соответствии с разделом 3 настоящего договора.

Согласно п.3.1 вышеуказанного договора, исполнитель выставляет счет Заказчику за публикацию рекламы

В соответствии с п.3.1. договора об оказании услуг в области рекламы б/н от 01.06.2015 г., Заказчик производит перечисление сумм на р/с Исполнителя в течении 3-х банковских дней с момента выставления Исполнителем счета.

Таким образом ИП <…> (Адрес: <…>) является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение  части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно  части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в  соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в  соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу финансовых услуг в газете «Ваш Успех» №26 2-8 июля 2015 г., на странице №1, следующего содержания:«Вкладывай! Возможно максимальный доход для ваших сбережений 20%», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 50, тел.: 51-61-48», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> (Адрес: <…>) предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _________2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

Председатель комиссии:

 

<…>

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

<…>

 П Р Е Д П И С А Н И Е №Р15/82-04

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

07.09.2015 г.                                                                                                       г. Тюмень

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-  заместитель руководителя управления;                   

Члены  Комиссии:

 

  <…>

 

  <…>

-  ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

 - специалист-эксперт отдела КСЗ;

 

 

           

на основании своего решения от 07.09.2015г. №Р15/82-03 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в газете «Ваш Успех» №26 2-8 июля 2015 г., под заголовком:«Вкладывай! Возможно максимальный доход для ваших сбережений 20%», Кредитный потребительский кооператив «Содействие», г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 50, тел.: 51-61-48», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. ИП <…> (Адрес: 625000 г. Тюмень, ул.Республики, д. 211, офис 222, ИНН:540444358196 ОГРН:306720313200091), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение части 7 статьи 5, части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно прекратить распространение рекламы с отсутствием сщественной информации.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  ИП <…> представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

<…>

Члены комиссии :

 

<…>

<…>

                                                                                               

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны