Решение №Р16/09 Решение и предписание по делу № Р16/09 от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  №  Р 16/09-03

                                                                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2014 г.    

Решение изготовлено в полном объеме 10.05.2014 г.                                 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

  Председатель Комиссии:

<…>

 

-заместитель руководителя    управления;                

Члены  Комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

 

- ведущий специалист-эксперт;

 

- ведущий специалист-эксперт,

 

рассмотрев дело № Р16/09, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, иные материалы,

в присутствии:  заявителя – <…> (предъявлен паспорт гражданина РФ),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тюменское УФАС России поступило заявление <…> (вх. 09 от 11.01.2016г.)  о размещении ООО «Сибирь» недостоверной рекламы.

Из заявления следует, что ознакомившись с рекламой следующего содержания: «Социальные окна для пенсионеров. Окна от 4800р. двери от 1900 р. теплицы от 6900 р. шкафы-купе от 7000 р. натяжные потолки от 4512р. за комнату Социальная рассрочка без банка, переплата 0%. Изготовление от 2-х дней Гарантия 10 лет. ГОСТ-контроль Технология лазерной защиты. Горячая линия 8-929-269-90-00 Балконы Звоните 609-222 Скидки до 60% По вашим просьбам работаем без выходных и праздников! Специальные льготы для пенсионеров» на стр.1 газеты «Наша газета» от 24 09.2015г. №38(44)», а также на стр.8 газеты «Караван медиа Тюмень» от 16.10.2015 г. №40, заявитель хотела установить окна в рассрочку. Однако, приехавший замерщик сказал, что необходимо заключить договор с предоплатой, а поскольку пенсия у заявителя маленькая, он предложил заключить договор займа с ООО «Строй Энерго».

Из договора следует, что никакой рассрочки фирма не предоставляет.

Определением от 01.02.2016г. № Р16/09-01 в отношении ООО «Сибирь» возбуждено дело № Р16/09 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В связи с не явкой на рассмотрение дела ООО «Сибирь», и отсутствием информации об их надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела, определением от 01.03.2016г. №Р16/09-02 рассмотрение дела было отложено.

На рассмотрении дела, состоявшемся 22.04.2016г., заявитель поддержала изложенные в заявлении доводы и требования, пояснила, что данная реклама заинтересовала ее тем, что окна устанавливаются в рассрочку и изготавливаются в срок от 2-х дней. Однако, рассрочку ООО «Сибирь» ей не предоставило, а вынудило заключить договор займа с ООО «СтройЭнерго». И окна до сих пор не установлены.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель – изготовитель или продавец товара или иное определившее объект рекламирование лицо; рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие  действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товаров.

Из рассматриваемой рекламы следует, что ООО «Сибирь» предоставляет пенсионерам социальную рассрочку на изготовление окон, срок изготовления которых составляет от 2-х дней.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

  Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке. Использование в рекламе недостоверных сведений, в том числе утверждение, что на окна предоставляется рассрочка ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же рынке.

Как такового  термина «рассрочка» в «чистом виде» в законодательстве нет – это бытовое определение. Если говорить о юридической стороне вопроса, то рассрочка – это сделка (в терминах Гражданского кодекса) с особыми условиями оплаты. То есть товар или услуга предоставляются сразу и в полном объеме, а оплата – не сразу, а отдельными платежами, разнесенными во времени.

Рассро́чка–способ оплаты товаров или услуг, при котором платёж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. В случае рассрочки покупатель заключает договор купли-продажи с продавцом товара. В случае если покупатель не производит в установленный договором срок очередной платёж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

Таким образом, понятие рассрочка подразумевает передачу товара в момент заключения договора независимо от оплаты товара.

В соответствии с договором от 01.10.2015г., заключенным Заявителем с ООО «Сибирь» сроки (дата) исполнения заказа указаны в Правилах оказания услуг. Согласно п.9  Правил оказания услуг сроком начала выполнения работ (оказания услуг) Исполнителем является момент подписания договора, и конечный срок выполнения работ  -  четыре календарных месяца с момента подписания Договора.

Ни в договоре, ни в Правилах оказания услуг нет условий о предоставлении рассрочки.  Вместе с тем, Заявителю было предложено и заключен договор займа с совершенно иной организацией – ООО «СтройЭнерго», при этом, должностное лицо, подписавшее договор займа от ООО «СтройЭнерго», являлось так же должностным лицом, подписавшим договор от ООО «Сибирь».

Анализ имеющихся документов позволяет сделать вывод о том, что изготовление окон будет производиться в течение 3 месяцев, а их установка должна быть выполнена не позднее 4 месяцев с момента подписания договора.

Вместе с тем, заявителем заключен договор займа с ООО «ЭнергоСтрой», а следовательно, вся сумма по договору с ООО «Сибирь» за изготовление и установку окон Заявителем уплачена в день подписания договора. Договором займа с ООО «СтройЭнерго», предусмотрены платежи сроком на 3 месяца, то есть до установки окон.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют, что рассрочки Заявителю  не предоставлялось, следовательно, информация о предоставлении рассрочки в рассматриваемой рекламе является недостоверной, а значит, нарушает требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. 

Кроме того, Комиссия усматривает в действиях ООО «Сибирь» нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «Сибирь»  направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

 Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

Рассматриваемая реклама не содержит сведений о том, что предоставляется не рассрочка, а займ, а, также отсутствует информация о том, что займ предоставляется иной организацией, а не ООО «Сибирь», следовательно, в ней отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения  рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований частей 3, 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Социальные окна для пенсионеров. Окна от 4800р. двери от 1900 р. теплицы от 6900 р. шкафы-купе от 7000 р. натяжные потолки от 4512р. за комнату Социальная рассрочка без банка, переплата 0%. Изготовление от 2-х дней Гарантия 10 лет. ГОСТ-контроль Технология лазерной защиты. Горячая линия 8-929-269-90-00 Балконы Звоните 609-222 Скидки до 60% По вашим просьбам работаем без выходных и праздников! Специальные льготы для пенсионеров», размещенную  на стр.1 газеты «Наша газета» от 24 09.2015г. №38(44)», а также на стр.8 газеты «Караван медиа Тюмень» от 16.10.2015 г. №40,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «Сибирь» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                      

 

Председатель комиссии

<…>

 

 

Члены комиссии

 

<…>

 

 

 

<…>

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №Р16/09-04

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

22.04.2016 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

 

-заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

<…>

<…>

 

-ведущий специалист-эксперт

-ведущий специалист-эксперт

на основании своего решения от 22.04.2016г. №Р16/09-03 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной на стр.1 газеты «Наша газета» от 24 09.2015г. №38(44)», а также на стр.8 газеты «Караван медиа Тюмень» от 16.10.2015 г. №40, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. ООО «Сибирь» (адрес местонахождения: 630091, г. Новосибирск, ул. Мичурина, д.12А, оф.401А, ОГРН 1135476162799, ИНН 5406763725, КПП 540601001, дата регистрации 31.10.2013г.), в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания устранить нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о способах оплаты товара.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  ООО «Сибирь» представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

      

Председатель комиссии                                                       <…>

Члены комиссии                                                                   <…>

                                                                                                  

                                                                                                      <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны