Решение №Р16/11 Решение по делу № Р16/11 от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р16/11-03                                                                             

20.04.2016 г.                                                                                                 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>    

 

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р16/11, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень» от 29.12.2015г. № 52 (58) на стр. 6 рекламы пищевой добавки «Секрет Бобра»,

         при участии:

         от ИП <…> – <…> (по доверенности № 6 от 20.04.2016г.)

         от ИП <…> – представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое отправление № 62500097448766),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы пищевой добавки «Секрет Бобра» с указанием на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень» от 29.12.2015г. № 52 (58) на стр. 6.

Определением №Р16/11-01 от 17.02.2016г. было возбуждено дело №Р16/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе пищевой добавки «Секрет Бобра», распространяемой в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень» от 29.12.2015г. № 52 (58) на стр. 6, информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к пищевой добавке «Секрет Бобра».

Таким образом, информация о пищевой добавке «Секрет Бобра», размещенная в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень» от 29.12.2015г. № 52 (58) на стр. 6, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является пищевая добавка «Секрет Бобра».

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Вместе с тем, вышеупомянутая реклама содержит ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья человека в результате применение  пищевой добавки «Секрет Бобра»: «Секрет Бобра» с пантами алтайского марала – это тот продукт, который я советую всем знакомым. Дело в том, что у меня были проблемы с нервной системой, - я перенесла инсульт. Ноги не держали, говорила невнятно, а рука просто не слушалась. Но после приема 2-х курсов «Секрета Бобра» я ощутила, что все эти проблемы исчезают. Спасибо вам за шанс на нормальную жизнь! Людмила Петровна, г.Великий Новгород»; «Секрет Бобра» с пантами алтайского марала – мой спаситель! Я перенес инсульт и паралич левой стороны тела. Также мучили боли в области сердца, головные боли, одышка. За 3 курса приема «Секрета Бобра» прошел паралич, исчезла отдышка и прошли головные боли. Я стал ходить в магазин, больше не чувствую постоянной усталости. Буду и дальше принимать вашу продукцию, которая делает жизнь людей преклонного возраста энергичной и счастливой! Владимир Иванович, г.Санкт-Петербург»; «стал принимать «Секрет Бобра» с панталами алтайского марала по совету знакомого врача по поводу ослабления организма (усталость, импотенция). Уже в середине 1-го курса с начала приема препарата я был очень удивлен тем, что восстановилась потенция, возросла работоспособность, появилось много сил, энергии. Сегодня работаю на двух работах, строю гараж, занимаюсь дачей. Энергии как у восемнадцатилетнего, а мне все 50! Валерий Михайлович Златоустов, г.Тверь»; «Несколько месяцев назад приобрел «Секрет Бобра» с пантами алтайского марала для своей жены. С годами у нее , как и у множества других людей, развилась гипертония, часто были головные боли. Помимо этого, беспокоили суставы, пораженные артритом, ей было тяжело ходить. Я очень хотел помочь жене, поэтому, узнав о «Секрете Бобра» с пантами алтайского марала, решил приобрести его. С началом приема препарата супруга начала чувствовать себя намного лучше. После применения нескольких курсов давление нормализовалось, прошли головные боли, поднялось настроение. Да и сильные боли в ногах оставили в покое – она намного больше двигается, так как чувствует прилив сил. Также у нее восстановился сон. Спасибо вам огромное за такие хорошие перемены в жизни моей жены. Олег Юрьевич, г.Екатеринбург», а также создает впечатление о том, что пищевая добавка «Секрет Бобра» обладает лечебными свойствами: «…Комплекс бобровой струи, пантов алтайского марала характеризуется мощным, эффективным действием при самых критических состояниях организма, когда традиционная медицина бессильна….Все активные компоненты в составе композиции полностью (на 100%) усваиваются  организмом, помогая ему быстро восстановить ослабленные функции органов и систем организма – при отягощенных нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях (включая эпилепсию, онемение конечностей); - при выраженном рассеянном склерозе; - при сильных головных болях; - при параличе; - при хроническом воспалении мочевых путей; - при бесплодии; - при хронических и отягощенных гинекологических воспалениях; - при запущенной стадии аденомы предстательной железы; - при стремительном разрушении печени; - при сильных воспалительных процессах суставов, поясницы; - при ранах, ожогах, дерматитах и других нарушениях кожного покрова; - при постоянном головокружении, нарушении слуха, шуме в ушах; - после перенесенных тяжелых заболеваний, травм, хирургических вмешательств для быстрого восстановления и повышения работоспособности, умственных способностей; - при резком ухудшении зрения; - при изменении артериального давления (способствует коррекции до нормального уровня); - для быстрого восстановления иммунитета; - при хроническом упадке сил; - при половом бессилии; - при похмельном синдроме, отравлении алкоголем.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ « Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств), лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Как следует из п. 4 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств, в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.10.2012г. № 428н утвержден административный регламент Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения.

В соответствии с этим регламентом, документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

В данном случае, в материалы дела не представлено доказательств, что пищевая добавка «Секрет Бобра» является лекарственным средством.

 Вместе с тем, как указано в рассматриваемой рекламе, пищевая добавка «Секрет Бобра» не является лекарственным средством.

Следовательно, обозначенная выше реклама не соответствует требованиям п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку содержит ссылки на конкретные случаи улучшения состояния здоровья людей и создает впечатление о том, что пищевая добавка «Секрет Бобра» обладает лечебными свойствами, поскольку содержит целый перечень заболеваний, от которых может исцелить данный продукт.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела, рекламораспространителем выше указанной рекламы является ИП <…> (625000, г. Тюмень, ул. <…>) как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень».

Согласно документам, представленным ИП <…>, рекламодателем рассматриваемой рекламы, является ИП <…> (договор на оказание рекламных услуг № 1198 от 25.12.2015г., приложение к договору № 1198 от 25.12.2015г. заявка № 1 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, приходный кассовый ордер № 1165 от 25.12.2015г., приходный кассовый ордер № 30 от 20.01.2016г.).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, представитель ИП <…> пояснила, что реклама выходила только в одном номере, что также подтверждается заявкой №1 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу пищевой добавки «СекретБобра», размещенную в информационно-рекламном издании «Наша Газета Тюмень» от 29.12.2015г. № 52 (58) на стр. 6, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                   <…>

 

Члены комиссии

 

                  <…>

 

                   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны