Решение №Р16/17 Решение по делу № Р16/17 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р16/17-02                                                                             

15.04.2016 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

    

<…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р16/17, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске в декабре 2015г. и январе 2016г. рекламы, следующего содержания: «2015 год был не простым, но он показал, как наш народ способен уверенно справляться с проблемами и поставленными задачами, я уверен, что в новом. Владимир Владимирович, вас Ля Мажор. Ля Мажор? Слушаю вас. Конечно, такие люди нужны стране. Кто как не Ля Мажор поможет развитию бизнеса в регионе. Поздравляю слушателей радиостанции «Европа Плюс». Передайте им привет от меня. С новым 2016 годом Россия»,

при участии:

от <…> – не явился, извещен надлежащим образом;

от ИП <…>– представитель не явился, извещена надлежащим образом (ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. № 2860 от 11.04.2016г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области из Управления Роскомнадзора  по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, поступило обращение Селиванова А.П. (вх. № 513 от 25.01.2016г.) о распространении на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске в декабре 2015г. и январе 2016г. рекламы, следующего содержания: «2015 год был не простым, но он показал, как наш народ способен уверенно справляться с проблемами и поставленными задачами, я уверен, что в новом. Владимир Владимирович, вас Ля Мажор. Ля Мажор? Слушаю вас. Конечно, такие люди нужны стране. Кто как не Ля Мажор поможет развитию бизнеса в регионе. Поздравляю слушателей радиостанции «Европа Плюс». Передайте им привет от меня. С новым 2016 годом Россия», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением № Р16/17-01 от 22.03.2016 г. было возбуждено дело №Р16/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Изучив письменные доказательства по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе распространяемой на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске в декабре 2015г. и январе 2016г., информация направлена на привлечение внимания потребителей к фирме «Ля Мажор».

Таким образом, информация, распространяемая на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске в декабре 2015г. и январе 2016г. рекламы, следующего содержания: «2015 год был не простым, но он показал, как наш народ способен уверенно справляться с проблемами и поставленными задачами, я уверен, что в новом. Владимир Владимирович, вас Ля Мажор. Ля Мажор? Слушаю вас. Конечно, такие люди нужны стране. Кто как не Ля Мажор поможет развитию бизнеса в регионе. Поздравляю слушателей радиостанции «Европа Плюс». Передайте им привет от меня. С новым 2016 годом Россия», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является фирма «Ля Мажор».

 

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством  продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В рассматриваемой рекламе используется голос Президента Российской Федерации <…>, поскольку голос, используемый в рекламе, имеет сходство с голосом Президента РФ, а так же используются следующие слова: «Владимир Владимирович, вас Ля Мажор».

Президент РФ является главой государства. Получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11.07.2000 N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" отражено, что по смыслу Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (статья 11 часть 1; статья 80 часть 1; статья 81 часть 1).

Учитывая изложенное, использованный в рекламе голос Президента Российской Федерации <…>, создает впечатление для потребителей, что объект рекламирования одобряется государственным органом власти.

Кроме того, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в статье 17 указывает, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается, в частности, использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Соответственно публичное выражение гражданским служащим, т.е. должностным лицом органа государственной власти (местного самоуправления), своего отношения к объекту рекламирования может в отдельных случаях повлечь и нарушение названного Федерального закона.

Здоровая и справедливая конкуренция продавцов и рекламодателей на современном рынке должна основываться на совершенствовании качества предлагаемого товара, а не на использовании мнения значимых для простого обывателя в силу своего особенного статуса субъектов. Государство и его деятели представляют для большинства граждан заведомо авторитетный источник информации. Поэтому государственным и муниципальным структурам, а также должностным лицам участие в коммерческой деятельности на российском рынке запрещено, и Закон о рекламе прямо запрещает ссылаться в рекламе на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами (пункт 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе). При этом не обязательно, чтобы запрещенное лицо произносило похвальную речь, касающуюся товара, или подписало благодарственную грамоту.

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным для рекламодателей приемом.

Целью рекламодателя всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная).

Конституция РФ не разрешает пользоваться образом или именем любого человека без его согласия, будь то политик или обычный гражданин. А Закон о рекламе запрещает создавать впечатление, что рекламируемый товар или услуга одобряются органами власти.

Использование в рекламе образов лиц, указанных в данной норме, всегда является рекламным ходом, цель которого - желание вызвать большее доверие к сказанному об объекте рекламирования за счет авторитета органа государственной власти через отдельно взятого представителя.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе рекламодатель, использует голос Президента Российской Федерации для привлечения внимания к фирме «Ля Мажор» и таким образом создает впечатление для потребителей, что объект рекламирования одобряется государственным органом власти,  а, следовательно, в ней нарушены требования п. 10 ч. 3 ст. 5, п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона «О рекламе».

 

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п. 10 ч. 3 ст. 5, п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно документам (счет № 47 от 28.12.2015г, Акт № 47 от 15.01.2016г. на выполнение работ-услуг, Эфирная справка), представленным ООО «Радио Урала» (вх. № 1475 от 29.02.2016г.) рекламодателем, является ИП <…> (<…>).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в материалы дела представлена эфирная справка, указывающая на то, что рассматриваемая реклама распространялась на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске с 18.12.2015г по 15.01.2016г.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать рекламу, распространяемую на радиостанции «Европа Плюс» в г. Ялуторовске в декабре 2015г. и январе 2016г., следующего содержания: «2015 год был не простым, но он показал, как наш народ способен уверенно справляться с проблемами и поставленными задачами, я уверен, что в новом. Владимир Владимирович, вас Ля Мажор. Ля Мажор? Слушаю вас. Конечно, такие люди нужны стране. Кто как не Ля Мажор поможет развитию бизнеса в регионе. Поздравляю слушателей радиостанции «Европа Плюс». Передайте им привет от меня. С новым 2016 годом Россия», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 10 ч. 3 ст. 5, п. 2 ч. 5 ст. 5  Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

                    <…>

 

                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны