Решение №Р16/24 Решение и предписание № Р16/24 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р16/24-03         

                                                                   

14.07.2016 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

    

 <…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р16/24, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения на интернет-сайте www.isss.ru, рекламы следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3»,

         при участии:

         от ООО «Торговый дом «Поревит» – <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность № 8 от 09.06.2016 г.),

от ООО «Инвест-силикат-стройсервис» - <…> (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ, доверенность № б/н  от 20.01.2016г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС поступило обращение ООО «Торговый дом «Поревит» о размещении на интернет-сайте www.isss.ru, рекламы, следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3», содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.

Определением №Р16/24-01 от 13.05.2016г. было возбуждено дело №Р16/24 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе, размещенной на интернет-сайте www.isss.ru, рекламы следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3», информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к товару (БЛОК силикатный стеновой), реализуемому ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис», а так же непосредственно к таким услугам как кредит, рассрочка.

Таким образом, информация, размещенная на интернет-сайте www.isss.ru, рекламы следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования товар (БЛОК силикатный стеновой), реализуемый ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис», а так же непосредственно такие услуги, предлагаемые в рамках приобретения товара, как кредит, рассрочка.

 

Комиссия при рассмотрении дела учитывает, что законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Однако, Закон о рекламе является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно, в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства, подлежат применению именно специальные нормы Закона о рекламе.

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым.

Кредит является финансовой услугой банков (кредитных организаций).

Упоминание  о кредите в тексте рекламы направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся товаром, реализуемым ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис». Такое упоминание способствует тому, чтобы потенциальные клиенты приобрели товар, воспользовавшись услугой по предоставлению кредита. Следовательно, указанная реклама направлена на привлечение внимания и к услуге по предоставлению кредита, реализация которой способствует реализации непосредственно самого товара.

Установленное законодателем требование о необходимости указания в рекламе финансовой услуги наименования лица, оказывающего такую услугу, призвано дать возможность потенциальным потребителям услуги реализовать свое право на получение информации, выработать общее представление об условиях оказания данным лицом финансовых услуг еще до обращения за товаром. Несоответствие рекламы услуг по предоставлению финансовой услуги требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей, ограничивая их право доступа к необходимой информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.

На рассмотрении дела представитель ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» пояснил, что в рекламе рекламировался товарный кредит, в подтверждении чего представлены копии договора поставки № б/н от 22.03.2016г. и приказа № 381/1-п «Об утверждении формы договора с условиями о кредите» от 02.12.2015г.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, отсутствие информации о том, что предоставляется товарный, а не кредит, предоставляемый банком вводит в заблуждение потребителей рекламы, а соответствующая реклама является ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации об  условиях приобретения товара.

Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения  рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно договору № 114/05-О/Б предоставления услуг передачи данных и телематических служб от 15 августа 2005г. и дополнительному соглашению № 1 от 23.11.2005г. к вышеуказанному договору, Оператор (ООО «Техно») обязуется зарегистрировать домен www.isss.ru, а абонент обязуется оплатить регистрацию домена (ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис»).

Следовательно, как установлено материалами дела, рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» (625530, Тюменская область, Тюменский район, рабочий поселок Винзили, ул. Вокзальная, 1 ИНН 7224007051 КПП 722401001 ОГРН 1037200556656) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы и осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы на интернет-сайте www.isss.ru.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы без части существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, размещенную на интернет-сайте www.isss.ru, следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

                    <…>

 

                     <…>

 П Р Е Д П И С А Н И Е № Р16/24-04

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

14.07.2016 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

<…>

<…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- специалист-эксперт отдела КСЗ

       

на основании своего решения от 14.07.2016г. №Р16/24-03 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной на интернет-сайте www.isss.ru, следующего содержания: «Кредит, рассрочка, хранение бесплатно, БЛОК силикатный стеновой 2000 руб/м3», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» (625530, Тюменская область, Тюменский район, рабочий поселок Винзили, ул. Вокзальная, 1 ИНН 7224007051 КПП 722401001 ОГРН 1037200556656), в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение части 7 статьи 5  Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить размещение рекламы без части существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  ООО «Инвест-Силикат-Стройсервис» представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

  

<…>

Члены комиссии    

 

<…>

<…>

 

        

                                                                                   

 

                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны