Решение №Р16/29 Решение и предписание по делу № Р16/29 от 5 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Р16/29-03

02.08.2016 г.                                                                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

 

-заместитель руководителя управления;            

Члены  Комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р16/29 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг,

в присутствии: представителя ООО МФО «УралФинанс» - <… (доверенность б/н от 26.11.2015г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На заседании Комиссии отсутствовал представитель ИП <…>. В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508), рассмотрение дела в отсутствии сторон возможно в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, ИП <…>был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями № 62500099908909, 62500099908923.

Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы на 1 странице в №2 (14) от 22.02.2016  рекламно-информационной газеты «Успех и формула успеха»  следующего содержания: «Экспресс Деньги. Э. Займы до зарплаты. г. Ишим, ул. 30 лет ВЛКСМ,12, ТЦ «Парус». 8-800-200-44-64 Звонок по России бесплатный».

Определением №Р16/29-01 от 24.05.2016г. по данному факту было возбуждено дело №Р16/29 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ИП Закирова И.И. и ООО МФО «УралФинанс».

На заседании Комиссии представитель ООО МФО «УралФинанс» пояснил, что Обществом рекламораспространителю был представлен макет, в котором в нижнем правом углу было указано наименование ООО МФО «УралФинанс». Данный макет был устно согласован, и то, что в газете эта строчка получилась не читаемой, по мнению представителя Общества, является не доработкой со стороны рекламораспространителя.

Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав представителя ООО МФО «УралФинанс», пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе.

Комиссия при рассмотрении дела учитывает, что законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Данный перечень является закрытым.

В соответствии с выданным Центральным банком Российской Федерации свидетельством в государственный реестр микрофинансовых организаций внесены сведения о юридическом лице – Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация «УралФинанс», дата включения в реестр организации -  25.10.2011г.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», микрофинансовая организация является финансовой организацией.

Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания потребителей к возможности получения займов.  Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг – займов.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. Установленное законодателем требование о необходимости указания в рекламе банковской услуги наименования лица, оказывающего такую услугу, призвано дать возможность потенциальным потребителям услуги реализовать свое право на получение информации, выработать общее представление об условиях оказания данным лицом финансовых услуг (условиях приобретения товара в кредит) еще до обращения за товаром. Таким образом, несоответствие рекламы услуг по предоставлению займа требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей, ограничивая их право доступа к необходимой информации, что представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.

На основании изложенного следует, что  рассматриваемая реклама финансовой услуги распространялась без указания наименования лица, оказывающего такую услугу, что нарушает требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе корреспондирует с нормой части 7 статьи 5 Закона о рекламе, которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о реализуемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемыми услугами. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Рассматриваемая реклама не содержит сведений о существенных условиях предоставления денежных займов, в частности сведений о наименовании лица, оказывающего финансовую услугу, а следовательно, в ней отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступной потребителю  при ознакомлении  с  рекламой без специальных усилий  и применения специальных средств.

Формальное наличие в рекламе существенной информации о наименовании лица, оказывающего финансовую услугу, при ненадлежащей форме представления соответствующих сведений, не свидетельствует о соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе, поскольку данная информация выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие потребителями, которым она адресована, и вводит их в заблуждение относительно лица, оказывающего финансовую услугу.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Таким образом, текст, содержащий наименование ООО МФО «УралФинанс», выполненный мелким шрифтом, остается недоступным для прочтения потребителями, следовательно, указание существенных условий в рекламе носит формальный характер и не доводится до потребителя в надлежащем виде.

То обстоятельство, что  нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том,  что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений  статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Исходя из вышеизложенного, реклама ООО МФО «УралФинанс», размещенная на 1 странице в №2 (14) от 22.02.2016  рекламно-информационной газеты «Успех и формула успеха»  следующего содержания: «Экспресс Деньги. Э. Займы до зарплаты. г. Ишим, ул. 30 лет ВЛКСМ,12, ТЦ «Парус». 8-800-200-44-64 Звонок по России бесплатный», не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре,  искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителя.

В материалы дела предоставлен договор на размещение рекламы б/н от 24.12.2015., заключенный ООО МФО «УралФинанс» с ИП <…> на размещение рекламы Заказчика в газете согласно представленного оригинал-макета, согласно которому рекламораспространителем является ИП <…> (адрес местонахождения: <…>), рекламодателем - ООО МФО «УралФинанс» (адрес местонахождения: 454007, челябинская область, г.Челябинск, ул.Горького, д.4, ИНН 7451316225, ОГРН 1117451002569, дата регистрации 16.02.2011г., почтовый адрес: 625048, г.Тюмень, ул.Малыгина, 71/1 В).

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5,  несет рекламодатель, за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на 1 странице в №2 (14) от 22.02.2016  рекламно-информационной газеты «Успех и формула успеха»  следующего содержания: «Экспресс Деньги. Э. Займы до зарплаты. г. Ишим, ул. 30 лет ВЛКСМ,12, ТЦ «Парус». 8-800-200-44-64 Звонок по России бесплатный», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

 

Председатель комиссии:

 

<…>

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ № Р16/29-04

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

02.08.2016г.                                                                                                       г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

 

-заместитель руководителя управления;                  

Члены  Комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

- ведущий специалист-эксперт,

 

- ведущий специалист-эксперт,

на основании своего решения №Р16/29-03 от 02.08.2016г. по делу № Р16/29 о признании рекламы размещенной на на 1 странице в №2 (14) от 22.02.2016  рекламно-информационной газеты «Успех и формула успеха»  следующего содержания: «Экспресс Деньги. Э. Займы до зарплаты. г. Ишим, ул. 30 лет ВЛКСМ,12, ТЦ «Парус». 8-800-200-44-64 Звонок по России бесплатный», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе»,

 и в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП <…> в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить размещение рекламы финансовых услуг не содержащей наименование лица, оказывающего финансовую услугу.

2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания  представить в Тюменское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Тюменское УФАС России в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии                                                                       <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                    <…>

 

 

                                                                                                                 <…>

 

                                                                                                                 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны