Решение №Р16/39 Решение и предписание по делу № Р16/39 от 7 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ №Р16/39-03
14.09.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
<…>
<…> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело № Р16/39, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
В отсутствие:
- заявителя <…> (уведомлена надлежащим образом);
- ответчика ИП <…> (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС из МКУ «Комитет по рекламе» поступило обращение <…> о размещении на рекламной конструкции по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, рекламы, следующего содержания: «Новинка Ижевского пивзавода «Гамбринус» Гамбринус светлое Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. – 5,2 % Плотность – 15 % Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. – 4,2 % Плотность – 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6 % Алк. – 6,6 % Плотность – 18 % Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус», содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.
Определением №Р16/39-01 от 14.06.2016г. было возбуждено дело №Р16/39 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В рассматриваемой рекламе, размещенной на рекламной конструкции, по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к алкогольной продукции, реализуемой ИП <…>Таким образом, информация, размещенная на рекламной конструкции, по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая ИП <…>
Актом осмотра от 09.06.2016г. установлено, что по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100 на внешней стене здания, размещена рекламная конструкция магазина «Светлое & Темное», следующего содержания: «Новинка Ижевского пивзавода «Гамбринус» Гамбринус светлое Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. – 5,2 % Плотность – 15 % Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. – 4,2 % Плотность – 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6 % Алк. – 6,6 % Плотность – 18 % Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус».
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Как следует из текста рекламы, Пиво "Гамбринус светлое" содержит этиловый спирт в размере 4,0% объема готовой продукции, пиво "Гамбринус темное" - 5,2%, пиво «Чешский Сватек бархатное» - 4,1%, пиво «Венское разливное» - 4,2%, пиво «Элитное крепкое 6,6%» - 6,6%, пиво «BIER WEICHES Красное» - 4,1%, пиво «Гоблин бир» - 4,0%. Учитывая то, что алкогольной продукцией признается пищевая продукция, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, соответственно рекламируемое пиво является алкогольной продукцией.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена на внешней стене здания, непосредственно у входа в магазин, где осуществляет свою деятельность ИП <…>, то данная конструкция является рекламной и относится к объектам наружной рекламы.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, поскольку данная реклама алкогольной продукции размещалась с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на внешней стене здания.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с ч.7 ст. 38 закона о рекламе ответственность за нарушение п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно сведениям с вывески, деятельность в данном магазине осуществляет индивидуальный предприниматель Островский Дмитрий Сергеевич, (юридический адрес: 625008, г. Тюмень, ул. Пышминская, д. 59а).
Исходя из анализа материалов дела, рекламораспространителем является ИП <…>, (адрес местонахождения<…>), как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы на рекламной конструкции, по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100 .
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы алкогольной продукции с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на внешней стене здания.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать рекламу, размещенную на рекламной конструкции, по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, следующего содержания: «Новинка Ижевского пивзавода «Гамбринус» Гамбринус светлое Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое разливное из импортного солода и ароматического хмеля с хмелевой горечью. Гамбринус темное Алк. – 5,2 % Плотность – 15 % Темное разливное со вкусом темного, карамельного солода, квасным суслом и хмелевой горечью Чешский Сватек бархатное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Темное разливное из темного, карамельного, шоколадного солода с приятной горчинкой ржаного хлеба и хмелевым ароматом. Венское разливное Алк. – 4,2 % Плотность – 11% Светлое разливное сваренное на венском солоде, слегка прожаренном, поэтому обладает янтарным или даже бронзовым цветом и солодовым вкусом. Элитное крепкое 6,6 % Алк. – 6,6 % Плотность – 18 % Светлое разливное, со вкусом солодового напитка с тонким хмелевым ароматом, горечью и винным привкусом. BIER WEICHES Красное Алк. – 4,1 % Плотность – 12 % Красное темное разливное из темного, карамельного и шоколадного солода со сладким вкусом и солодовым ароматом. Гоблин Бир Алк. – 4,0 % Плотность – 11 % Светлое пиво с высокой пеной, очень легкое, со слабым зерновым ароматом, небольшой газацией и горечью. Гамбринус», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<…>
|
Члены комиссии |
|
<…>
<…> |
П Р Е Д П И С А Н И Е № Р16/39-04
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
14.09.2016 г. г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> |
- заместитель руководителя управления; |
|||
Члены Комиссии:
|
<…>
<…> |
- заместитель начальника отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ |
|
||
на основании своего решения от 14.09.2016г. №Р16/39-03 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции размещенной на рекламной конструкции по адресу – г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. ИП <…> (адрес местонахождения: <…>), в десятидневный срок с момента получения настоящего предписания, устранить нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция).
2. В 5-дневный срок с момента исполнения настоящего предписания ИП <…>представить письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Тюменское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
<…> |
Члены комиссии |
|
<…> <…> |