Решение № №Р17/10-24    РЕШЕНИЕ №Р17/10-24    от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/10-24                                                                             

06.04.2017 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

- и.о. заместителя руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

 

<…>.

    

<…>

 

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р17/10-24, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на интернет сайте http://<…>/text/newsline/238810877374464.html,

         в присутствии представителей:

         от Заявителя – не явился, извещена;

         от АО «М» - <…> (доверенность № <…>);

         от филиала ООО «Х» в г.Тюмени – <…> (доверенность № <…>);

         от ООО «ХШ» - не явился, извещено,

        

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России поступило обращение (вх. № 9304 от 08.12.2016г.) <…> по факту распространения рекламы на интернет сайте: http://<…>/text/newsline/238810877374464.html, следующего содержания: «С заботой о зрении пациентов: филиалу «М» – десять лет! Тюменскому филиалу Екатеринбургского центра «М» исполняется десять лет. Высококлассные специалисты, суперсовременное оборудование, новейшие методы диагностики и лечения – это Тюменский филиал Екатеринбургского центра «М», главная заслуга центра – владение искусством возвращать людям зрение. Для этого и в самом центре, и в его тюменском филиале созданы все условия. Врачи-офтальмологи филиала имеют большой практический опыт работы со взрослыми и детьми. Они владеют современными технологиями диагностики и лечения зрения. Заметим, что диагностика глаз проводится «бесконтактно», что делает процесс безопасным и безболезненным. На консультации доктор выберет лучшее решение для глаз пациента. При необходимости оперативного вмешательства направит в Екатеринбургский центр «М». Несомненным плюсом тюменского филиала является лазерное лечение широкого спектра глазных заболеваний: глаукомы, вторичной катаракты, дистрофии сетчатки, тромбоза, сосудистых поражений глаз, заболеваний глаз при сахарном диабете и многих других. На протяжении десяти лет специалисты филиала трепетно заботятся о своих пациентах. В центре помимо консервативного лечения, можно пройти полный курс реабилитации после операции. Для этого используются лучшие лекарственные средства и самые эффективные методы физиотерапии. За десять лет в филиале проконсультировано более 150 тысяч пациентов, проведено 35 тысяч курсов лечения. Для маленьких пациентов здесь работает «Школа зрения» – программа, единственная в России, разработанная врачами Екатеринбургского центра «М», в которой все процедуры проводятся в форме игры, и поэтому очень нравятся детям. На сегодняшний день более 20 тысяч девчонок и мальчишек уже прошли лечение в филиале и видят мир в ярких красках. Все это – результат труда большой и дружной команды Екатеринбургского центра «М» и Тюменского филиала. Коллектив центра поздравляет с праздником свой филиал, его бессменную заведующую <…> и желает благополучия, успехов и всегда видеть результат своего труда – счастливые глаза пациентов! Фото предоставлены «М», содержащей признаки нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

Определением №Р17/10-24 от 07.02.2017г. было возбуждено дело №Р17/10-24 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В рассматриваемой рекламе, распространяемой на интернет-сайте: http://<…>/text/newsline/238810877374464.html, информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к услугам, оказываемым Тюменским филиалом Екатеринбургского центра «М», а именно: лазерное лечение широкого спектра глазных заболеваний таких как, глаукомы, вторичной катаракты, дистрофии сетчатки, тромбоза, сосудистых поражений глаз, заболеваний глаз при сахарном диабете, а так же непосредственно к самому Тюменскому филиалу Екатеринбургского центра «М».

Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте http://<…>/text/newsline/238810877374464.html, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются услуги, оказываемые Тюменским филиалом Екатеринбургского центра «М», а именно: лазерное лечение широкого спектра глазных заболеваний таких как, глаукома, вторичная катаракта, дистрофия сетчатки, тромбоз, сосудистые поражения глаз, заболевания глаз при сахарном диабете, а так же самому Тюменский филиал Екатеринбургского центра «М».

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона «О рекламе» является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.04.2017 № 61-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

В Номенклатуре медицинских услуг утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации обозначен комплекс исследований для диагностики глаукомы, дисцизия, экстракция вторичной катаракты, локализация разрывов, инородных тел сетчатки, оптическое исследование сетчатки с помощью компьютерного анализатора, деструкция очагов воспаления, неоваскуляризации или новообразования сетчатки, хориоидеи, стимуляции нормальной функции желтого пятна сетчатки (плеоптическое лечение), лазерная стимуляция сетчатки при амблиопии.

Из содержания спорной рекламы следует, что объектом рекламирования является не только вид (направление) медицинской деятельности общества, но и оказание конкретных медицинских услуг по видам деятельности, направленных на профилактику, диагностику и лазерное лечение заболеваний (глаукомы, вторичной катаракты, дистрофии сетчатки, тромбоза, сосудистых поражений глаз, заболеваний глаз при сахарном диабете), имеющих противопоказания к их применению, влекущих необходимость получения консультации соответствующих специалистов.

Таким образом, в спорной рекламе указаны медицинские услуги (глаукомы, вторичной катаракты, дистрофии сетчатки, тромбоза, сосудистых поражений глаз, заболеваний глаз при сахарном диабете), оказываемые АО «М», и она должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

Вместе с тем, как установлено актом осмотра от 20.12.2016г., предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, отсутствует в рассматриваемой рекламе.

Таким образом, обозначенная выше реклама не соответствует требованиям ч. 7 ст.24 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или необходимости получения консультации специалиста.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Как следует из п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами дела, рекламораспространителем выше указанной рекламы является филиал ООО «ХШ» в г. Тюмени (<…>) как лицо, осуществляющее распространение вышеуказанной рекламы на интернет-сайте <…>.

Как следует из представленных документов (договор № <…> на возмездное оказание информационных услуг от 27.09.2016г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы, является АО «М» (<…>), как лицо, определившее объект рекламирования.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиками представлены документальные доказательства о прекращении размещения рекламы в нарушение требований рекламного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространяемую на интернет-сайте http://<…> /text/newsline/238810877374464.html, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

 

<…>

Члены комиссии

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны