Решение №Р17/16-21 РЕШЕНИЕ №Р17/16-21 от 18.05.2017 г. от 19 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/16-21

18.05.2017 г.                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<...>

- заместителя руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

<...>

    

<...>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р17/16-21, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителя ООО «А» - <...> (доверенность № б/н от 10.02.2017г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС поступило обращение <...> о распространении по почтовым ящикам в подъезде жилого дома по адресу Тюменская обл., г. Тобольск, 7А мкр., д. 37Г, рекламных брошюр № <...>/22 ноября - 5 декабря/2016 сети магазинов «К», в которых на развороте 1 и 2 страниц размещена информация следующего содержания: «Ламбруско – легкое игристое итальянское вино. Пушистая пенная «шапка», веселая игра пузырьков, тонкий гармоничный вкус и сочные фруктовые нотки в аромате создают неповторимую атмосферу праздника. Ламбруско – это беспроигрышный вариант. За исключением рыбы, оно превосходно подойдет к любым сырам, аппетитной пицце с ветчиной или беконом и, конечно же, сытной мясной лазанье. Ваши гости точно оценят! Асти отличается исключительно сбалансированным сочетанием природной сладости и низкого содержания алкоголя. «А» обязательно станет фаворитом среди представительниц прекрасного пола, а также в качестве сопровождения к кремовым десертам с фруктами. Но это совсем не значит, что мужчинам это вино не понравится! Курочка, запеченная в медовом соусе, и бокальчик Асти покажется любому мужчине вершиной гастрономического искусства. «П» – пожалуй, самое популярное вино на праздничном столе. Вариант для тех, кому сухое шампанское кажется слишком кислым, а сладкое Асти слишком приторным. Еле уловимая сладость «П» удивительно гармоничным образом уравновешивается освежающей кислотностью. Это идеальный аперитив в начале застолья, а также прекрасная пара для рыбы, морепродуктов, птицы, экзотических роллов и пикантного салата «Цезарь». Вино игристое «С» белое полусладкое 11%, 0,75 л Шампанское – вариант для любителей классики. Салат «Оливье», бутерброды с икрой и рулетики с красной рыбой – шампанское прекрасно дополнит любые сложные блюда с большим количеством ингредиентов. Это вино легкое и питкое, и ваши гости будут наслаждаться им в течение всего праздника. Только перед подачей не забудьте его хорошенько охладить. Идеальная температура подачи для шампанского - +6-8С Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.

Определением от 21.02.2017г. № Р17/16-21 возбуждено дело № Р17/16-21 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «А», рассматриваемая брошюра не является рекламой, поскольку вышеуказанные брошюры были изготовлены директором <...> на цветном принтере самостоятельно, и только целью ознакомления покупателей о характеристиках игристых вин «Л», «А», «П» в стационарных торговых объектах общества – магазинах «К».

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация, содержащаяся в брошюре, является рекламой, так как объектом рекламирования выступают игристые вина «Л», «А», «П», «С». Использованное описание указанных напитков направлено не на информирование потребителей о их наличии в продаже ООО «А», а на описание их вкусовых качеств, преимуществ, что свидетельствует о том, что указанная информация направлена на выделение вышеуказанных напитков среди алкогольной продукции и их дальнейшее продвижение на рынке, что соответствует всем признакам рекламы.

Таким образом, информация, размещенная в рекламной брошюре №<...>/22ноября – 5 декабря/2016, является рекламой, где объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая ООО «А».

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Игристое вино - это вино, насыщенное углекислым газом, который делает его шипучим, при этом углекислый газ получается в результате природного брожения. Содержание этилового спирта в игристых винах колеблется от 9% до 20% объема готовой продукции.

Таким образом, вино игристое «С» белое полусладкое содержит этиловый спирт в размере 11%, «Л» содержит 8% этилового спирта, «А» содержит 7,5% этилового спирта, «П» содержит 11,5% этилового спирта от объема готовой продукции.

Учитывая то, что алкогольной продукцией признается пищевая продукция, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, соответственно рекламируемые игристые вина являются алкогольной продукцией.

Таким образом, рассматриваемая реклама  является рекламой алкогольной продукции – игристых вин «Л», «А», «По», «С».

Кроме того, Комиссия считает, что рекламное поле указанной рекламной брошюры ограничивается страницей, поскольку рекламная информация алкогольной продукции размещена отдельно на каждой странице и не связана по смыслу, следовательно, реклама алкогольной продукции, размещенная на 1 и 2 страницах должна сопровождаться предупреждающей надписью о вреде ее чрезмерного потребления.

На первой странице надпись, предупреждающая о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, отсутствует.

Кроме того, согласно Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №58 от 08.10.2012 г., рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая, что надпись на 2 странице изображена светло-серым цветом на белом фоне и не может быть воспринята потребителем рекламы в силу своего исполнения, Комиссия считает, что требования в части размещения предупреждения выполнены формально, действия не направлены на соблюдение требований Закона о рекламе, а следовательно предупреждение отсутствует.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить то обстоятельство,  что в случае учета рекламного поля 1 и 2 страниц в целом, то предупреждающая надпись занимает менее 10% рекламного поля, что так же является нарушением ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся нарушения ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, а именно отсутствие надписи, предупреждающей о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами дела, что рекламодателем и рекламораспространителем спорной рекламы, является ООО «А (<...>, г. Тюмень, ул. Широтная, <...>,<...>).

Таким образом, в действиях ООО «А» как рекламодателя вышеуказанной рекламы, содержатся нарушения требований  ч. 3 ст. 21 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «А» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу алкогольной продукции, размещенную в рекламной листовке №<...>/22ноября – 5 декабря/2016, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования  ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «А» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

 

           <...>

 

Члены комиссии

 

         <...>

 

         <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны