Решение №Р17/18-05 РЕШЕНИЕ №Р17/18-05 от 13 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

          625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                        тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/18-05

27.04.2017 г.                                                                                                 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

<…>

<…>

- заместитель начальника ОКСЗ,

- главный специалист-эксперт;

 

рассмотрев дело № Р17/18, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на квитанциях квартплаты, в присутствии представителей по доверенности лиц, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе:

– ОАО «Т» (адрес места нахождения: <…>) -  <…>. (предъявлен паспорт и доверенность);

- Общество с ограниченной ответственностью «С» (адрес места нахождения:( <…>) – <…> (предъявлен паспорт и доверенность);

В отсутствие заявителя – <…>, (уведомлена надлежащим образом, почтовый идентификатор <…>)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило обращение от членов совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. А. Бушуева, д. 4 корп. 1, в лице <…> (вх. 1410 от 28.02.2017) по факту размещения рекламной информации на квитанциях квартплаты, а именно, на платежных документах за февраль 2017 г. на имя <…>, <…>, <…>, размещена информация, которая по мнению заявителя является рекламой,  следующего содержания: «Общество по защите прав потребителей оказывает бесплатные юридические услуги населению, тел.: <…>», ««L» студия биоочистки, ООО «ПК», г. Тюмень, ул. <…>», пав. «У», <…>, www. <…>.ru, vc.com/<…>. ЛЮБИШЬ СВОЮ ШУБУ, ДУБЛЕНКУ, ПУХОВИК, ИЛИ ПАЛЬТО?!! ПОЗАБОТЬСЯ О НИХ С БИООЧИСТКОЙ «ЛАВАНТЕЛЬ». ЧИСТКА МЕХОВЫХ, КОЖАННЫХ, ТЕКСТИЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ. БЕРЕЖНО И ЭФФЕКТИВНО! ГАРАНТИЯ 100%! УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БЕЗ ХИМИИ! ВСЕМ КТО ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ И СВОЕЙ ОДЕЖДЕ СКИДКА 20%, ПЕНСИОНЕРАМ СКИДКА 25% (скидки действуют до 01.06.17)», «З». ПОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ ВОДЫ БЕЗ СНЯТИЯ И НАРУШЕНИЯ ПЛОМБ ОТ 550 РУБ. Оформление документов на месте государственная аккредитация на право поверки в г. Тюмень № <…>.RU. <…>. Прием заявок: <…>, По вопросам: <…>, Сайт: проверка <…>.рф», «Метрологическая служба «В». Поверка счетчиков воды на дому/оформление документов на месте. Всего за 600 р. <…> (3452) <…>. Скидки пенсионерам! Оставьте отзыв на сайте – www. <…>.ru».  

В обращении указано, что на оборотной стороне квитанции о квартирной плате за январь 2017 г., размещена реклама без согласия собственников. Исполнителем услуг по предоставлению квитанций квартплаты собственникам являются ООО УК «С», на основании договора управления №<…> от 01.08.2015 г. и ОАО «Т», с которыми заключен договор на услуги изготовления и представления квитанций квартплаты для собственников и потребителей многоквартирных домов на основании договора №<…> от 17.08.2015 г. Для подтверждения факта размещения рекламы на квитанции квартплаты заявителем представлены оригиналы квитанций за февраль 2017 г. на имя <…>,<…> и <…>.

К рассмотрению дела лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения, представлены письменные пояснения, истребованные документы и сведения.

Из пояснений ОАО «Т» (далее – ОАО «Т», Общество) следует, что доставка платежных документов осуществляется ОАО «Т» на основании договора №<…> на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги от 17.08.2015 г., заключенного с ООО УК «С».

Изготовление, размещение и распространение информационного материала на оборотной стороне платежных документов осуществляется ОАО «Т» на основании договоров на оказание информационных услуг.

Информационный материал, размещенный на оборотной стороне платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предназначен для конкретных лиц. Использование ОАО «Т» оборотной стороны платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг для размещения информации не противоречит законодательству Российской Федерации.

Из пояснений ООО «С» следует, что данное лицо не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, документы представленные лицами, в действиях, которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заслушав доводы представителей, пришла к следующим выводам.

 

Согласно статье 3 Федерального закона №38-ФЗ  от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Согласно письму ФАС России от 27.06.2016 г. №АД/43482/16, пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Из содержания распространенной информации, указанной на оборотной стороне квитанции об оплате коммунальных услуг, следует, что таковая является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц (в частности, не только конкретному потребителю, но и членам его семьи, работникам почты, обслуживающих организации и т.д., поскольку квитанция доставляется в не конвертируемом виде, с внешней стороны которой размещена реклама) и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Кроме того, согласно пункту 1.1. Договора №<…> от 12.06.2016 г., заключенного между ОАО «Т» и ООО «З», Договора №<…> от 01.11.2016 г., заключенного между ОАО «Т» и ООО «В», Договора №<…> от 07.02.2017 г., заключенного между ОАО «Т» и ООО «ПК» (далее – договоры), Исполнитель (ОАО «Т») обязуется разместить, изготовить и распространить информационный материал Заказчика на оборотной стороне платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее по тексту – Платежный документ), на основании письменной заявки (Приложение №1 к настоящему Договору) Заказчика.

Согласно пункту 1.2  вышеуказанных Договоров, Исполнитель вправе самостоятельно определять способы выполнения услуг, а также привлекать к выполнению работ третьих лиц, при этом Исполнитель несет полную ответственность за все действия третьих лиц.

Согласно пункту 1.3 Договоров, Исполнитель обязуется самостоятельно организовывать  печать информационного материала заказчика, используя собственные материалы (бумага, краска и т.п.). При размещении информационного материала на изготавливаемых бланках Платежного документа применяется  черно-белая печать (1+0). Территория размещения и распространения информационного материала Заказчика, формат бланка Платежного документа и тираж указываются в письменной Заявке (Приложение №1 к настоящему договору).

Согласно Приложению №1 к указанным выше договорам, местом размещения и распространения информационного материала является г. Тюмень.

Необходимо отметить следующее, из анализа указанных документов следует, что сторонами не был заранее определен круг лиц, в адрес которых будет представлена информация. Кроме того, сторонами была определена лишь территория распространения информации – г. Тюмень. При этом, размещение информации на платежных документах определенного лица является способом доведения информации до широкого круга лиц (который не был заранее определен), не носит адресного характера (не направлен на конкретного получателя платежного документа), а направлен в целом на получателей Платежных документов, а также иных лиц, которые могут ознакомиться с информацией, содержащейся  на оборотной стороне Платежного документа.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, с четко определенными объектами рекламирования и на нее распространяются все требования, установленные Законом о рекламе.

Так, согласно части 11 статьи 5 закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования  законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в пункте 69 которых определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах, а именно: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил; л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Кроме того, согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон об информации, информационных технологиях и защите информации), при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Комиссией учитывается, что указанные Правила являются составной частью российского законодательства, однако ими не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах и такое размещение с учетом требований части 3 статьи 10 Закона об информации, информационных технологиях и защите информации, возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования части  11 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно имеющимся сведениям и материалам, лицом, участвующим в распространении рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе является: Открытое акционерное общество «Т» (адрес места нахождения:  <…>).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

                                                                                       

  1. Признать рекламу, размещенную на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Открытому акционерному обществу «Т»  предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме 05.05.2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии  

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны