Решение № № Р17/32-28 РЕШЕНИЕ № Р17/32-28 от 23.08.2017 г.  от 15 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

            625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                  тел. 50-31-55

 

РЕШЕНИЕ № Р17/32-28

23.08.2017 г.                                                                                             г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

-заместитель руководителя управления;            

Члены  Комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р17/32-28 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг,

в присутствии: законного представителя ООО «А» - <…>, ИП <…> (предъявлен паспорт гражданина РФ),

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России из Приемной Президента Российской Федерации в Тюменской области поступило обращение <…> (вх.№4792 от 21.06.2017г.) о нарушении требований Федерального закона «О рекламе» при размещении в рекламно-информационном издании «К» №24(1040) от 12.06.2017г. рекламы Единого центра новостроек «Р».

Определением №Р17/32-28 от 23.06.2017г. по данному факту было возбуждено дело №Р17/32-28 в отношении ООО «А» и ИП <…> о нарушении законодательства о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе.

Комиссия при рассмотрении дела учитывает, что законодательство о рекламе не содержит понятия финансовой услуги и финансовой организации. Соответственно, для положений Закона о рекламе возможно применение понятий и терминов, установленных в Федеральном законе №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации). 

Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Данный перечень является закрытым.

Согласно части 1 статьи 819  ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статьям 1,2,3 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге имущества)», ипотека представляет собой способ обеспечения обязательств – уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

Принимая во внимание положение вышеуказанных норм и содержания рассматриваемой рекламы следует, что под ипотекой в рассматриваемом случае следует понимать долгосрочный ипотечный жилищный кредит – кредит или заем, предоставляемый банком (кредитной организацией) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств.

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

На заседании Комиссии представитель ИП <…>. пояснила, что рекламировалась услуга ипотечного брокера. У ИП <…> имеются договоры с банками-партнерами. Предоставляется услуга по оказанию помощи в сборе документов и предоставлении их в банки. Макет рекламы разрабатывался ООО «А».

Комиссия, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Рассматриваемая реклама не является рекламой финансовой услуги, следовательно,  требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе на данную рекламу не распространяются.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе,  не допускается отсутствие в рекламе части существенной информации о реализуемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемыми услугами. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми банковскими услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Рассматриваемая реклама не содержит сведений о том, что Единый Центр новостроек «Р» осуществляет услуги ипотечного брокера и только помогает в сборе документов и предоставлении их в банки, а следовательно, в ней отсутствует часть существенной информации для потребителя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи, с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступной потребителю  при ознакомлении  с  рекламой без специальных усилий  и применения специальных средств.

Исходя из вышеизложенного, реклама под брендом Единый центр новостроек «Р», размещенная на  стр.47 в рекламно-информационном издании «К» №24(1040) от 12.06.2017г. следующего содержания: «Единый центр новостроек «Р» ЛЕГКАЯ ИПОТЕКА Профессиональная помощь в получении ипотеки Низкие ставки Быстрое рассмотрение Ощутимая экономия вашего времени и денег! Тел. <…> г.Тюмень, ул. <…>», не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе, так как не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре,  искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителя.

В материалы дела предоставлен договор на размещение рекламы №<…> от 08.10.2015г., заключенный ООО «А» с ИП <…> на размещение рекламных материалов, согласно которому рекламораспространителем является ООО «А» (адрес местонахождения: <…>), рекламодателем – ИП <…> (адрес местонахождения: <…>).

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5,  несет рекламодатель.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на стр.47 в рекламно-информационном издании «К» №24(1040) от 12.06.2017г.  следующего содержания: «Единый центр новостроек «Р» ЛЕГКАЯ ИПОТЕКА Профессиональная помощь в получении ипотеки Низкие ставки Быстрое рассмотрение Ощутимая экономия вашего времени и денег! Тел.<…> г.Тюмень, ул. <…>», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

 

Председатель комиссии:

 

<…>

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны