Решение №Р17/50-05 РЕШЕНИЕ №Р17/50-05 от 21.11.2017 г.  от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

          625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                        тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/50-05

21.11.2017 г.                                                                                                                   г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

        <…>

- заместитель руководителя управления – начальник отдела КСЗ;

Члены  Комиссии:

 

        <…>

    

         <…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р17/50-05, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на контрольных билетах общественного транспорта,

в отсутствие законного представителя Тюменской областной общественной организации «Д» (адрес места нахождения:  <…>, г. Тюмень, ул. <…>, <…>) - <…> (уведомлен надлежащим образом, почтовый идентификатор - <…>);

в присутствии представителя ООО «К» (адрес места нахождения:  <…>, г. Тюмень, ул. v, <…>) – <…> (доверенность № <…> от 12.01.2017 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления ФАС по Тюменской области поступило обращение от Тюменской областной общественной организации «Д» (вх.№4756 от 19.06.2017г.) по факту незаконного размещения рекламной информации на контрольных билетах общественного транспорта.

Для подтверждения факта размещения рекламы на билетах заявителем представлена копия билета <…> серия СБ-<…>, содержащая следующую информацию: «Тюменская домостроительная компания Плеханово жилой комплекс Подробности и запись на просмотр квартир <…> Офис продаж: ул. <…>».

Определением  №Р17/50-05 от 21.08.2017 г. было возбуждено дело №Р17/50-05.

Из пояснений ООО «К», представленных к рассмотрению настоящего дела, следует, что общество не согласно с вменяемым ему нарушением, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 г. №122, билет по форме №3 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) стоимость билета. Указанный перечень информации, которая должна размещаться на билете не является исчерпывающим, в связи с чем, размещение рекламной информации на билетах законом не запрещено.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, документы представленные лицами, в действиях, которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, заслушав доводы представителей, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона №38-ФЗ  от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица  и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Согласно письму ФАС России от 27.06.2016 г. №АД/43482/16, пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Таким образом, информация, размещенная на билете является рекламой, поскольку соответствует всем требованиям, предъявляемым к рекламе, где объектами рекламирования являются услуги предоставляемые ДСК «Т».

Согласно части 11 статьи 5 закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования  законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила N 112), в пункте 4 Приложения № 1 которых определен перечень информации, содержащейся в разовых билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет, а именно: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) стоимость билета.

Таким образом, законодательством установлен закрытый перечень сведений, которые могут содержаться на билете общественного транспорта, следовательно, размещение рекламной информации является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования части  11 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно материалам дела, в распространении билетной продукции участвовало ООО «К».

Вместе с тем, согласно пояснениям ООО «К», билетная продукция им была приобретена у ООО «К». ООО «К» договоров на размещение и распространение рекламы на билетах общественного транспорта не заключало. В подтверждение своей позиции ООО «К» представило копию договора купли-продажи от 09.10.2014 г.

Согласно п. 1.1 ООО «К» (далее - Продавец) продает, а ООО «К» (далее - Покупатель) приобретает проездные билеты с размещенной на них рекламной информацией.

Пунктом 1. 3 договора установлено, что форма билета должна соответствовать форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Пунктом 1.4 договора установлены следующие характеристики билета: размер 9х5 или подобный; билеты склеены в книжечки по 250 шт.; книжечки связаны в порядке нумерации по 1000 билетов; на каждом билете с двух сторон (лицевой и оборотной) размещена рекламная информация.

Согласно п. 1.5, Продавец имеет эксклюзивное право на поставку билетов Покупателю. Покупатель не имеет права покупать, принимать в дар, или получать билеты на каких либо других условиях от третьих лиц, кроме билетов в рулетках без рекламной информации.

Согласно п. 1.6, билеты используются для продажи в автобусах, принадлежащих Покупателю при перевозке пассажиров на городских маршрутах.

Пунктом 2.1.1 предусмотрено, что Продавец имеет право размещать на билетах рекламную информацию. Ответственность за содержание рекламы несет Продавец.

Таким образом ООО «К» не является лицом определившим и разместившим рекламную информацию на билете.

Согласно пункту 2.1. Договора № <…> от 19.03.2015 г., заключенного между ООО «К» и ОАО «Т», Исполнитель (ООО «К») обязуется оказать услуги по размещению и демонстрации рекламно-информационных материалов Заказчика на поверхности городских транспортных билетов, а также по печати и доставке до компании, осуществляющей пассажирские перевозки.

Согласно Договору, местом размещения и распространения информационного материала является г. Тюмень.

Согласно п. 2.4 Договора № <…> от 19.03.2015 г., Исполнитель подтверждает, что осуществляет размещение и демонстрацию рекламно-информационных материалов Заказчика на поверхности городских транспортных билетов (г. Тюмень) на законных основаниях, для чего Исполнителем получены все необходимые разрешения и заключены договоры.

Согласно п. 2.6  Договора № <…> от 19.03.2015 г., Исполнитель размещает рекламную информацию Заказчика в местах размещения, а Заказчик оплачивает  оказываемые Исполнителем услуги в соответствии с условиями Договора.

Необходимо отметить следующее, что сторонами не был заранее определен круг лиц, в адрес которых будет представлена информация. Кроме того, сторонами была определена лишь территория распространения информации – г. Тюмень.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что именно ООО «К» разместило рекламную информацию с нарушением требований Правил N 112. Следовательно в действия ООО «К» являются нарушением требований ч. 11 ст. 5 Закона о релкаме.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальное подтверждение о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдачи ООО «К» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

                                                                                                 

  1. Признать рекламу, размещенную на контрольных билетах общественного транспорта ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «К»  предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Решение изготовлено в полном объеме ________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                           <…>

 

Члены комиссии                                                                                                     <…>

                                                                                              

                                                                                                                       <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны