Решение б/н Решение по делу № Т 14/163 от 29 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т 14/163

 

 

22 декабря 2014 года                                                                                                   г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т14/139 по жалобе ООО «МорГеоСервис»  на действия ООО «Газпром геологразведка» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме  (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: 31401789430) «404/ГГР_/14_3_0343/09.12.14/ЗЭП «Услуги телеуправляемого подводного аппарата» для нужд ООО «Газпром геологоразведка».

           

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 12.12.2014 г. поступила жалоба ООО «МорГеоСервис» о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  открытого запроса предложений в электронной форме № 31401789430.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ООО «МорГеоСервис»  признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Заявитель обжалует действия заказчика в связи с наличием в закупочной документации положений (требований, предъявляемым к участникам указанного запроса предложения), не соответствующим требованиям антимонопольного законодательства и влекущим ограничение количества участников закупки.

В частности, по мнению заявителя, заказчик неправомерно требует наличие в составе заявки следующих документов:

- лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- свидетельство, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

Помимо этого, заказчик требует от участников закупки подтвердить свое соответствие требованиям, предъявляемым закупочной документацией путем предоставления копий сертификатов различных международных организаций по сертификации деятельности в области выполнения работ с телеуправляемыми подводными аппаратами, которые не является обязательными.

Кроме того, в закупочной документации в нарушение п.12 части 10 статьи 4 Закона о закупках отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

 Общество, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей.

              В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого запроса предложений, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которых оспариваемые заявителем положения закупочной документации не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд.

           Помимо прочего, заказчик сообщил, что в извещение и документацию о закупке 12 и 18 декабря 2014 г. были внесены изменения, которыми спорные условия закупки, касающиеся предъявленных требований к участникам закупки о наличии вышеупомянутых лицензии, допуска СРО и копий сертификатов,  отменены.

           Кроме того, заказчик указал на ошибочность доводов заказчика в части отсутствия в закупочной документации критериев и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, поскольку данные сведения содержатся ы п. 2.9.13 документации о запросе предложений.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

   В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган, при этом в число таких лиц входят иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

         Таким образом, основанием подачи жалобы на действия организаторов торгов должно быть нарушенное право заявителя (участника закупки). Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах, ввиду неразмещения организатором торгов необходимой информации о порядке проведения торгов, о порядке подачи заявки на участие в данных торгах, либо в виде необоснованного отклонения заявки от участия в торгах или неправильной оценки заявки.

 В частности, Закон устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку. Именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

   При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица не должны доказывать нарушение их прав перечисленными действиями, при этом соблюдения требований к порядку подачи жалобы заявителем достаточно указания на нарушение порядка.

  В рассматриваемом случае жалоба Общества содержит указание на обстоятельства, связанные с наличием в закупочной документации положений, которые, по мнению заявителя, нарушают требования антимонопольного законодательства и ограничивают количество участников закупки.

  Вместе с тем, в жалобе содержится информация о нарушении заказчиком требований законодательства, касающихся надлежащего порядка размещения информации о проведении указанной закупки, а именно отсутствие в закупочной документации критериев и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, обязательное наличие которых закреплено п.12 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  Таким образом, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

            Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии  с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

           В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного  Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

  Решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969 было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и компаний Группы Газпром (предыдущая редакция была утверждена Решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 27.10.2010 № 1662), которое со всеми изменениями размещено Обществом в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ОАО «Газпром»: www.gazprom.ru в разделе «Закупки», а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru (реестровый номер <...> ).

     Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  ОАО «Газпром» и компаний Группы Газпром, в том числе ООО «Газпром геологоразведка» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

   В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

 При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

           09.12.2014 (МСК+2) извещением 31401789430 на официальном сайте ООО «Газпром геологоразведка»  объявлено о проведении закупки – открытого запроса предложений в электронной форме  «404/ГГР_/14_3_0343/09.12.14/ЗЭП «Услуги телеуправляемого подводного аппарата» для нужд ООО «Газпром геологоразведка».

            Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки порядок подведения итогов запроса предложений и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

   В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4.

  В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

  Таким образом, в случае установления заказчиком требования о соответствии участника закупки установленным требованиям, заказчик должен установить соответствующий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

   В силу части  ч. 11 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе внести изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, которые должны быть  размещены на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

  Согласно п. 1.6.6 документации о запросе предложений № 31401789430 установлено, что в любое время до истечения срока подачи Заявок Организатор вправе внести изменения в Извещение и Документацию. Такие изменения размещаются на ЭТП, на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

             Комиссией установлено, что 12 и 18 декабря 2014 г. в извещение и документацию о закупке, в частности в п. 4.1.19, 4.1.29 раздела 4 Информационной карты открытого запроса предложений», были внесены изменения, которыми были исключены следующие требования к участникам закупки, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся предметом данного запроса предложений:

              -копия лицензии ФСБ Российской Федерации на деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

             -копия свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе работы по обследованию строительных конструкций, зданий и сооружений.

            В том числе исключены требования о наличии дополнительных документов, включаемых в заявку на участие в запросе предложений, а именно:

           -копия сертификата Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA): подводно-технические работы с применением телеуправляемых подводных аппаратов (Remote Systems & ROV Divisions).

          -копия сертификата Квалификации Производителя (MCC) по видам работ: подводно-технические работы с применением телеуправляемых подводных аппаратов

Копия сертификата соответствия Системы Менеджмента качества ISO 9001:2008 по видам работ: подводно-техническое сопровождение строительства и эксплуатации объектов подводно-добычных комплексов

  Учитывая, что оспоренные заявителем условия закупки, касающиеся предъявленных требований к участникам закупки о наличии вышеупомянутых лицензии, допуска СРО и копий сертификатов  заказчиком исключены, о чем на официальном сайте размещена соответствующая информация, в настоящее время права и законные интересы ООО «МорГеоСервис» никак не могут быть ущемлены действиями заказчика, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения настоящей жалобы (отсутствие предмета жалобы) по существу в указанной части.

 

Вместе с тем, заявитель сообщил в жалобе, что заказчиком в нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках не предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в указанном запросе предложений.

  Согласно п.12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

              В свою очередь в Положении о закупке закреплено, что документация о запросе предложений должна содержать, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, а также порядок оценки и сопоставления заявок.

            При этом, Комиссией установлено, что в самом Положении о закупке не содержится сведений, конкретизирующих  саму процедуру сопоставления заявок на участие в указанном запросе предложений, а также содержание критериев оценки, которые будут учитываться организатором закупки (закупочной комиссией).

             Разделом 2.9 документации установлены положения о проведении анализа, рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений.

             В соответствии с абз. 1 п. 2.9.2 документации организатор в рамках оценочной стадии с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая критерии, изложенные в п.п. 2.9.2.1 - 2.9.2.4 Документации.

            Как следует из п. 2.9.13. документации о запросе предложений в рамках оценочной стадии, организатор с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, по определенным критериям.

            Такими критериями, исходя из п.п. 2.9.13.1, п. 2.9.13.2,  п. 2.9.13.3 документации  являются: оценка квалификации участника запроса предложений, оценка коммерческого предложения участника запроса предложений, оценка технического предложения участника запроса предложений.

            В этой связи Комиссия считает необходимым указать, что законодательство Российской Федерации, регулирующее закупки для отдельных видов юридических лиц, предусматривает необходимость включения в документацию о закупке порядок оценки и сопоставление заявок, который предусмотрен положением о закупках заказчика. Также не предусматривает необходимость или обязанность устанавливать в документации о запросе предложений и использовать при рассмотрении заявок баллы, равно как и значимость критериев оценки заявок.

            Таким образом, вопреки доводам жалобы заявителя, оценка и сопоставление заявок участников при проведении запроса предложений определены в документации о закупке в соответствии с Положением о закупках, что свидетельствует об отсутствии в действиях заказчика  нарушения п.12 и 13 ч. 10  ст. 4 Закона о закупках.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

     

           Признать ООО «МорГеоСервис»  на действия ООО «Газпром геологразведка» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме  № 31401789430) «404/ГГР_/14_3_0343/09.12.14/ЗЭП «Услуги телеуправляемого подводного аппарата» для нужд ООО «Газпром геологоразведка» необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны