Решение №Т 15/100 Решение по делу № Т 15/100 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т 15/100

 

 

26 мая 2015 года                                                                                                                 г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т15/100 по жалобе ООО «Альфа» на действия АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат» и его закупочной комиссии при проведении запроса котировок (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31502294052) на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли здания столовой АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 18.05.2015 г. поступила жалоба ООО «Альфа»  о нарушении заказчиком  и его закупочной комиссией действующего законодательства при проведении  запроса котировок цен № 31502294052.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

           Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу. Рассмотрение настоящего дела было назначено  на 26 мая  2015 г. в 16 часов 45 мин. 

           Заявитель обжалует действия заказчика и его закупочной (котировочной) комиссии в связи с отклонением заявки ООО «Альфа» по причине непредставления  платежного поручения об оплате обеспечения заявки, а также указанием в заявке сведений о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, не соответствующих сведениям, установленным в извещении запроса котировок цен.

Как полагает заявитель отклонение его заявки по мотиву непредставления платежного поручения не может считаться законным, поскольку фактически денежные средства в необходимом размере поступили на счет заказчика, однако в силу некорректной работы банковской системы «Банк бизнес онлайн», с помощью которой был осуществлен электронный платеж, не представилось возможным вывести на печать платежное поручение, подтверждающее оплату.

         Кроме того, по мнению заявителя, заявка Общества содержала все обязательные сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, которые установлены извещением о запросе котировок, при этом исключение из цены договора налога на добавленную стоимость (НДС), было обусловлено тем обстоятельством, что Общество не является плательщиком указанного налога, так как применяет упрощенную систему налогообложения.

            В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса котировок, а также письменные возражения на жалобу заявителя (письмо исх № 79 от 25.05.2015 г.), согласно которым оспариваемые заявителем  действия организатора закупки закупочной (котировочной) не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд. Помимо этого, заказчиком указано на отсутствие у заявителя правовых оснований для обжалования действий организатора закупки и закупочной комиссии, поскольку оспариваемые действия не поименованы  в ч.10 статьи 3 Закона о закупках.

            Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на автономные учреждения, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

            В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением наблюдательного совета АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат»  от 10.12.2014 г. (протокол № 15 от 10.12.2014 г.) во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг указанным учреждением для обеспечения своих нужд.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  данного  заказчика и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

   24.04.2015 (МСК+2) заказчиком извещением № 31502294052 на официальном сайте объявлено о проведении запроса котировок на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли здания столовой АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат».

             В извещении о проведении данной закупки установлены предмет проводимой закупки, определены требования к участникам, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения результатов запроса котировок и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

            До окончания установленного извещением срока подачи заявок (05.05.2015  17:00  (МСК+2) ) на участие в указанном запросе котировок поступило 6 (шесть) заявок, в том числе и от ООО «Альфа».

             Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке котировочных заявок от  08.05.2015 г. заявка ООО «Альфа» со ссылкой на п.8.8. Положения о закупках была отклонена по основанию непредставления  платежного поручения об оплате обеспечения заявки, а также указанием в заявке сведений о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах (п.4 заявки), не соответствующих сведениям, установленным в извещении запроса котировок цен.

            Согласно представленным в материалы дела возражениям АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат» у заявителя в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для обжалования действий организатора закупки, поскольку оспариваемые действия не поименованы  в ч.10 статьи 3 Закона о закупках, содержащей ограниченный перечень случаев для обжалований участником закупки действий заказчика в антимонопольный орган.

            Комиссия не может согласиться с обозначенной позицией заказчика по следующим основаниям.

Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

           Соответственно, данный перечень действий (бездействия), которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки следует отнести только к одному субъекту проверки – заказчику (организатору торгов).

   В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

   Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии  при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

  Таким образом, вопреки доводам заявителя, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

  В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

  При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

     В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

    Таким образом, в случае установления заказчиком требования о соответствии участника закупки  установленным требованиям, заказчик должен установить соответствующий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

  Согласно п.п.1 извещения о проведении запроса котировок цен № 31502294052  котировочная заявка подается в печатной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, по форме, установленной Приложением №1 настоящего извещения о проведении запроса котировок.

 В п. 13 Извещения указано, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, в том числе: 

 - цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательный платежи);

- копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении: копии учредительных документов, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации юридического лица, полученная не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявки на участие в закупке выписка из ЕГРЮЛ, платежное поручение об оплате обеспечения заявки.

 Как следует из п. 12.4. Извещения при выявлении несоответствия участника закупок требованиям, установленным в Извещении, Комиссия отказывает участнику закупок в допуске к участию в запросе котировок, а также не вправе выбрать такого участника закупок в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

         Аналогичное положение также содержится в п.8.8. Раздела 8 Положения о закупке АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат».

         В п. 13 Извещения в числе прочих документов, входящих в состав заявки на участие в запросе котировок поименован документ, подтверждающий внесение обеспечение заявки.

           В свою очередь в. 14 Извещения указан размер обеспечения заявки 19 999,94 (девятнадцать тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 94 копейки, что составляет 1% от начальной максимальной цены договора. Также обозначены платежные реквизиты счета заказчика,  на который необходимо перечислить денежные средства.

            Как установлено Комиссией, документ, подтверждающий оплату обеспечения на участие в указанном запросе котировок в составе заявки ООО «Альфа», в нарушение требований извещения о проведении закупки не был приложен, что обоснованно было расценено котировочной (закупочной) комиссией в качестве основания для отклонения заявки указанного участника закупки.

            Комиссия не может принять во внимание довод Общества относительно фактического поступления обеспечения заявки на счет заказчика, поскольку данное обстоятельство не может влиять на выводы комиссии относительно выявленного несоответствия заявки участника требованиям извещения и закупочной документации об обязательном наличии в ее составе документа, подтверждающего оплату обеспечения заявки.

          При этом, заявитель, указывая на некорректную работу банковской системы «Банк бизнес онлайн», не позволившую распечатать платежное поручение, никак не подтвердил это соответствующими доказательствами. 

             Согласно материалам дела срок подачи заявок на участие в запросе котировок № 31502294052  установлен заказчиком с 8 часов 00 минут 27 апреля 2015 г. до 17 часов 00 минут 05 мая 2015 г., извещение о закупке опубликовано на официальном сайте 24.04.2015 (МСК+2).

           Соответственно, у заявителя с учетом указанных сроков  была реальная возможность исполнить требования, установленные в извещении о запросе котировок цен, в том числе представить надлежащий документ, подтверждающий оплату обеспечения заявки.

           Исходя из содержания журнала регистрации приема заявок и протокола заседания комиссии по рассмотрению, оценке котировочных заявок от  08.05.2015 г. следует, что заявка ООО «Альфа» на участие в запросе котировок поступила 05.05.2015 г. в 16 часов 16 мин, то есть фактически к окончанию срока подачи заявок.

           В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что Общество, совершая определенные действия, связанные с участием в публичных закупочных процедурах, действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, в связи с чем обязано предполагать возможные последствия своих действий, и нести риски, в том числе, и негативные последствия, связанные с ненадлежащей подачей необходимых документов на участие в закупках.

           Согласно п.5  Извещения проведении запроса котировок цен № 31502294052  цена на товар включает в себя транспортные, страховые и другие расходы, а также уплату таможенных пошлин, налоги (в том числе НДС) и сборы, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

  В.п.1 Извещения котировочная заявка подается в печатной форме в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, по форме, установленной Приложением №1 настоящего извещения о проведении запроса котировок.

          В предлагаемой форме котировочной заявки обязательному отражению подлежит информация о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах (п.4.). При этом обозначенный пункт имеет сноску, информирующей о необходимости заполнения данных сведений на основании извещения запроса котировок цен.

           Соответственно, установленная в Извещении  форма к котировочной заявке не предполагала изменение ее при заполнении  участником закупки, в том числе, и при указании применения НДС.

 

           При таких обстоятельствах, рассматриваемые действия закупочной комиссии в связи с отклонением заявки заявителя не нарушают требования Положения о закупках и извещения о проведении запроса котировок, в связи с чем жалоба признается необоснованной.

 

Вместе с тем, Комиссия, в части включения в извещение о закупке условия об уплате налога на добавленную стоимость, считает необходимым выразить следующую позицию.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

  Кроме того, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом. В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.

   Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.

   Исходя из этого, цена реализации товара (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, применяющих такой режим налогообложения при заключении государственного (муниципального) контракта  указывается без исчисления НДС, что будет являться ценой контракта, которую заказчик обязан оплатить  в установленном размере при надлежащем его исполнении.

   Соответственно, договор заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. При этом, применение участником закупки упрощенной системы налогообложения не может повлечь за собой изменение условий договора, поскольку Законом о  закупках не предусмотрена зависимость цены  договора от системы налогообложения исполнителя работ (подрядчика), с которым заключается такой договор.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

     

           Признать жалобу ООО «Альфа» на действия АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат» и его закупочной комиссии при проведении запроса котировок (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31502294052) на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли здания столовой АСУСОН ТО «Таловский психоневрологический интернат»  необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны