Решение №Т 15/105 Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/105 от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 2 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/105

 

 

05 июня 2015 года                                                                                                              г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т15/105 по жалобе ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (вх. 3887 от 28.05.2015 г.) на действия заказчика - АО «Транснефть-Сибирь» при осуществлении процедуры квалификационного отбора  в рамках открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) № АУП/СНП/620/2015/06 "Проведение спасательных археологических полевых работ (раскопок) объектов культурного (археологического) наследия Поселение Исетское 2 и местонахождение Исетское 3 по объекту "Трубопровод НКК 968-1037 км Ду 1220.Замена трубы на участках 987,3-1006,8 км, 1012,4-1016 км. Тюменское УМН. Реконструкция." (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:   31502287686),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 28.05.2015 г. поступила жалоба ИАЭТ СО РАН о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона № 31502287686).

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

           Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Заявитель обжалует действия заказчика в связи в неправомерным, по его мнению, отказом в признании Учреждения  непрошедшим квалификационный отбор (КО) на участие в указанном электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе  от 21.05.2015 г. № 360. В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается на нарушение заказчиком требований Федерального закона о закупках в части обеспечения информационной открытости проводимой закупки, а также осуществления дискриминационных действий по отношению к бюджетному учреждению при оценке и сопоставлению заявок, поступивших на участие в КО. Кроме того, в жалобе указано, что оценка заявок осуществлялась по критериям, которые не были отражены в документации по проведению квалификационного отбора.

            В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя (письмо исх.№ СНП-410-12/16787 от 04.06.2015 г.), согласно которым оспариваемые заявителем  действия организатора закупки не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд.

 

            Комиссия, заслушав представителя заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

 

В соответствии  со статьей 1 Закона о закупках организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

           В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

  Решением Совета директоров АО «Транснефть-Сибирь» от 12.12.2014 г. (протокол № 9) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Транснефть-Сибирь», которое со всеми изменениями размещено Обществом в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

     Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  АО «Транснефть-Сибирь» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

   В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

 При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

           22.04.2015 (МСК+2) заказчиком на официальном сайте объявлено о проведении закупки – открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) № АУП/СНП/620/2015/06 "Проведение спасательных археологических полевых работ (раскопок) объектов культурного (археологического) наследия Поселение Исетское 2 и местонахождение Исетское 3 по объекту "Трубопровод НКК 968-1037 км Ду 1220.Замена трубы на участках 987,3-1006,8 км, 1012,4-1016 км. Тюменское УМН. Реконструкция."  с реестровым номером закупки 31502287686.

           Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов  аукциона и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

 Как следует из условий объявленного заказчиком аукциона участником данной закупки могут являться лица, прошедшие квалификационный отбор под которым в силу п.2.1.3 Положения о закупках  АО «Транснефть-Сибирь» понимается способ выявления поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые соответствуют требованиям, установленным организатором закупки и предъявляемым к участникам закупки в рамках конкретной закупки.

В п. 7.6.3  Положения о закупках определено, что  для участия в КО на официальном сайте вместе с извещением о закупке, документацией о закупке размещаются требования к участникам КО с перечнем документов, представляемых на КО, для подтверждения соответствия установленным требованиям.

Конкурсная комиссия принимает решение о допуске участников КО к участию в аукционе в случае предоставления документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям, и отсутствия в указанных документах недостоверной информации, о чем составляется соответствующий протокол  (п. 7.6.3, 7.6.6.  Положения о закупках).

В свою очередь, участники закупки, не прошедшие КО, не допускаются к дальнейшему участию в закупке (п. 7.7.3  Положения о закупках).

   Как следует из аукционной документации срок подачи заявок на участие в КО установлен до 09 часов 00 мин 06.05.2015 г. К указанному сроку поступили заявки от 6 (шести) участников, в том числе и от подателя жалобы.

  По результатам заседания конкурсной комиссии по квалификационному отбору претендентов на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом № 360 от 21.05.2015 г. ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук признано не прошедшим КО как не соответствующее установленным требованиям аукционной документации. При этом в означенном протоколе указаны следующие основания для принятия комиссий такого решения:

- не предоставлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) срок выдачи которой более 30 дней до даты окончания приема заявок на участие в КО;

- не подтвержден опыт проведения работ, соответствующих предмету настоящей закупки на территории Тюменской области.

  Заявитель в свою очередь, полагает, что представленные им в составе заявки на участие в КО документы и сведения полностью удовлетворяли требованиям и условиям закупочной документации, при этом конкурсная комиссия осуществила оценку заявку по критериям, которые не были указаны в документации по проведению квалификационного отбора.

   Как установлено Комиссией, заказчиком  в составе закупочной документации на проведение электронного аукциона размещена Инструкция для прохождения квалификационного отбора (КО) в которой установлен  обязательные требования к участникам КО, а также перечень соответствующих документов, которые должны быть приложены в составе заявки на участие в КО.

Так в качестве одного из требований указано, что участник закупки должен иметь положительный опыт осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки

 Согласно п. 3 названной Инструкции претендентом должен быть подтвержден опыт осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, за последние 3 года, при этом указанная информация должна быть представлена по Форме Г.

 Как следует из представленной в материалы дела заявки ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук на участие в КО, данным участником закупки в подтверждение опыта по установленной форме представлен перечень объектов (всего 11 позиций), по которым учреждением выполнялись работы, аналогичные предмету закупки в период с 2012 по 2014 г.

 Согласно пояснениям заказчика, что в свою очередь подтверждается протоколом  № 360 от 21.05.2015 г., одним из оснований для отклонения заявки ИАЭТ СО РАН явилось  не подтверждение данным участником опыта проведения работ, соответствующих предмету настоящей закупки на территории Тюменской области. При этом, заказчик в обоснование правомерности означенного решения сослался на п. 6.2. Технического задания документации о закупке, который предполагает представление участниками КО подтверждающих документов (наличие полученных разрешений (открытых листов) на осуществление работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия) непосредственно на территории Тюменской области.

Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с указанной позицией заказчика, поскольку из содержания Технического задания, являющегося составной частью аукционной документации следует, что предъявленные в данном документе требования относятся непосредственно к Исполнителю соответствующих работ, но ни к участникам КО. При этом, в Инструкции для прохождения квалификационного отбора (КО) не содержится требования о том, заявка на участие в КО должна оформляться с учетом требований Технического задания, в части касающейся подтверждения опыта осуществления работ.

Соответственно, осуществленная конкурсной комиссией оценка заявки ИАЭТ СО РАН исходя только из опыта проведения работ, ограниченных территорией Тюменской области в рассматриваемой ситуации является необоснованной, противоречащей вышеприведенным положениям закупочной документации, п. 7.6.3, 7.6.4. Положения о закупках АО «Транснефть-Сибирь», а также принципам, сформулированным в ч. 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

  Помимо этого, в протоколе  № 360 от 21.05.2015 г.  указано, что заявителем не предоставлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) срок выдачи которой более 30 дней до даты окончания приема заявок на участие в КО.

 Исходя из из п. 1 Инструкции заявка на участие в КО должна содержать в том числе выписку из ЕГРЮЛ со срокам выдачи не ранее 30 дней до даты окончания приема заявок на КО.

  Как установлено Комиссией, заявка на участие в КО поступила от ИАЭТ СО РАН 05.05.2015 г., при этом данный участник представил  выписку из ЕГРЮЛ, датированную от 03.04.2015 г., что не соответствует вышеприведенному требованию Инструкции.

          Как указано в Инструкции непредставление установленных настоящей инструкцией для участника КО по отдельному лоту документов либо наличие в таких документах неполных, неточных сведений или некорректное заполнение установленных форм является основанием для отказа в допуске к рассмотрению заявки на КО.

   При этом, Комиссия не может принять во внимание довод заявителя о невозможности представления надлежащей выписки из ЕГРЮЛ ранее 07.05.2015 г. в силу смены руководства учреждения и необходимости внесения изменений в ЕГРЮЛ, поскольку данное обстоятельство не устраняет обязанность участника закупки (КО) представить перечень документов, полностью соответствующих требованиям и условиям проведения квалификационного отбора.

    Согласно ч. 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 Соответственно, конкурсная комиссия, приняв решение об отклонении заявки учреждения в связи с непредставлением надлежащей выписки из ЕГРЮЛ, правомерно руководствовалась требованиями закупочной документации, которые применяются в равной степени ко всем участникам данной закупочной процедуры, при этом иное толкование искажало бы саму суть закупочных процедур,  направленных на обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Помимо этого, заявитель в жалобе ссылается на п. 2 № 360 от 21.05.2015 г.  из которого следует, что конкурсная комиссия признала финансовое состояние учреждение неустойчивым, в связи допуск данного участника к участию в аукционе возможен на условиях оплаты по факту выполненных работ без предоплаты.

  Однако, указывая на необоснованность данного вывода конкурсной комиссии, заявитель не обосновал, каким образом это нарушило его права и законные интересы относительно возможности участия в квалификационном отборе, учитывая, что оценка финансового состояния претендентов не влияет на решение комиссии о прохождении квалификационного отбора.

          Согласно п.п.3.3 проекта договора, размещенного (опубликованного) в составе документации о закупке заказчик производит оплату в размере 100% от общей стоимости оказанных услуг в течение 30 рабочих дней с момента получения счета на оплату, на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.

  Соответственно, учитывая, что  документацией о закупке не предусмотрена предоплата, оценка финансового состояния участников КО в рассматриваемой закупке никак не влияет на решение конкурсной комиссии по результатам КО.

 Аналогичным образом, заявителем не  приведены доказательства относительно нарушения его прав в части установления заказчиком ограниченного перечня банков-гарантов, при этом Комиссия учитывает, что данное условие применяется заказчиком только в случае если договором предусмотрены авансовые платежи, чего в данном случае не усматривается.

 Также в жалобе заявитель указывает на необъективную оценку конкурсной комиссией тех участников, которые были признаны прошедшими КО и допущены до участия в дальнейшей процедуре. В частности, комиссией не было учтено, что согласно информации, опубликованной на официальном сайте ФНС России в числе учредителей НП «Центр этноэкологических и технологических исследований Сибири» указано УГП «Арктический инженерный центр ИПОС СО РАН». Однако данное предприятие ликвидировано 10.10.2007 г., в связи с чем учредителями некоммерческого партнерства являются 4 физических лица.

 Комиссией установлено, что в составе заявки вышеуказанного участника приложена выписка из ЕГРЮЛ, в которой содержится информация об учредителях НП «Центр этноэкологических и технологических исследований Сибири», в числе которых поименовано УГП «Арктический инженерный центр ИПОС СО РАН». При этом, факт ликвидации данного юридического лица  никак не влияет на возможность  НП «Центр этноэкологических и технологических исследований Сибири»  принять участие в квалификационном отборе наравне с ниыми участниками закупки. В свою очередь, заявитель не обосновал соответствующими доказательствами и ссылками на нормы законодательства каким-образом указанное обстоятельство повлияло на объективность конкурсной комиссии при оценке заявки данного участника.

Кроме того, Комиссия находит ошибочным утверждение заявителя об отсутствии в Уставе ФГАОУ ВПО «УРФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина вида деятельности, относящегося к предмету закупки, поскольку в п.п. 77 п. 8.13. Устава данного образовательного учреждения прямо предусмотрена археологическая деятельность.

     С учетом вышеприведенных обстоятельств, рассматриваемые действия закупочной (конкурсной) комиссии в связи с отклонением заявки ИАЭТ СО РАН на участие в квалификационном отборе в части  не подтверждения опыта проведения работ, соответствующих предмету настоящей закупки,  нарушают требования п. 7.6.3, 7.6.4. Положения о закупках АО «Транснефть-Сибирь», ч. 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с ч.20, статьи 18.1., ч.  3.1.  статьи  23  Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов,  в том числе об аннулировании торгов.

Однако, учитывая, что заявка ИАЭТ СО РАН в любом случае подлежала отклонению как не соответствующая установленным требованиям КО, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи такого предписания.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

   

           Признать жалобу ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук на действия АО «Транснефть-Сибирь» при осуществлении процедуры квалификационного отбора  в рамках открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) № 31502287686 обоснованной.

2. Признать закупочную комиссию АО «Транснефть-Сибирь» нарушившей п. 7.6.3, 7.6.4. Положения о закупках АО «Транснефть-Сибирь», ч. 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках при проведении квалификационного отбора  в рамках открытого аукциона в электронной форме (электронного аукциона) № 31502287686.

        3 Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны