Решение №Т 15/178 Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/178 от 17 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/178

 

 

11 августа  2015 года                                                                                                        г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т15/178 по жалобе ООО «ИТС Инжиниринг» на действия АУ ДО «Исетский детский сад «Солнышко» при проведении запроса котировок  на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:   31502605223),

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 03.08.2015 г. поступила жалоба ООО «ИТС Инжиниринг» о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  запроса котировок  № 31502605223.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

           Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием в извещении о проведении запроса котировок положений, влекущих ограничение количества участников закупки.

              В части,  пункт 4.3 указанного извещения установлены следующие требования к качеству работ:

I. Наличие в штате сотрудников кандидатов наук по специальности 05.23.02 «Основание и фундаменты, подземные сооружения»;

II. наличие в штате сотрудника, имеющего профессиональный сертификат Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению.

             По мнению заявителя, обозначенные требования являются избыточными, поскольку исходя из предмета работ участнику закупки необходимо и достаточно иметь только свидетельство о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (работы по разработке конструктивных решений и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, что вытекает из ст. 48 Градостроительного кодекса России.

         

 

         При получении указанного свидетельства саморегулируемые организации, в том числе, рассматривают кадровый состав заявителя и выдают указанное свидетельство, только при наличии опытных и квалифицированных специалистов. Соответственно, наличие такого свидетельства  является подтверждением укомплектованности штата организации необходимыми для выполнения работ специалистами.

          Помимо этого, сертификация специалистов в Российском обществе по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению имеет добровольный характер, производится на платной основе и законодательно не закреплена.

        Кроме того, согласно информации с официального сайта Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению (www.rssmgfe.ru), документы для оформления и получения профессионального сертификата РОМГГиФ необходимо было представлять до 15 января 2013 года, то есть на сегодняшний день возможность получения указанного сертификата отсутствует. Таким образом, требование о наличие в штате сотрудника, имеющего профессиональный сертификат РОМГГиФ, создают определённым участникам закупки преимущественные условия участия в закупке и ограничивают возможность участия других участников, не получивших до указанной даты сертификат.

             В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса котировок, а также письменные пояснения по жалобе заявителя (письмо исх. №22 от 10.08.2015 г.) из которых следует, что оспариваемые заявителем требования было обусловлены необходимостью выполнения работ на высоком качественном и профессиональном уровне, учитывая, что работы будут выполняться в детском учреждении.

           Однако, в связи с поступлением в адрес заказчика письма от  ООО «ИТС Инжиниринг», в котором указывалось, что обозначенные требования могут повлечь за собой нарушение действующего законодательства и ограничение количества участников закупки, 06.08.2015 г. в извещении № 4-2015-ЗКЦ были внесены изменения, которыми требования п. 4.3. были исключены.

            Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на автономные учреждения, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

            В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

    Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом  директора АУ ДО «Исетский детский сад «Солнышко» от 19.12.2014 г. № 56 во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации закупочной деятельности утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд указанного учреждения.

    Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  заказчика и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

    Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке 19.12.2014 (МСК+2) опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru с реестровым номером 1130017432.

    27.07.2015 г. (МСК+2) заказчиком извещением № 31502605223 на официальном сайте объявлено о проведении запроса котировок  на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента.

             Как следует из материалов дела и пояснений заказчика до окончания установленного извещением срока подачи заявок 10.08.2015 г. 13:00 (МСК+2) на участие в запросе котировок было подано  5 (пять) котировочных заявок, при этом заявка от ООО «ИТС Инжиниринг» не поступала.

              Комиссия, учитывая доводы, изложенные в жалобе заявителя, считает необходимым указать следующее.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

   В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган, при этом в число таких лиц входят иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

           Таким образом, основанием подачи жалобы на действия организаторов торгов должно быть нарушенное право заявителя (участника закупки). Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах, ввиду неразмещения организатором торгов необходимой информации о порядке проведения торгов, о порядке подачи заявки на участие в данных торгах, либо в виде необоснованного отклонения заявки от участия в торгах или неправильной оценки заявки.

   В частности, Закон устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку. Именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

   При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица должны доказать нарушение их прав перечисленными действиями, при этом для соблюдения требований к порядку подачи жалобы заявителем достаточно указания на нарушение порядка.

   В рассматриваемом же случае жалоба Общества содержит указание на обстоятельства, связанные с содержанием в извещении о проведении указанной закупки положений, нарушающих требования антимонопольного законодательства.

    В жалобе заявителя  не содержится информации о нарушении заказчиком установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении указанной закупки, порядка подачи заявок на участие в аукционе, что в силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции является обязательным условием для обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов, лицами не подавшими заявки на участие в торгах.

На нарушения организатором закупки порядка объявления закупки, которые могли бы создать препятствия в реализации права в участии в закупке, Общество не ссылалось, что свидетельствует об отсутствии у заявителя в рассматриваемом случае права на обжалование действий АУ ДО «Исетский детский сад «Солнышко».

             Кроме того, комиссией установлено, что 06.08.2015 г. заказчиком  в извещение № 4-2015-ЗКЦ о проведении запроса котировок, в частности, п. 4.3. (Требования к качеству работ) были внесены изменения, которыми были исключены следующие требования:

I. Наличие в штате сотрудников кандидатов наук по специальности 05.23.02 «Основание и фундаменты, подземные сооружения»;

II. наличие в штате сотрудника, имеющего профессиональный сертификат Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению.

  Учитывая, что оспоренные заявителем условия закупки, касающиеся предъявленных требований к качеству работ заказчиком исключены, о чем на официальном сайте размещена соответствующая информация, в настоящее время права и законные интересы ООО «ИТС Инжиниринг», а также иных лиц никак не могут быть ущемлены действиями заказчика, в связи с чем отсутствует предмет жалобы в указанной части.

    Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

    

            Признать жалобу ООО «ИТС Инжиниринг» на действия АУ ДО «Исетский детский сад «Солнышко» при проведении запроса котировок  № 31502605223 на обследование и разработку технических решений по усилению конструкций и гидроизоляции фундамента необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны