Решение №Т 15/195 Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/195 от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 15/195

 

16 сентября 2015 г.                                                                                                        г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т 15/195 по жалобе ООО «ЧОО «Защита-1»  (далее – заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (далее – заказчик, организатор закупки) при проведении открытого конкурса № 88 на право заключения договора на оказание услуг по централизованному наблюдению за состоянием тревожной сигнализации Заказчика и экстренному выезду группы мобильного реагирования по сигналу «Тревога», поступившему на пульт Исполнителя с оборудования, установленного в учебных корпусах Заказчика (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31502628008).

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 11.09.2015 г. поступила жалоба ООО «ЧОО «Защита-1» о нарушении закупочной (конкурсной) комиссией заказчика законодательства при проведении  открытого конкурса № 31502628008.

В частности, в жалобе заявитель выразил не согласие с действиями закупочной (конкурсной) комиссии заказчика, принявшей решение об отклонении заявки общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации, выразившегося в отсутствии в составе заявки (предложения) участника информации об объеме оказываемых услуг, а также отсутствии документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса – юридического лица.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.              

Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

           Соответственно, данный перечень действий (бездействия), которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки следует отнести только к одному субъекту – заказчику (организатору торгов).

   В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

   Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии  при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

  Таким образом, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ООО «ЧОО «Защита-1» признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

           В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного открытого конкурса, а также письменные возражения  на жалобу заявителя, согласно которым заявка Общества была правомерно отклонена Единой закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также конкурсной документацией.  Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что в составе заявки (предложения) Общества отсутствовала информации об объеме оказываемых услуг, учитывая, что обязанность указать такие сведения установлена формой № 3 при заполнении предложения участником. Помимо этого, в составе заявки заявителя не представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса – юридического лица. Поскольку Решение № 1 от 06.04.2015 г. об избрании директора подписано представителем единственного участника ООО «ЧОО «Защита-1» на основании доверенности, которая отсутствует в составе заявки, у конкурсной комиссии не имеется возможности определить полномочия подписанта.

           Комиссия, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

   В соответствии  с п.4 части 1 статьи 1 Закона о закупках, положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на бюджетные учреждения при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 статьи 2 Закона о закупках).

           При этом частью 3 указанной статьи установлено, что в случае, если заказчиком выступает бюджетное учреждение  положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного  бюджетного учреждения

           Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки для своих нужд в соответствии с положениями указанного Закона только при наличии  утвержденного его учредителем Положения о закупке.

Вместе с тем, бюджетные учреждения относятся также к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), вступившего в силу с 01.01.2014 г.

  При этом, осуществлять такие закупки бюджетные учреждения обязаны в случае, если их финансирование производится за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе).

            Соответственно, исходя из вышеприведенных нормативных положений, бюджетное учреждение в случае принятия решения о порядке осуществления закупок в соответствии с Законом о закупках, должно обеспечить наличие утвержденного надлежащим образом Положения о закупке и размещение его на официальном сайте.

            Как следует из материалов дела, настоящая закупка была осуществлена учреждением на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг Федерального государственного  бюджетного образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Тюменский  государственный  нефтегазовый университет» (СМПК П 4.2.3-2014), утвержденного заместителем Министра образования и науки и опубликованного на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: 14.02.2014 (МСК+2) (рег.номер <...> ).

            Таким образом, Комиссия признает несостоятельными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела доводы  заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса, поскольку в рассматриваемом случае спорные отношения регулируются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иными нормативными правовыми актами в указанной сфере деятельности.

            Комиссией установлено, что 03.08.2015 ответчиком извещением № 31502628008 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru объявлено о проведении закупки – на право заключения договора на оказание услуг по централизованному наблюдению за состоянием тревожной сигнализации Заказчика и экстренному выезду группы мобильного реагирования по сигналу «Тревога», поступившему на пульт Исполнителя с оборудования, установленного в учебных корпусах Заказчика. Одновременно на официальном сайте размещена конкурсная документация.

            До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 24.08.2015 10:00  (МСК+2) на участие в указанном открытом конкурсе поступило 4 заявки, в том числе и от ООО «ЧОО «Защита-1» (регистрационный номер заявки 1), что следует из протокола вскрытия конвертов с заявками от 25.08.2015 г. № 88-15.

             27.08.2015 г. Единая комиссия по осуществлению закупок рассмотрела заявки, поступившие на участие открытом конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации, по результатам чего был составлен протокол  № 88-15 от 27.08.2015 г.

            Как усматривается из содержания указанного протокола, ООО «ЧОО «Защита-1»  единогласным решением Единой комиссии было отказано в допуске к участию в указанном открытом конкурсе со ссылкой на ч. 3.5.2., ч. 3.3.1 конкурсной документации в связи с отсутствием в составе заявки (предложения) участника информации об объеме оказываемых услуг, а также отсутствием документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса – юридического лица (Решение № 1 от 06.04.2015 г. об избрании директора подписано представителем единственного участника ООО «ЧОО «Защита-1» по доверенности, которая отсутствует в томе заявки, в связи с чем, нет возможности определить полномочия подписанта).

          Заявителем в качестве обоснования неправомерности принятого Единой комиссией решения было указано на то обстоятельство, что предложение участника конкурса по форме № 3 содержало всю требуемую конкурсной документацией информацию, в том числе и об объеме оказываемых услуг.

Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного открытого конкурса, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.

   В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  Согласно ч.5 статьи 3 Закона о закупках  участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

  При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

  Согласно п.2 и 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

 

 Аналогичные нормы Закона также содержатся в Положении о закупках учреждения (п.2 6 раздел V Положения о закупках).

           Как следует из п.3.3.1  конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, которую представляет участник конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией, подготавливается по форме, представленной в настоящей конкурсной документации (формы №№ 1-3), и, в том числе, должна содержать предложение участника конкурса в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара (по форме № 3 настоящей конкурсной документации).

В п 3.5.1. конкурсной документации указано, что участник конкурса предоставляет предложение участника конкурса по форме № 3 настоящей конкурсной документации.

Наименование, описание, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства), качество, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, а также иные сведения, содержащиеся в заявке на участие в конкурсе, должны соответствовать извещению о проведение конкурса и настоящей конкурсной документации. Описание участником конкурса поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание участником конкурса выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик производится по полному перечню показателей, установленным в Извещении о проведении конкурса и конкурсной документации. (п 3.5.2. конкурсной документации).

В частности, в целях исполнения участниками требований конкурсной документации формой №3 предусмотрено заполнение соответствующей таблицы, в столбце 2 которой необходимо отразить сведения о качестве, характеристиках  и объеме оказываемых услуг.

 Согласно извещения о проведении названного открытого конкурса, а также конкурсной документации (п.2 информационной карты) объем услуг, подлежащих оказанию заказчику в рамках заключенного договора выражен в числовом выражении и составляет 402 960 часов в течение 12 (двенадцати) календарных месяцев с момента заключения договора.

 Соответственно, участнику конкурса для надлежащего соблюдения требования конкурсной документации в части оформления заявки по форме №3 необходимо было указать всю исчерпывающую информацию об оказываемых услугах, в том числе объеме таких услуг.

 Как следует из представленной в материалы дела заявки ООО «ЧОО «Защита-1» на участие в конкурсе, предложение данного участника по форме № 3 содержало только характеристики оказываемых услуг, при этом информация об объеме услуг не указана, что правомерно было расценено конкурсной комиссией как несоблюдение условий (требований) документации, и как, следствие, отказ такому участнику в допуске в участии в конкурсе.

Помимо этого, конкурсная комиссия отклонила заявку Общества по причине отсутствия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса – юридического лица. Свое решение комиссия мотивировала тем обстоятельством, что  в составе заявки ООО «ЧОО «Защита-1»  было приложено  Решение № 1 от 06.04.2015 г. об избрании директора, которое  подписано представителем единственного участника ООО «ЧОО «Защита-1» по доверенности, однако доверенность на указанное лицо к заявке не приложено, что исключает, по мнению конкурсной комиссии, возможность определить полномочия подписанта заявки).

Согласно  п.п. 2 п.3.3.1 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе, должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника конкурса действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью участника конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

 В соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 39, 40 Закона Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. В обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.

Комиссией установлено, что заявка ООО «ЧОО «Защита-1» на участие в открытом конкурсе подписана директором Шмоткиным Ю.В., действующим на основании Решения № 1 от 06.04.2015 г. об избрании директора, которое приложено к заявке.

Из содержания данного документа следует, что решение об избрании директора принято единственным участником Общества Власовым Н.А., однако документ подписан не самим лицом, а его представителем Рухловым И.Б., на основании доверенности от 04.07.2014 г., удостоверенной ВрИО нотариуса города Москвы Милевским В.Г. и зарегистрированной в реестре № 4-6-5110.

Аналогичным образом оформлено Решение ООО «ЧОО «Защита-1» от 30.07.2015 г. б/н об одобрении крупных сделок, приложенное в составе заявки.

В свою очередь, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

 Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

 Таким образом, учитывая, что представленное в составе заявки Решение № 1 от 06.04.2015 г. об избрании директора подписано не самим единственным участником Общества, а иным доверенным лицом, действующим на основании доверенности от 04.07.2014 г., к заявке необходимо было также приложить указанную доверенность.

Согласно п.6.6., 6.7. Положения о закупке ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе единой комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника конкурса и о признании участника конкурса, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника конкурса к участию в конкурсе.

   В п. 5.2.4. конкурсной документации  заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», извещению о проведении конкурса и конкурсной документации, а участник конкурса, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику конкурса и указаны в настоящей конкурсной документации.

Единая комиссия отказывает в допуске участника конкурса к участию в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в настоящей конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в настоящей конкурсной документации.

         При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Единой (конкурсной) комиссии заказчика нарушений требований законодательства, в том числе  Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»  и конкурсной документации, что свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

    

           Признать жалобу ООО «ЧОО «Защита-1»  на действия ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» при проведении открытого конкурса № 88 на право заключения договора на оказание услуг по централизованному наблюдению за состоянием тревожной сигнализации Заказчика и экстренному выезду группы мобильного реагирования по сигналу «Тревога», поступившему на пульт Исполнителя с оборудования, установленного в учебных корпусах Заказчика (№ 31502628008) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны