Решение №Т 15/60 Решение по делу № Т 15/60 от 8 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т 15/60

 

 

03 апреля 2015 года                                                                                                      г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т15/60 по жалобе АО «Техавтоцентр» на действия заказчика - АО «Транснефть-Сибирь» при проведении закрытого аукциона в электронном виде 02-01/АУП/СНП/РЭН/1-03.2015 "Запасные части для автотранспортной и специальной техники" (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31502108623).

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 25.03.2015 г. поступила жалоба АО «Техавтоцентр»  о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  закрытого аукциона в электронном виде № 31502108623.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

           Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу. Рассмотрение настоящего дела было назначено  на 02 апреля  2015 г. в 14 часов 00 мин.

Заявитель обжалует действия заказчика в связи с ненаправлением в адрес АО «Техавтоцентр» приглашения на участие в указанном закрытом аукционе, учитывая, что данное Общество ранее прошло предварительный квалификационный отбор (ПКО) и было включено заказчиком в Реестр организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг. Вместе с тем, не направление заявителю (равно как иным организациям включенных в Реестр) соответствующего приглашения на участие в закрытой закупки, свидетельствует о совершении заказчиком действий противоречащих требованиям антимонопольного законодательства и влекущих ограничение количества участников закупки. Кроме того, предмет настоящей закупки ( приобретение запасных частей для автотранспортной и специальной техники) не соответствует условиям, необходимым для проведения закрытого аукциона (п.7.3. Положения о закупках АО «Транснефть-Сибирь»).

            В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя (письмо исх.№ СНП-410-12/9543 от 01.04.2015 г.), согласно которых оспариваемые заявителем  действия организатора закупки не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд.

           В связи с необходимостью получения от заказчика дополнительных пояснений по существу дела и дополнительного изучения Комиссией представленных документов, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 03 апреля 2015 года до 13 часов 15 минут.

            Все участвующие лица были уведомлены о перерыве в рассмотрении жалобы. После перерыва на рассмотрении присутствовали те же лица. При этом, заказчиком в материалы дела представлены пояснения (письмо исх.№ СНП-410-12/9543 от 01.04.2015 г.) из которых следует, что способ проведения спорной закупки закрытым способом обусловлен необходимостью обеспечения бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, включающей в себя в том числе, поддержание работоспособности спецтехники, выполняющей работы по обслуживанию и ремонту магистрального нефтепровода.

 

            Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии  со статьей 1 Закона о закупках организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

           В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.

  Решением Совета директоров АО «Транснефть-Сибирь» от 12.12.2014 г. (протокол № 9) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Транснефть-Сибирь», которое со всеми изменениями размещено Обществом в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

     Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  АО «Транснефть-Сибирь» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

            10.03.2015 (МСК+2) заказчиком на официальном сайте объявлено о проведении закупки – закрытого аукциона в электронном виде № 02-01/АУП/СНП/РЭН/1-03.2015 "Запасные части для автотранспортной и специальной техники" с реестровым номером закупки 31502108623.

           Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов  аукциона и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

 Как следует из условий объявленного заказчиком аукциона участником данной закупки могут являться лица, предварительно получившие приглашение от заказчика к участию в аукционе, а также имеющие аккредитацию на электронной торговой площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка»  (адрес в сети Интернет: http: www.roseltorg.ru).

Согласно п. 5.1., 5.3. 7.1 Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Транснефть-Сибирь» одним из способов закупок является проведение аукциона, который в свою очередь может быть открытым и закрытым. К участию в закрытом аукционе приглашается ограниченный круг лиц. Решение об объявлении аукциона открытым или закрытым принимает организатор закупки.

В п. 7.1 Положения о закупках определено, что закрытый аукцион проводится в исключительных случаях, а именно:

– удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах в случае, если при закупке товаров, работ, услуг открытым способом будет нарушена бесперебойная транспортировка по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов, являющимся опасными производственными объектами и имеющим стратегическое значение в Российской Федерации;

- обеспечения экономичности, эффективности проведения закупки в случаях, когда товары, работы, услуги по причине их высокосложного или специализированного характера могут быть закуплены только у ограниченного числа поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- когда затраты, требующиеся для рассмотрения и оценки предполагаемого большого количества заявок, превышают ожидаемую экономию от проведения открытого аукциона;

- обеспечения безопасности заказчика в случае, если информация о закупке товаров, работ, услуг содержит коммерческую тайну, а также иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного  доступа).

Для участия в закрытом аукционе заказчик, организатор закупки направляет именные приглашения не менее чем двум лицам, способным осуществить поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, имеющим соответствующий опыт и положительно себя зарекомендовавшим, соответствующим требованиям заказчика к участникам закупки.

В случае проведения закрытого аукциона только среди организаций, включенных в реестр (перечень организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг), именные приглашения в адрес указанных организаций могут не направляться (п.7.5.2 Положения о закупках).

   В этой связи, в п.2.22 Положения дается толкование предварительного квалификационного отбора по видам товаров, работ, услуг (ПКО), под которым понимается способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия его требованиям, установленным   организатором ПКО в целях определения возможностей поставки заявителем в будущем определенных видов товаров, выполнения определенных видов работ, оказания определенных видов услуг для нужд Заказчика.

Как следует из п.3.12 Положения о закупках организатор ПКО определяет виды товаров, работ, услуг, по которым планируется проведение ПКО по видам товаров, работ, услуг; формирует документацию, в которой предусматривает порядок, условия и сроки проведения ПКО по видам товаров, работ, услуг, требования к заявителям, подавшим заявки на ПКО по видам товаров, работ, услуг (на включение в реестр организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг). Заявитель должен соответствовать требованиям, указанным в разделе 4 настоящего Положения.

ПКО по видам товаров, работ, услуг проводится в открытой форме, т.е. принять участие в таком отборе могут любые лица.

Заявители, прошедшие ПКО по видам товаров, работ, услуг, включаются по решению постоянно действующей комиссии, создаваемой организатором ПКО, в реестр (перечень организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг). Организации, прошедшие ПКО по видам товаров, работ, услуг и соответствующие требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг, исключаются из реестра (перечня организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг) в предусмотренном организатором ПКО порядке.

Заказчик, организатор закупки вправе принять решение о проведении определенной закупки товаров, работ, услуг только среди заявителей, включенных в реестр (перечень организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг) и отвечающих требованиям, установленным заказчиком, организатором закупки.

Таким образом, исходя из толкований вышеприведенных норм, изложенных в Положении о закупках АО «Транснефть-Сибирь» следует, что закрытый аукцион может проводится без ПКО, то есть среди тех претендентов, которым заказчиком направлены именные приглашения, и электронный аукцион среди организаций, включенных в реестр организаций, соответствующих требованиям ПКО по видам товаров, работ, услуг, именные приглашения которым могут не направляться

Согласно извещения о проведении закрытого аукциона в электронном виде № 02-01/АУП/СНП/РЭН/1-03.2015 указанная закупка носит закрытый характер, поскольку участником данной закупки могут являться лица, предварительно получившие приглашение от заказчика к участию в аукционе. Соответственно, аукцион проводится без применения условия о ПКО, что не обязывает заказчика в данном случае осуществить отбор претендентов исключительно среди организаций, включенных в реестр ПКО по видам товаров, работ, услуг.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о неправомерности действий заказчика в части не направления в его адрес приглашения на участие в закупке являются необоснованными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.

В части доводов жалобы относительно несоблюдения заказчиком условий, необходимых для проведения закупки закрытым способом, Комиссия считает необходимым указать следующее.

Как было указано выше, в п.7.3. Положения о закупках АО «Транснефть-Сибирь» перечислены случаи, когда заказчик может провести закрытый аукцион.

Заявитель, ссылаясь на необоснованное применение заказчиком п.7.3. Положения о закупках, указывает, что приобретение запасных частей для авто и спецтехники не соответствует ни одному из перечисленных в данной норме критериев отнесения аукциона к закрытому способу его проведения.

            Вместе с тем, из пояснений заказчика (письмо № СНП-410-12/9543 от 01.04.2015 г.) следует, что выбранный способ проведения спорной закупки обусловлен необходимостью обеспечения бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, включающей в себя в том числе, поддержание работоспособности спецтехники, выполняющей работы по обслуживанию и ремонту магистрального нефтепровода.

В свою очередь, несвоевременная поставка запасных частей, равно как и поставка некачественной продукции, может повлечь невыход техники на объект производства работ либо выход из строя критичных агрегатов. Несвоевременное производство работ на линейной части магистральных нефтепроводов (для которых используется автотранспортная и специализированная техника) может повлечь аварийную ситуацию вплоть до остановки перекачки нефти по трубопроводу.

 Обратного в материалы дела не представлено.

  Таким образом, Комиссия, учитывая специфику деятельности данного предприятия, а также предмет закупки (договора), предполагающий поставку запасных частей для автотранспортной и специальной техники, необходимой для обеспечения бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам нефти (нефтепродуктов), которые, безусловно, относятся к опасным производственным объектам и имеют стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации, приходит к выводу о правомерности осуществления заказчиком  спорной закупки указанным способом, и соответственно, о несостоятельности доводов заявителя жалобы.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

     

           Признать жалобу АО «Техавтоцентр» на действия АО «Транснефть-Сибирь» при проведении закрытого аукциона в электронном виде 02-01/АУП/СНП/РЭН/1-03.2015 "Запасные части для автотранспортной и специальной техники" (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31502108623) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны