Решение №Т 15/78 Решение по делу № Т 15/78 от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т 15/78

 

23.04.2015                                                                                                                г. Тюмень           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

начальника отдела Москвичевой О.Н.,

заместителя начальника отдела Зимаева А.В.,

рассмотрев дело № Т15/78 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Стройтехмонтаж» (далее также –  заявитель, участник закупки) на действия заказчика: Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее также- заказчик, ответчик) при проведении закрытого конкурса (реестровый номер закупки: 31502108408) 103-СНП/ИП/З-П/1.1-05.2015 «Рекультивация земель» (далее также – закрытый конкурс),

в присутствии председателей сторон:

- от заявителя: Черкин В.О., по доверенности,

- от ответчика – Поротников М.С., Грисюк А.С., Годунин Я.П., по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 17.04.2015 поступила жалоба ООО «Стройтехмонтаж» на действия заказчика при проведении закрытого конкурса  на выполнение работ по рекультивации земель (реестровый номер закупки: 31502108408).

Согласно доводам жалобы заявитель обжалует установленный заказчиком способ закупки. По мнению заявителя, выбранный заказчиком  способ осуществления закупки – конкурс в закрытой форме ведет к ограничению конкуренции.

Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного конкурса.

Комиссия, заслушав представителя заявителя, ответчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, советом директоров АО «Транснефть-Сибирь» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупках (протокол № 9 от 12.12.2014 г.).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность данного Учреждения и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.

В свою очередь, ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

 При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

10.03.2015 извещением № 31502108408 на официальном сайте zakupki.gov.ru ответчиком объявлено о проведении закупки – на выполнение работ по рекультивации земель.

Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки порядок подведения итогов конкурса и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

Довод заявителя о неправомерности установленного заказчиком способа закупки, Комиссия считает необоснованным в виду следующего.

            Заказчик может использовать любой возможный для него способ закупки, будь то конкурс, закрытый конкурс, запрос предложений, запрос цен, электронный аукцион или любой другой вид процедуры, порядок проведения которой регламентирован Положением о закупках заказчика.

            Пунктом 5.1 Положения о закупках, предусмотрены следующие способы закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            Положением о закупках определено, что конкурс может быть открытым или закрытым. К участию в закрытом конкурсе приглашается ограниченный круг лиц. Решение об объявлении конкурса открытым или закрытым принимает организатор закупки (п. 6.1 Положения).

Согласно п. 6.3 Положения о закупках закрытый конкурс проводится в исключительных случаях:

 – удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах в случае, если при закупке товаров, работ, услуг открытым способом будет нарушена бесперебойная транспортировка по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов, являющимся опасными производственными объектами и имеющим стратегическое значение в Российской Федерации;

- обеспечения экономичности, эффективности проведения закупки в случаях, когда товары, работы, услуги по причине их высокосложного или специализированного характера могут быть закуплены только у ограниченного числа поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- когда затраты, требующиеся для рассмотрения и оценки предполагаемого большого количества заявок, превышают ожидаемую экономию от проведения открытого конкурса;

- обеспечения безопасности заказчика в случае, если информация о закупке товаров, работ, услуг содержит коммерческую тайну, а также иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного  доступа).

            Как пояснил представитель заказчика (письмо от 23.04.2015 № СНП -410-12/12223) способ закупки (закрытый конкурс) был определен организатором закупки с целью  эффективности проведения  закупки указанным способом по причине специализированного характера. К участию в закупке приглашены организации, имеющие специальные допуски, свидетельство, выданное саморегулируемой организацией с допусками на виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, а также у приглашенных организаций имеются в пользовании карьеры по добыче песка на месте производства работ.

              Вместе с тем, заявителем в обоснование заявленных требований не представлено доказательств того, что другой способ осуществления закупки при  выполнении работ по рекультивации земель будет наиболее эффективнее установленного организатором торгов.

              Кроме того, Комиссия считает необходимым указать следующее.

              По правилам статьи 18.1 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

              Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

              Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства   регламентируется главой 9 Закона о защите конкуренции, следовательно, Комиссия при рассмотрении жалобы ООО «Стройтехмонтаж» на действия заказчика АО «Транснефть-Сибирь» в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не правомочна рассматривать довод заявителя об ограничении конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1,4, 20 ст.18.1, ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

           1.Признать жалобу ООО «Стройтехмонтаж» на действия заказчика: Акционерного общества «Транснефть-Сибирь» при проведении закрытого конкурса на выполнение работ по рекультивации земель (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: № 31502108408) необоснованной.

           

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                              О.Н. Москвичева                 

                                                                                                                            А.В. Зимаев                                                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны