Решение №Т 16/64 Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 16/64 и П Р Е Д П И С А Н И Е об ... от 29 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № Т 16/64

 

 

22 апреля 2016 года                                                                                                      г. Тюмень

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

          рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т16/64 по жалобе заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, реестровый номер закупки  www:zakupki.gov.ru: 31603504537),

           

УСТАНОВИЛА:

            В Тюменское УФАС России 13.04.2016 года поступила жалоба  Общества о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий.

 Согласно жалобе, победителем запроса котировок необоснованно признано ООО  НЧОП «Тобол», предложившее цену контракта больше, чем заявитель.

Заявитель указывает, что с учетом профиля деятельности в МАОУ «Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа», массовое пребывание людей является очевидным, соответственно, меры по обеспечению в нем безопасности должны быть реализованы в полном объеме, необходимом для обеспечения антитеррористической защищенности. Следовательно, участник закупки должен обладать разрешенным видом услуг на обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к террористической защищенности. Заявитель считает, что победителем запроса котировок не представлена лицензия на осуществление охранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем котировочная заявка ООО  НЧОП «Тобол», подлежала отклонению от участия в закупке.

Кроме того, заявитель считает, что заявка ООО ЧОО «Крым», необоснованно признана  котировочной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в Извещении о проведении запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенной закупки.

  Кроме того, представитель заказчика пояснила, что все заявки, поступившие на участие в запросе котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, признаны котировочной комиссией соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признано ООО  НЧОП «Тобол». Также, представитель заказчика пояснила, что в составе заявки ООО  НЧОП «Тобол», представлены договора с образовательными учреждениями на оказание охранных услуг, что другими участниками закупки не сделано. Выписка из ЕГРЮЛ ООО НЧОП «Тобол», содержит  сведения о  лицензии на осуществление охранной деятельности Обществом, а  в выписке из ЕГРЮЛ ООО ЧОО «Крым», данные сведения отсутствуют.

Комиссия, заслушав представителя заявителя, ответчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

01.04.2016 извещением №31603504537 на Официальном сайте www:zakupki.gov.ru,  заказчиком объявлено о проведении закупки – запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий.

             Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Наблюдательным советом «Нижнеаремзянской СОШ» во исполнение требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее-Закон о закупках) и осуществления регламентации своей закупочной деятельности 10.03.2016г. утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждения.

    Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Муниципального автономного образовательного учреждения «Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа», и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.  

              Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Так, согласно пункту 9.1 Положения о закупках под запросом котировок понимается способ осуществления закупки без проведения торгов и в сокращенные сроки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, и победителем признается участник закупок, предложивший наиболее низкую цену.

Извещением о проведении закупки на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, определены следующие требования к исполнителю:

1. наличие лицензии на осуществление охранной деятельности в соответствии с Законодательством РФ;

2.соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с Законодательством РФ к лицам, осуществляющим услуги охранной деятельности;

3. отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

Приложением № 2 к Извещению о проведении закупки на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, установлена форма заявки на участие в запросе котировок. Форма заявки предусматривает, что участник закупки должен подтвердить соответствие требованиям, установленным в соответствии с Законодательством РФ к лицам, оказываемым услугу, являющуюся объектом закупки, а также декларировать сведения об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Предоставление иных документов не требуется, закупочной документацией не предусмотрено.

Согласно п. 9.8 Положения о закупках  Комиссия в течение трех рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки (п. 9.8 Положения о закупках).

Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок (п. 9.8 Положения о закупках).

Согласно протоколу № 2, размещенному на Официальном сайте в редакции от 19.04.2016 года, на участие в запросе котировок поступило 3 котировочных заявки: ООО НЧОП «Тобол» с ценой контракта  2 998 800 рублей, ООО ЧОО «Крым» с ценой контракта 2 610 720 рублей, ООО ЧОП «Заслон» с ценой контракта 2 751 840 рублей.

Так, обозначенный протокол содержит обоснование принятия решения закупочной комиссии о выборе победителя закупки, в частности указано о наличии  в составе заявки ООО  НЧОП «Тобол» договоров с образовательными учреждениями на оказание охранных услуг, что другими участниками закупки не представлено. Выписка из ЕГРЮЛ ООО НЧОП «Тобол» содержит  сведения о  лицензии на осуществление охранной деятельности Обществом, а  в выписке из ЕГРЮЛ ООО ЧОО «Крым» данные сведения отсутствуют.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о предъявлении закупочной комиссией требований к участникам  закупки, не предусмотренных закупочной документацией.

Комиссия указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Обозначенные требования применяются в равной степени ко всем участникам закупки (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тюменского УФАС России, приходит к выводу, что котировочные заявки, поступившие на участие в запросе котировок, рассмотрены закупочной комиссией не в соответствии с требованиями, определенными в извещении о проведении запросам котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий.

При таких обстоятельствах, рассматриваемые действия  комиссии по закупкам МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ», связанные с оценкой заявок, поступивших на участие в закупке,  и отраженные в  протоколе заседания комиссии от 19.04.2016 года, содержат нарушение ч.6 ст. 3 Закона о закупках, и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАПРФ.        

Кроме того, при анализе заявки победителя Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что ООО НЧОП «Тобол» представлена лицензия на осуществление частной охранной деятельности от 18.03.2014 г., которая содержит следующий перечень разрешенных видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан (п. 1 лицензии);

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества предусмотренных п. 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (п. 2 лицензии);

3) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов предусмотренных п. 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (п. 6 лицензии);

Статьей 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В статье 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» перечислены виды охранных и сыскных услуг. В соответствии с пунктом 7 данной статьи в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Правовые рамки государственной политики в области противодействия терроризму определены Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), а также Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденными Президентом РФ 15.11.2011.

Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности населения от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

В силу пункта 12 Концепции, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Достижение цели предупреждения (профилактики) терроризма осуществляется, в том числе, по такому направлению как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (пункт 13 Концепции).

В соответствии с пунктом 15 Концепции предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение среди прочих таких задач как: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; разработка мер и осуществление профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.

В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Правовое содержание понятия "антитеррористическая защищенность" раскрывается в п.п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", в силу которого антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Из совокупного анализа ч. 6 ст. 28 и п.п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует прямая и непосредственная обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения и обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Поскольку по смыслу положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"  МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ», является образовательным учреждением, исполнение бюджетным образовательным учреждением нормативных предписаний ч. 6 ст. 28 и п. п. 8 ч. 1 ст. 41 данного Закона является обязательным.

Кроме того, с учетом профиля деятельности в МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»   массовое пребывание людей является очевидным, соответственно, меры по обеспечению в нем безопасности должны быть реализованы в объеме, необходимом для обеспечения антитеррористической защищенности.

Согласно требованиям статьи 15.1  Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) услуги, предусмотренные пунктом 3 части третьей статьи 3 настоящего Закона, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.

Таким образом, участник Закупки должен был представить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно копию лицензии на право осуществления охранной деятельности (частная охрана) с разрешенным видом услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Поскольку в составе заявки ООО НЧОП «Тобол» была представлена копия  лицензии на осуществление частной охранной деятельности, с отсутствием в перечне разрешенного вида услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», предусмотренного пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» действия котировочной комиссии по признанию заявки ООО НЧОП «Тобол»  соответствующей требованиям, установленным в извещении  о проведении закупки на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий,  являются неправомерными.

Кроме того, согласно пункту 9.9 Положения о закупках победителем запроса котировок признается участник закупок, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Комиссией установлено, что заявка ООО ЧОО «Крым» признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении закупки на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, также заявителем предложена наиболее низкая цена за оказание охранных услуг - 2 610 720,00 рублей.

Вместе с тем, победителем запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, признано ООО  НЧОП «Тобол».

При указанных обстоятельствах, рассматриваемые действия МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» при проведении процедуры выбора победителя запроса котировок,  являются неправомерными,  нарушают требования  части 2 статьи 2 Закона о закупках,   п. 9.9 Положения о закупках.

В соответствии с частью 20, статьи 18.1., ч.  3.1.  ст.  23  Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов,  в том числе об аннулировании торгов.

 Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела договор по результатам запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, реестровый номер  31603504537, не заключен.

 Комиссия, руководствуясь, ч. 20, статьи 18.1, ч.  3.1.  статьи  23 Закона о защите конкуренции  с учетом характера выявленных нарушений, считает необходимым  выдать заказчику обязательное для исполнения предписания путем  отмены протокола заседания котировочной комиссии от 19.04.2016,  и осуществления повторной процедуры рассмотрения заявок, поступивших на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупках МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:     

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Крым» на действия МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, реестровый номер закупки 31603504537, обоснованной.

2. Признать закупочную комиссию МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» нарушившей часть 6 статьи 3,часть 2 статьи 2 Закона о закупках, пункт 9.9  Положения о закупках МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ».

          3. Выдать МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» предписание об устранении допущенного нарушения.

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

об устранении нарушения  законодательства  в  сфере  закупок отдельными видами юридических лиц по делу Т16/64

 

22 апреля 2016 года                                                                                                                        г. Тюмень

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Тюменского  УФАС  России) в составе:

       

на основании решения от 22.04.2016г., принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОО «Крым» на действия Муниципального автономного образовательного учреждения «Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа» при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий, реестровый номер закупки  www:zakupki.gov.ru: 31603504537, руководствуясь п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

1. Муниципальному автономному образовательному учреждению «Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа» в срок до 12.05.2016 г. устранить допущенное при проведении запроса котировок на оказание услуг по охране зданий и прилегающих территорий (реестровый номер закупки на официальном сайте 31603504537) нарушение части 6 статьи 3, части 2 статьи 2 Закона о закупках, пункта 9.9  Положения о закупках, путем  отмены протокола рассмотрения заявок от 19.04.2016  и осуществления повторной процедуры рассмотрения заявок, поступивших на участие в запросе котировок, в соответствии с требованиями действующего законодательства, Положения о закупках с учетом выводов, изложенных в решении по делу № Т16/64 от 22.04.2016г.

2. В срок до 16.05.2016 г. представить в Тюменское УФАС России (625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а) доказательства исполнения  пункта 1  настоящего  предписания.           

          Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

           Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.

            В случае неисполнения настоящего предписания, Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны