Решение б/н Решение по делу № Т14/175 от 20 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т 14/175

 

 

Резолютивная часть объявлена 14.01.2015 г.                                                                 г. Тюмень

Решение изготовлено в полном объеме 19.01.2015 г.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  рассмотрев дело № Т14/175 по жалобе ООО «СпортКомплектТюмень» (далее - заявитель) на действия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №89 комбинированного вида города Тюмени (далее – МАДОУ детский сад №89 города Тюмени, заказчик, ответчик) при проведении запроса предложений №31401855740 на приобретение оборудования, малых архитектурных форм, ограждения в муниципальную собственность, сборка оборудования для МАДОУ детский сад №89 (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: № 31401855740)

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Тюменское УФАС России 25.12.2014 г. поступила жалоба ООО «СпортКомплектТюмень» о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении  запроса предложений № 31401855740.

         В частности, заявитель указывает, что в приложении №2.4 Технического задания документации установлены конкретные требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, не сопровождаются словами «или эквивалент» с дальнейшим указанием в документации параметров эквивалентности. Так же отсутствует эскизное изображение, на которое есть ссылка в характеристиках товаров, используемых при выполнении работ по обустройству детской площадки детского сада №89 города Тюмени. Требования по позициям 1-12 соответствуют товары лишь одного производителя. Заказчиком созданы преимущественные условия для конкретного участника и вызывает ограничение прав любого участника запроса. Установленные Заказчиком в документации запроса требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов, нарушает права и ведет к снижению конкуренции.

         В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(далее по тексту –Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

            Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, при этом, частью 17 указанной  статьи 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

           Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ООО «СпортКомплектТюмень» признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

           В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

          Как было указано выше, заявитель обжалует положения документации, в которой установлены конкретные требования к техническим, функциональным характеристикам товара, не сопровождающиеся словами «или эквивалент». Требования по позициям 1-12 приложения 2.4. Технического задания соответствует лишь один производитель, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.

            В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса предложений. При этом, представителем ответчика, представителем заявителя присутствовавшими на заседании Комиссии были даны устные пояснения относительно требований установленных в документации.

          Так, представитель ответчика  пояснила, что МАДОУ детский сад №89 города Тюмени является учреждением комбинированного вида, воспитанники которого являются детьми с физическими недостатками, в связи, с чем для их безопасного и комфортного нахождения на территории детской площадки были выбраны именно параметры, указанные в техническом задании, а также с учетом размеров территории детской площадки. Требования, указанные в техническом задании являлись (обеспечивали) потребностью МАДОУ детский сад №89 города Тюмени.

 

            Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

 

            В соответствии  со статьей 1 Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) автономные учреждения обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

            Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела,  во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности протоколом заседания Наблюдательного совета №10 от 11.12.2013 утверждено Положение о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 89 комбинированного вида города Тюмени (далее по тесту- Положение о закупке) (с изменениями от 11.06.2014).

            Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность  предприятия и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

   Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке опубликовано 19.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

    Как было указано, выше заявитель оспаривает требования к техническим, функциональным характеристикам товара, а также отсутствие эскизного изображение, на которое есть ссылка в характеристиках товаров.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

           Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.

   В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

   Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

  В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

 При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

          22.12.2014 г. МАДОУ детский сад №89 города Тюмени на официальном сайте в сети Интернет опубликовано извещение о проведении запроса предложений на приобретение оборудования, малых архитектурных форм, ограждения в муниципальную собственность, сборка оборудования для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 89 комбинированного вида города Тюмени (реестровый номер закупки №31401855740). 

          Одновременно с извещением на официальном сайте размещена документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на приобретение оборудования, малых архитектурных форм, ограждения в муниципальную собственность, сборка оборудования для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 89 комбинированного вида города Тюмени (далее- Документация о закупке), в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов предложений и определения победителя, а также техническое задание содержащие характеристики товара, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.

            Для участия в указанном запросе предложений поступила 1 заявка ИП Логинов В.В. , на основании чего, руководствуясь п.11.13. Положения о закупке, комиссией принято решение признать закупку несостоявшейся, и заключить договор с единственным поставщиком.

           Таким образом, ООО «СпортКомплектТюмень» заявку на участие в объявленном ответчиком запросе предложений не подавало.

           В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. 

           Часть 10  ст. 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

          Таким образом, документация о закупках разрабатывается заказчиком самостоятельно и должна содержать показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара его потребностям, в том числе к размеру и иным характеристикам.

           Согласно п.11.2 Положения о закупках запрос предложений должен содержать сведения, предусмотренные Разделом 7. настоящего Положения.

          В соответствии с п. 7.3. Положения о закупках документация закупочной процедуры должна включать сведения, определенные настоящим Положением, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам продукции, ее безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

          В приложение 2.4 Документации о закупке (Характеристика товаров, используемых при выполнении работ по обустройству детской площадки детского сада №89) Заказчиком установлены конкретные параметры к товару и материалам, из которых он должен быть выполнен.

          Установление в документации о закупке конкретных технических характеристик товара направлено на удовлетворение потребностей заказчика, данное условие не ограничивает количество потенциальных участников закупки,  а лишь исключает из круга участников закупки лиц, не обладающих такими признаками.

         Как ранее было отмечено, одной из целей Закона о закупках является не только расширение возможностей участия юридических и физических лиц, развитие добросовестной конкуренции, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика.

         Указанная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа №А70-6882/2013 от 27.05.2014.

          Учитывая изложенное, Заказчик, устанавливая конкретные параметры к товару и материалам, из которых он должен был выполнен, создавал условия для удовлетворения своих потребностей, при этом обосновал их при рассмотрении жалобы.

          Заявитель при рассмотрении жалобы, заявляя о том, что действия Заказчика по установлению конкретных требований к характеристикам товара ограничивают количество участников закупки, доказательств такого ограничения не представил. А также не было  представлено документов, свидетельствующих о невозможности приобрести обозначенный в документации товар.

          Потенциальными участниками осуществления закупки являются не только производители товара, но и посредники, действующие на товарном рынке, осуществляющие реализацию товара.

         Что касается довода Заявителя о том, что конкретные требования к характеристикам товара не сопровождаются словами «или эквивалент», необходимо отметить, что указанная формулировка предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случаях указания в документации на товарные знаки, если при выполнении работ, оказание услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. Тогда как Закон о закупках не содержит указанного требования, кроме того в Положение о закупках  оно также не предусмотрено.

          Также Заявителем указано на отсутствие эскизного изображения. Закон о закупках, а также Положение о закупках, как и документация о закупке не содержат требование о наличии в документации эскизного изображения, это условие является правом, решением Заказчика размещать, или не размещать в документации эскизное изображение.

          Учитывая изложенное, требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, изложенные в документации о проведении запроса предложений на право заключения договора на приобретение оборудования, малых архитектурных форм, ограждения в муниципальную собственность, сборка оборудования для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 89 комбинированного вида города Тюмени, соответствуют положениям Федерального  закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

                 Признать жалобу ООО «СпортКомплектТюмень» на действия МАДОУ детский сад №89 города Тюмени при проведении запроса предложений №31401855740 на приобретение оборудования, малых архитектурных форм, ограждения в муниципальную собственность, сборка оборудования для МАДОУ детский сад №89 (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: № 31401855740) необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны