Решение №Т15/254 Решение по делу Т15/254 от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №Т15/254

 

07.12.2015                                                                                                       г. Тюмень

 

         Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов рассмотрев дело №Т15/254 по жалобе ООО «Вега Логистик» на действия ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» (625026, г.Тюмень, ул. Республики, 143, кор. 2) при проведении открытого конкурса № КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам,

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Вега Логистик» – Рожневой А.Б. (доверенность б/н от 02.14.2014), Щелконогова А.П. (доверенность № 53 от 01.04.2015),

ответчика - ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» - Бабицына И.Г. (доверенность № 273 от 24.11.2015),

заинтересованного лица – ООО «Ретиз» - Матвеева А.А. (доверенность б/н от 27.10.2015),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 03.12.2015 поступила жалоба ООО «Вега Логистик» на действия ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» при проведении открытого конкурса № КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по лоту № 14 (далее – конкурс).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/

В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении конкурса до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В заседании комиссии по рассмотрению дела  представители заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали, пояснив, что организатором торгов было принято незаконное решение об отклонении от участия в конкурсе по лоту № 14 заявки ООО «Вега Логистик».

Представитель ответчика, участвовавший в заседании Комиссии, пояснил, что конкурсная комиссия отклонила заявку заявителя по следующим причинам, первой причиной послужило то, что страховые полисы ОСАГО ЕЕЕ № 0708152878, ЕЕЕ № 0353422502, ЕЕЕ № 0353422501, приложенные в составе заявки содержали отметку о том, что транспортные средства (далее – ТС) используются для прочих целей, в то время как отсутствовала отметка о том, что ТС могут использоваться на регулярных пассажирских перевозках. Вторым основанием для отклонения послужило то, что в составе заявки ООО «Вега Логистик» был представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № 1515 GP0004/GAZX21599287349000 от 09.09.2015 который на момент подачи заявки не вступил в силу.

В соответствии с ч. 1 ст.46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 16 часов 25 минут 07.12.2015. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» кполномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросоворганизации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 319-п утвержден Порядок формирования сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Тюменской области (далее – Порядок).

Согласно п.п. 1.3 Порядка уполномоченным органом по реализации Порядка является Главное управление строительства Тюменской области (далее - Уполномоченный орган).

Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 30.10.2012 №776-од утв. Положение о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам (далее – Положение о конкурсе).

В соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от 12.08.2015 № 625-од организатором конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам определено ГКУ ТО  «Управление автомобильных дорог».

На основании указанных нормативных актов ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» был объявлен конкурс №КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

Согласно Разделу 2 конкурсной документации предметом конкурса является право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

Предмет конкурса поделен на 21 лот, определенный Техническим заданием, которое является приложением к Информационной карте конкурса.

Дата начала подачи заявок – 14.08.2015, дата окончания срока подачи заявок – 15.09.2015. После внесения изменений в конкурсную документацию дата окончания заявок была изменена на 22.09.2015.

Согласно протоколу № 4/КМ-03/15 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсном отборе КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам от 12.11.2015 заявка ООО «Вега логистик» была рассмотрена конкурсной комиссией и отклонена от участия в конкурсе, основанием для отклонения послужило несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

ООО «Вега логистик» подало жалобу в Тюменское УФАС России, по результатам рассмотрения которой было вынесено решение по делу Т15/235 от 24.11.2015 о признании в действиях ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» при проведении открытого конкурса № КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по лоту № 14 нарушения п.7.5 конкурсной документации,  выразившегося в незаконном отклонении заяви ООО «Вега логистик» от участия в конкурсе по лоту № 14, и выдано ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» обязательное для исполнение предписание путем отмены протокола № 4/КМ-03/15 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсном отборе от 12.11.2015 в части отклонения заявки ООО «Вега Логистик» от участия в конкурсе по лоту № 14 и повторном рассмотрении заявки, с учетом выводов, положенных в основу решения.

Согласно протоколу № 6/КМ-03/15 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсном отборе КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам от 02.12.2015 заявка ООО «Вега логистик» была заново рассмотрена конкурсной комиссией и отклонена от участия в конкурсе по следующему основанию «пп. 3 п. 7.5 раздела 1 конкурсной документации: несоответствие лица, подавшего заявку на участие в конкурсе, требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения».

Так, одним из требований, предъявляемым к участнику конкурсного отбора согласно п. 2.1. Положения, является требование о соответствии участника требованиям, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения).

В соответствии частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок реализации данной обязанности определен Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П, Федеральным законом  N 67-ФЗ от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Как следует из абзаца восьмого статьи 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 статьи 6 Закона об ОСАГО установлен перечень случаев возникновения ответственности, не относящихся к страховому риску по договору ОСАГО. Договор ОСАГО, как и любой гражданско-правовой договор, на основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно п.1 ст. 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Положение) устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к Положению), а также форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к Положению).

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, указанной в 3 к настоящему Положению.  Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п. 1.4, п. 1.6 Положения). Заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, также как и страховой полис, содержит строку «Цель использования транспортного средства (отметить нужное): личное, учебная езда, такси, перевозка опасных и легко воспламеняющихся грузов, регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам, дорожные и специальные транспортные средства».

При заключении договора ОСАГО цель использования транспортного средства  выбирается страхователем  из перечня, указанного в заявлении о заключении договора  ОСАГО. Следовательно, указание страхователем цели использования  как «прочее» допускается, если на дату заключения договора ОСАГО  в перечне целей использования, указанном в страховом полисе обязательного страхования, оформляемом по форме, установленной в Приложении 3 к Правилам, отсутствуют варианты, соответствующие фактическому  использованию транспортного средства.

Таким образом, страхователь при заключении договора ОСАГО, заполняя заявление самостоятельно, указывает цель использования транспортного средства исходя из фактического использования транспортного средства. Данные заявления переносятся в договор (страховой полис).

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п. 1.4, п. 1.6 Положения). Заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, также как и страховой полис содержит строку Цель использования транспортного средства (отметить нужное): личное, учебная езда, такси, перевозка опасных и легко воспламеняющихся грузов, регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам, дорожные и специальные транспортные средства.

В рассматриваемом случае, при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам (предмет конкурса) фактическое использование ТС расценивается как: регулярные пассажирские перевозки/перевозки пассажиров по заказам, при этом данная цель использования ТС имеется в установленном ЦБ РФ  бланке Заявление о заключении  договора ОСАГО.

Данная позиция подтверждается разъяснениями Банка России от 18.11.2015 № С59-8-23-от/3678, который в свою очередь может давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 8 Раздела 3 конкурсной документации в Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе прикладываются документы либо копии, заверенные руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем либо в нотариальном порядке, подтверждающие наличие собственного или привлеченного на основании договора подвижного состава, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса в т.ч., копии договоров (полисов) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Так, в состав заявки ООО «Вега Логистик» на участие в конкурсе по лоту № 14 были приложены следующие копии полисов ОСАГО, в которых указано, что ТС застрахованы в «прочих» целях:

- ЕЕЕ № 0708152878 на ТС марки HYUNDAIUNIVERSE, г.н А996ВХ 196;

- ЕЕЕ № 0353422502 на ТС марки ПАЗ 32053, г.н В924ОН 72;

- ЕЕЕ № 0353422501 на ТС марки ПАЗ 32053, г.н В927ОН 72.

Страховые полисы ЕЕЕ № 0708152878, ЕЕЕ № 0353422502, ЕЕЕ № 0353422501 участника конкурса ООО «Вега Логистик»  содержал отметку о том, что транспортные средства, на которые выданы страховые полисы,  используются для прочих целей. Отметки о смене цели  использования ТС (полис распространяется   на цели  регулярных пассажирских перевозок/перевозок пассажиров по заказам) не имеется.

Кроме того, представителем заявителя в заседании Комиссии были представлены копии ответов от страховых компаний (№ 80 от 16.10.2015, № 79 от 16.10.2015, № 3246222 от 16.10.2015), согласно которым страховые компании подтверждают, что в полисах ЕЕЕ № 0708152878, ЕЕЕ № 0353422502, ЕЕЕ № 0353422501 указана цель использования ТС как «прочие».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «Вега Логистик» по данному основанию, ввиду того, что участник не соответствует требованию Закона о безопасности дорожного движения.

 

В соответствии частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок реализации данной обязанности определен Федеральным законом  N 67-ФЗ от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее – Закон об ОСГОП).

Требование о приложении в состав заявок претендентов договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни включено в конкурсную документацию на основании п. 8 Положения о конкурсе, в которое данное требование включено в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об ОСГОП и заключается в следующем, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована (далее – Закон об обязательном страховании).

В соответствии с п. 8 Раздела 3 конкурсной документации в перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе  входят документы, документы либо копии, заверенные руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем либо в нотариальном порядке, подтверждающие наличие собственного или привлеченного на основании договора подвижного состава, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса, в т.ч. копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Из анализа заявки ООО «Вега Логистик» на участие в конкурсе по лоту № 14 было установлено, что в состав заявки общества была приложена копия договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № 1515 GP 0004/GAZX21599287349000 от 09.09.2015, подписанного ООО «Вега Логистик» и АО «СОГАЗ» (далее – договор страхования).

Согласно п. 2 ст. 7 Закона об обязательном страховании, договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

В соответствии с п. 4.2 договора страхования, срок страхования, обусловленный настоящим договором: с 10.09.2015 по 09.09.2016.

В соответствии с п. 5.4 договора страхования, страховая премия уплачивается в рассрочку 2 платежами в следующем порядке:

- первый взнос 223 653 рубля 97 копеек подлежит уплате до 10.09.2015;

- второй взнос 223 653 рубля 96 копеек подлежит уплате до 10.01.2016.

Согласно п. 5.5 договора страхования, в случае неуплаты страхователем страховой премии или первого страхового взноса в сроки, установленные в п. 5.4 настоящего договора, настоящий договор считается незаключенным и не влечет возникновения каких-либо прав и обязанностей сторон.

10.11.2015 ГКУ ТО «УАД» сделан официальный запрос АО «СОГАЗ» по факту проверки достоверности и срока вступления в силу представленного в состав заявки договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, приложенного в заявке ООО «Вега Логистик» по лоту № 14.

11.11.2015   на данный запрос получен ответ исх. № СГор-15/734, согласно которому договор ОСГОП № 1515 GP0004/GAZX21599287349000  от  09.09.2015 действует с 07.11.2015, таким образом, оплата по данному договору была произведена 07.11.2015.

Поскольку согласно письму АО «СОГАЗ», договором предусмотрены иные условия (в части оплаты), 07.11.2015 был заключен другой договор.

Таким образом, на момент подачи заявки 22.09.2015 участником конкурса представлен договор страхования незаключенный.

Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ООО «Вега Логистик».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что организатор торгов правомерно отклонил заявку ООО «Вега логистик» от участия в конкурсе по лоту № 14.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.  20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Вега Логистик» на действия ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог»  при проведении открытого конкурса № КМ-03/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по лоту № 14 необоснованной.

 

      

Председатель Комиссии        

 

Члены Комиссии:                                                                                 

 

                                                                                                            

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны