Решение №Т15/258 Решение и предписание по делу № Т15/258 от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                          тел. 503-155

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №Т15/258

 

16.12.2015                                                                                               г. Тюмень

 

         Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов в составе:

 

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя      управления,

Члены комиссии:

Кокарев Н.В.

Чикунов Р.А.

- главный специалист-эксперт,

- специалист-эксперт,

рассмотрев дело №Т15/258 по жалобе ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс» на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области (626380, Тюменская область, Исетский район, с. Исетское, ул. Чкалова, 10) при проведении конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам,

в присутствии представителей:

заявителя - ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс»,

ответчика - администрации Исетского муниципального района,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 07.12.2015 поступила жалоба ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс» (далее – заявитель, общество) на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области (далее - администрация) при проведении конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам (далее – конкурс).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), и принята к рассмотрению.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из пояснений представителя заявителя, участвующего в заседании Комиссии следует, что изменения в конкурсную документацию, внесенные организатором торгов 03.12.2015 в части изъятия из нее требования о приложении в состав заявки копий договоров обязательного страхования  гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – договор ОСГОП), а также изложив п. 5.6 конкурсной документации в новой редакции, в соответствии с которой заинтересованные лица лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе до момента вскрытия конвертов, нарушают антимонопольное законодательство.

Кроме того, представитель заявителя указал, что согласно внесенным организатором торгов изменений в конкурсную документацию, участники конкурса в настоящее время лишены возможности производить аудиозапись и видеозапись процедуры вскрытия конвертов, а также знакомиться с заявками других участников торгов в присутствии членов конкурсной комиссии.

Представители ответчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что изъятии из конкурсной документации требования о приложении в ее состав копий договоров ОСГОП произведено организатором торгов по причине того, что до момента объявления участника конкурса победителем, он не является перевозчиком, таким образом ему не придется платить значительную сумму за заключение данного договора.

Временной интервал в 2 дня с даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе и датой вскрытия конвертов не ограничивает права участников подать заявку в срок, составляющий 30 дней.

Отсутствие возможности ознакомления участников конкурса с заявками иных участников конкурса не нарушает действующее законодательство и не лишает участников обжаловать действия конкурсной комиссии в антимонопольный орган или суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 16.12.2015. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В целях реализации данного полномочия распоряжением администрации Исетского муниципального района от 10.11.2015 № 1799 утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам на территории Исетского района  (далее – Положение).

На основании указанных нормативных актов администрацией Исетского муниципального района был объявлен конкурсный отбор № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, конкурсная документация утв. Главой администрации Исетского муниципального района 06.11.2015 (далее – конкурсная документация).

Извещение о проведение конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте администрации Исетского муниципального района (http://isetsk.admtyumen.ru/mo/Isetsk/economics/transport.htm). В соответствии с п.2 извещения срок подачи заявок для участия в конкурсе был установлен с 09.11.2015г. по 09.12.2015г.

Предметом конкурса является 1 лот.

03.12.2015 администрацией были внесены следующие изменения в конкурсную документацию:

-п.п.2.1 п.2 Раздела 1 дополнен пунктом: «6) наличие договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров»;

- п.п.5.1 п.5 Раздела 1 изложен в следующей редакции: «Прием заявок заканчивается в день, указанный в извещении о проведении конкурсного отбора и Информационной карте конкурса»;

- п.п.5.6 п.5 Раздела 1 изложен в следующей редакции: «Лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, вправе изменить свою заявку в любое время до момента окончания приема заявок конкурсной комиссией;

- п.п. 6.3 п.6 Раздела 1 изложен в следующей редакции: «В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, или в случае проведения конкурса по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, поданными в отношении каждого лота, но не ранее времени, указанного в пункте 6.1 настоящей Конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить лицам, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Указанное объявление должно быть сделано до вскрытия первого конверта с заявкой на участие в конкурсе»;

- п.п. 6.6. п 6 Раздела 1 изложен в следующей редакции: «Организатором конкурса осуществляется аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Во время процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе председателем конкурсной комиссии оглашается следующая информация наименование участника конкурса, подавшего заявку, почтовый адрес участника конкурса»;

- п.8-11 Раздел 2 (Информационная карта) изложен в следующей редакции:

8. Срок и место подачи заявок на участие в конкурсе

Прием заявок осуществляется по адресу:

Дата начала подачи заявок – «09» ноября 2015 г.

Дата окончания срока подачи заявок – «18» декабря 2015 г.

В день окончания подачи заявок на участие в конкурсе заявки подаются до 14:00 часов (местного времени) по фактическому адресу Организатора конкурса.

9. Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществляется по адресу: Тюменская область, Исетский район, с.Исетское, ул.Чкалова, 10, каб.302.

Дата: 21 декабря 2015 г.

Время: 14 ч. 00 мин. (время местное)

10. Место, дата и время рассмотрения заявок на участие в конкурсе

Рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществляется по адресу: Тюменская область, Исетский район, с.Исетское, ул.Чкалова, 10, каб.302.

Дата: с 21 декабря 2015 г. по 24.декабря 2015 г.

11. Место, дата и время оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется по адресу: Тюменская область, Исетский район, с.Исетское, ул.Чкалова, 10, каб.302.

Дата: с 25 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015

- в п.8 Раздела 3 исключены строки следующего содержания: «копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров».

2.Извещение о проведении конкурсного отбора №ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам изложено в новой редакции согласно приложению.

Как следует из доводов заявителя, исключение из конкурсной документации требования о приложении в состав заявки на участие в конкурсе копий договоров ОСГОП лишает возможности организатора торгов проверить наличие у претендентов данных договоров, наличие которых у перевозчиков является обязанностью, возложенной на них действующим законодательством, тем самым, до участия в конкурсе могут быть допущены лица, несоответствующие действующему законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Порядок реализации данной обязанности определен Федеральным законом  N 67-ФЗ от 14.06.2012  N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее – Закон об ОСГОП).

В соответствии с  ч. 1 ст. 5 Закона об ОСГОП независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Таким образом, перевозчик независимо от вида осуществляемых им перевозок (за исключением метрополитена) обязан застраховать свою ответственность по договору ОСГОП.

Тот факт, что после внесения изменений от 03.12.2015 в конкурсную документацию организатор торгов изъял из требований о приложении в состав заявки копий договоров ОСГОП, не освобождает претендентов на участие в конкурсе застраховать свою ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку, согласно п. 2.1 конкурсной документации  участники конкурса должны соответствовать, в т.ч требованиям, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», таким образом, при рассмотрении заявок претендентов на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна проверить заявку претендента на ее соответствие вышеуказанному Закону, который, как было указано выше, подразумевает, что ответственность перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров застрахована в соответствии с Законом об ОСГОП.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности указанного довода заявителя, т.к изъятие из конкурсной документации требования о приложении в ее состав копий договоров ОСГОП, не исключает обязанности организатора торгов о проверки заявок, поступивших на участие на конкурсе, в т.ч на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

 

Как указал представитель заявителя, после внесения изменений в конкурсную документацию от 03.12.2015 срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе был установлен организатором торгов до 18.12.2015, между тем, дата вскрытия конвертов с заявками была указана 21.12.2015 (т.е через 2 дня после срока окончания подачи заявок). По мнению представителя заявителя, временной интервал в 2 дня между датой окончания подачи заявок и датой вскрытия конвертов является значительным и лишает возможности лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, внести, в случае необходимости, какие-либо изменения в ранее поданные заявки.

Здесь следует отметить, что согласно п. 6.3 конкурсной документации (в редакции от 03.12.2015) в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, или в случае проведения конкурса по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, поданными в отношении каждого лота, но не ранее времени, указанного в пункте 6.1 настоящей Конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить лицам, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Указанное объявление должно быть сделано до вскрытия первого конверта с заявкой на участие в конкурсе.

Таким образом, лица, подавшие заявки вправе внести в нее, в случае необходимости, изменения непосредственно перед вскрытием конкурсной комиссией конвертов с заявками. Также здесь следует отметить, что временной интервал в 2 дня между датой окончания приема заявок и датой вскрытия конвертов приходится на 19.12.2015 и 20.12.2015, которые являются выходными днями, ввиду чего заинтересованные лица априори не могут внести изменения в ранее поданные заявки.

Тем самым, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Кроме того, представитель заявителя указал, что после внесения изменений в конкурсную документацию, лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, лишены возможности ознакомления с заявками иных лиц, подавшими заявки, а также проводить аудиозапись и видеозапись вскрытия конвертов, что лишает его возможности удостовериться в факте законности (незаконности) допуска (недопуска) заявок, поступивших на участие в конкурсе.

03.12.2015 распоряжением администрации Исетского района № 2057 были внесены изменения в Положение о конкурсе, в соответствии с которыми п. 6.6 был изложен в следующей редакции: «Организатором конкурса осуществляется аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе», после чего 03.12.2015 организатором торгов были внесены соответствующие изменения в п. 6.6 конкурсной документации, приводящие ее в соответствие с указанными изменениями.

При рассмотрении доводов заявителя Комиссией было установлено следующее.

Конкурсная документация разрабатывается организатором торгов в соответствии с требованиями Положения о конкурсе, последняя редакция которого была утверждена распоряжением Главы администрации Исетского муниципального района  от 10.11.2015 № 1799. Между тем, извещение о проведении конкурса и сама конкурсная документация были опубликованы на официальном сайте администрации 06.11.2015.

Таким образом, Положение о конкурсе в новой редакции, требования которого были включены в конкурсную документацию от 06.11.2015, было утверждено после того, как утверждена конкурсная документация и опубликовано извещение о проведении конкурса.

На момент объявления конкурса, порядок проведения конкурсных отборов регулировался Положением проведения конкурсных отборов на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам Исетского района, утв. распоряжением администрации Исетского муниципального района от 01.11.2013 № 1392.

10.11.2015 распоряжением администрации Исетского муниципального района № 1799 было утверждена новая редакция Положения о конкурсе (п. 1), а редакция Положения о конкурсе от 01.11.2013 была признана утратившей силу (п. 5).

Таким образом, на момент объявления конкурса организатор торгов должен был при подготовке конкурсной документации руководствоваться требованиями Положения о конкурсе в редакции от 01.11.2013, действовавшим на  06.11.2015. Между тем, администрация объявила конкурс, руководствуясь требованиями Положения о конкурсе в редакции от 10.11.2015, которая на момент объявления конкурса еще не была утверждена.

03.12.2015 администрацией были внесены изменения в Положение о конкурсе, в соответствии с которыми в этот же день администрация внесла изменения и в конкурсную документацию, приводящие ее в соответствие с Положением о конкурсе.

Здесь следует отметить, что Положение о конкурсе в редакции от 10.11.2015 могло являться правовой основой только тех конкурсных отборов, которые объявлялись администрацией после вступления его в силу, т.е после 10.11.2015, соответственно, на момент объявления настоящего конкурса 06.11.2015 правовой основой конкурса должно было являться Положение о конкурсе в редакции от 01.11.2013, которая впоследствии была признана утратившей силу ввиду утверждения Положения о конкурсе в редакции от 10.11.2015.

Кроме того, 03.12.2015 администрацией были внесены изменения в Положение о конкурсе, на основании которых в этот же день организатором торгов были внесены соответствующие изменения и в конкурсную документацию, которые, ввиду вышеизложенного, также не могли быть внесены в конкурсную документацию по причине того, что данный конкурсный отбор был объявлен по Положению о конкурсе в редакции от 01.11.2013.

В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Так, при рассмотрении жалобы ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс» доводы заявителя не нашли своего подтверждения, между тем, Комиссией было установлено, что Положение о конкурсе, требования которого содержаться в конкурсной документации, было утверждено 10.11.2015, т.е после процедуры объявления конкурса (06.11.2015).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что конкурс объявлен администрацией с нарушением требований действующего законодательства, что является основанием для выдачи администрации обязательного для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования данного конкурса.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.  20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс» на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам необоснованной.
  2. Признать в действиях администрации Исетского муниципального района Тюменской области при проведении конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам нарушение процедуры объявления указанного конкурса,  выразившегося в проведении данного конкурса в соответствии с Положением о конкурсе в редакции, не утвержденной на момент его объявления, а не в соответствии с Положением о конкурсе в редакции от 01.11.2013.
  3. Выдать администрации Исетского муниципального района обязательное для исполнения предписание об аннулировании конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам.

                                                                              

Председатель Комиссии                                                                  И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                            Н.В. Кокарев

 

                                                                                                          Р.А. Чикунов

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                      тел. 50-31-55

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № Т15/258

 

16.12.2015                                                                                               г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

  управления,

Члены комиссии:

Кокарев Н.В.

    Чикунов Р.А

  - главный специалист-эксперт,

  - специалист-эксперт,

       

руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего  решения  от 16.12.2015 по делу № Т15/258 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Управление комплектации производственно-технического обеспечения – Тюменьавтотранс» на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области (626380, Тюменская область, Исетский район, с. Исетское, ул. Чкалова, 10) при проведении конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Исетского муниципального района в срок до 25.12.2015 устранить нарушение процедуры объявления конкурсного отбора № ОК-01/2015 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам путем аннулирования указанного конкурсного отбора.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии                                                                  И.В. Поткина 

 

Члены Комиссии:                                                                             Н.В. Кокарев

 

                                                                                                              Р.А. Чикунов

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны