Решение б/н Решение по делу № Т15/43 от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № Т15/43

 

05.03.2015                                                                                                  г. Тюмень

         Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов, рассмотрев дело № Т15/43 по жалобе ООО «Ретиз» на действия ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» (625000, г. Тюмень, ул. Некрасова,11) при проведении открытого конкурса № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам,

в присутствии:

представителей ответчика - ГКУ ТО «Тюменьоблтранс»,

представителей заинтересованных лиц ………………………

в отсутствии:

представителя заявителя – ООО «Ретиз», надлежащим образом уведомленного о времени месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 26.02.2015 поступила жалоба ООО «Ретиз» на действия ГКУ ТО «Тюменьоблтранс»  при проведении открытого конкурса № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам (далее – конкурс).

Заявитель обжалует действия организатора торгов по внесению изменений в конкурсную документацию 26.01.2015, кроме того, указывает на несоблюдение сроков пролонгации подачи заявок в связи с внесением изменений в конкурсную документацию, а также считает незаконным требования о предоставлении в составе заявки договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.   В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении конкурса до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

 

Из доводов жалобы следует, что 26.01.2015 организатором торгов в конкурсную документацию в соответствии с приказом Главного управления строительства Тюменской области от 23.01.2015 № 38-од «О внесении изменений в приказ от 30.10.2012 № 776-од» были внесены изменения. В соответствии с вышеуказанным приказом текст конкурсной документации был изложен в новой редакции, однако, ни в вышеуказанном Приказе, ни в извещении о проведении конкурса не указано, что конкурсная документация от 31.12.2014 является недействительной. В связи с тем, что организатор конкурса не разъяснил, какую именно редакцию конкурсной документации необходимо использовать при формировании заявок на участие в конкурсе, претенденты были введены в заблуждение.

Кроме того, представитель заявителя в заседании Комиссии пояснил, что согласно п. 3.2.1 конкурсной документации организатор конкурса вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, при этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе срок составлял не менее чем пять рабочих дней.

Учитывая, что последние изменения в извещение о проведении конкурса были внесены 12.02.2015, то соответственно дата подачи заявок на участие в конкурсе должна была быть продлена до 20.02.2015, однако организатор конкурса установил срок окончания подачи заявок - 18.02.2015, т.е меньше на 2 дня, что ограничивает претендентов во времени для составления заявки и отрицательно сказывается на их соответствии конкурсной документации.

Кроме того, из доводов жалобы следует, что требование конкурсной документации о предоставлении в составе заявки претендента, еще не выигравшего конкурс, договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика накладывает на претендента финансовые затраты.

Представители ответчика в заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснив следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области»  исполнительные органы государственной власти Тюменской области принимают правовые акты в виде приказов, инструкций и иных актов руководителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а в случаях, установленных Правительством Тюменской области, нормативные правовые акты в виде распоряжений.

Согласно п. 3 распоряжения Правительства Тюменской области от 28.06.2010 № 885-рп нормативные правовые акты (распоряжения) исполнительных органов государственной власти Тюменской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в тексте акта не предусмотрен иной порядок. Данные нормативные правовые акты (распоряжения) подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru).

Соответственно, при опубликовании новой редакции Положения о проведении конкурсного отбора прежняя редакция утрачивает свою силу.

Также, представители ответчика пояснили, что общество в соответствии с п. 3.1.1 конкурсной документации могло обратиться к организатору конкурса за данными разъяснениями, однако никаких вопросов с просьбой разъяснить вопросы, касающиеся проведения конкурса, организатору от ООО «Ретиз» не поступало.

Кроме того, в результате неоднократного рассмотрения Тюменским УФАС России жалоб хозяйствующих субъектов на действия ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» при проведении данного конкурса, срок окончания подачи заявок продлевался и в итоге был перенесен с 30.01.2015 на 18.02.2012, таким образом, у ООО «Ретиз» имелось достаточно времени для формирования заявки на участие в конкурсе в соответствии с положениями конкурсной документации.

Требование о наличии в составе заявки претендента договора об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», соответственно, права и законные интересы заявителя не ущемлены.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Согласно п.п. 1.3 Порядка формирования сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Тюменской области, утв. постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 319-п (далее – Порядок), уполномоченным органом по реализации Порядка является Главное управление строительства Тюменской области (далее - Уполномоченный орган).

Приказом главного управления строительства Тюменской области от 30.10.2012 №776-од утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам (далее – Положение о конкурсе).

В соответствии с п. 1 приказа главного управления строительства Тюменской области от 31.10.2012 № 782-од организатором конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам определено ГКУ ТО  «Тюменьоблтранс».

На основании указанных нормативных актов ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» был объявлен конкурс № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

 

Согласно Разделу 2 конкурсной документации предметом конкурса является право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам.

Предмет конкурса поделен на 38 лотов, определенных Техническим заданием, которое является приложением к Информационной карте конкурса.

Приказом главного управления строительства Тюменской области от 23.01.2015 № 38 «О внесении изменений в приказ от 30.12.2012 №776-од», Положение о конкурсе утверждено в новой редакции.

26.01.2015 организатором конкурса, в соответствии с вышеуказанным приказом были внесены изменения в конкурсную документацию.

В соответствии с п. 5.1.2 Порядка организатором конкурса в соответствии с Положением о конкурсе на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" (www.admtyumen.ru) размещаются извещение о проведении такого Конкурса и конкурсная документация.

Таким образом, при подготовке заявок на участие в конкурсе заинтересованные лица должны руководствоваться извещением и конкурсной документацией.

Как следует из п. 3.6 Положения о конкурсе, организатор конкурса не несет ответственности в случае, если заинтересованные лица, не ознакомились с изменениями, внесенными в конкурсную документацию и извещение о проведении конкурса, размещенными надлежащим образом.

Изменения, внесенные в конкурсную документацию конкурс № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам организатором торгов были размещены на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" (www.admtyumen.ru) 26.01.2015.

При этом, по смыслу п. 3.4 Положения о конкурсе изменения, внесенные в конкурсную документацию приобретают силу с момента их размещения на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет".

Таким образом, претендентам на участие в конкурсе необходимо было при подаче заявок руководствоваться конкурсной документацией с изменениями от 26.01.2015.

 

Согласно п. 8 Раздела 3 конкурсной документации, в перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе входят документы либо копии, заверенные руководителем организации (для юридического лица), индивидуальным предпринимателем либо в нотариальном порядке, подтверждающие наличие собственного или привлеченного на основании договора подвижного состава, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса, в т.ч копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Данное положение в конкурсную документацию включено в соответствии с п. 8 Приложения № 3 Положения о конкурсе.

В свою очередь, в Положение о конкурсе указанное требование включено в соответствии ч.1 ст.5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об обязательном страховании), согласно которому, независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Данной нормой также установлено, что запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Таким образом, требование о наличии в составе заявки претендентов копий договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров включено в конкурсную документацию в соответствии с требованием Положения о конкурсе, которое является действующим нормативно-правовым актом, не оспоренным в установленном порядке.

Здесь следует отметить, что 29.01.2015 в адрес ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» поступил запрос о разъяснении положений конкурсной документации, касающийся того, возможно ли перевозчикам, осуществляющим перевозки по действующим договорам, приложить в состав заявки копии действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, а также о законности требования организатора торгов о предоставлении в составе заявки претендентов данных договоров (исх. № 30/м от 29.01.2015).

Из разъяснений ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» обществу следует, что требование о предоставлении в составе заявки претендентов договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика включено в конкурсную документацию в соответствии с абз. 6 п. 8 Положения о конкурсе и соответствует действующему законодательству. Приложение в состав заявок копий действующих договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика по действующим договорам не допускается (исх. № 103 от 02.02.2015).

 

Согласно п. 3.4 Положения о конкурсе и п. 3.2.1 конкурсной документации организатор конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом лица, вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются Организатором конкурса на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем лицам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе срок составлял не менее чем пять рабочих дней.

Первоначально срок подачи заявок был установлен с 01.01.2015 по 30.01.2015.

26.01.2015 организатором конкурса были внесены изменения в конкурсную документацию, при этом срок подачи заявок был продлен до 09.02.2015, что соответствует п. 3.4 Положения о конкурсе, п. 3.2.1 конкурсной документации.

05.02.2015 ГКУ ТО «Тюменьоблтранс», в связи с приостановлением конкурса до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы ООО «ЗапСибАвто» по существу, были внесены изменения в конкурсную документацию только в части продления срока подачи заявок: дата подачи заявок на участие в конкурсе была продлена до 16.02.2015, что соответствует п. 3.4 Положения о конкурсе, п. 3.2.1 конкурсной документации.

12.02.2015 ГКУ ТО «Тюменьоблтранс», в связи с приостановлением конкурса до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы ООО «Сибавтотранс» по существу,  были внесены изменения в конкурсную документацию также только в части продления срока подачи заявок: дата подачи заявок на участие в конкурсе была продлена до 18.02.2015, т.е срок подачи заявок, в нарушение п. 3.4 Положения о конкурсе, п. 3.2.1 конкурсной документации был продлен менее чем на пять рабочих дней.

Согласно представленному в материалы дела журналу регистрации заявок, ООО «Ретиз» поданы заявки на участие в конкурсе 18.02.2015.

18.02.2015 состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе (протокол № 1/КМ-02/14 от 18.02.2015).

Из доводов жалобы следует, что в связи с тем, что организатор конкурса после внесения изменений в конкурсную документацию 12.02.2015 продлил срок подачи заявок на участие в конкурсе только на 3 рабочих дня вместо 5 рабочих дней, заинтересованные лица были лишены возможности подготовить заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации.

05.03.2015 Комиссией Тюменского УФАС России  по рассмотрения жалобы ООО «Тюменьавтолайн» на действия ГКУ ТО «Тюменьоблтранс»  при проведении конкурса № КМ-02/14, в действиях последнего было установлено нарушение п. 3.4 Положения о конкурсе, п. 3.2.1 конкурсной документации, также выразившемся в нарушении порядка продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе, в связи с чем ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» было выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протокола № 1/КМ-02/14 от  18.02.2015 и продлении сроков подачи заявок на участие в конкурсе путем внесения изменений в конкурсную документацию и извещение о проведении конкурса в соответствии с Положением о конкурсе.

 В связи с указанным Комиссия в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» предписания по данному делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.  20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Ретиз» на действия ГКУ ТО «Тюменьоблтранс»  при проведении открытого конкурса № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам обоснованной.
  2. Признать в действиях ГКУ ТО «Тюменьоблтранс»  при проведении открытого конкурса № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам нарушение п. 3.4 Положения о конкурсе, п. 3.2.1 конкурсной документации,  выразившихся в нарушении порядка продления сроков подачи заявок на участие в открытом конкурсе № КМ-02/14 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам.
  3. Обязательное для исполнения предписание ГКУ ТО «Тюменьоблтранс» не выдавать в связи с отсутствием необходимости.

Председатель Комиссии                

Члены Комиссии:                                      

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны