Решение №Т15/52 Решение по делу № Т15/52 от 3 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Решение по делу № Т 15/52

 

19 марта 2015 г.                                                                                                                 г. Тюмень

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т 15/52 по жалобе ОАО «СОГАЗ» на действия ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ  при проведении открытого конкурса на  право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию преподавателей и сотрудников ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru:  31501978077).

 

УСТАНОВИЛА:

 

            В Тюменское УФАС России 11.03.2015 г. поступила жалоба ОАО «СОГАЗ» в лице его Тюменского филиала  о нарушении закупочной (конкурсной) комиссией заказчика законодательства при проведении  открытого конкурса № 31501978077.

В частности, в жалобе заявитель выразил не согласие с действиями закупочной (конкурсной) комиссии заказчика, принявшей решении об отклонении заявки общества в связи с ее несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации, выразившегося в непредоставлении сведений о подтверждении отсутствия решения административного органа о наложении ареста на имущество.

            В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).

            Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.               

Согласно ч. 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

     1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

   2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

   3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

           Соответственно, данный перечень действий (бездействия), которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки следует отнести только к одному субъекту – заказчику (организатору торгов).

   В свою очередь, частью 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

   Исходя из приведенной нормы, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы и рассмотрены, в том числе, действия комиссии  при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

  Таким образом, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются полномочия по рассмотрению настоящей жалобы по существу в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО «СОГАЗ» признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

           В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного открытого конкурса, а также письменные возражения ( письмо от 18.03.2015 исх.№ 691/02) на жалобу заявителя, согласно которым согласно которых заявка Общества была правомерно отклонена Единой закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также конкурсной документацией.  Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что в составе заявки Общества отсутствовали сведения о подтверждении отсутствия решения административного органа о наложении ареста на имущество данного участника закупки, учитывая, что обязанность указать такие сведения установлена ч.2 статьи 8 Положения о закупках, п.3.2. конкурсной документации.

           Комиссия, заслушав представителя заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

   В соответствии  с п.4 части 1 статьи 1 Закона о закупках, положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на бюджетные учреждения при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно статье  2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

  Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 статьи 2 Закона о закупках).

           При этом частью 3 указанной статьи установлено, что в случае, если заказчиком выступает бюджетное учреждение  положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного  бюджетного учреждения

           Таким образом, бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки для своих нужд в соответствии с положениями указанного Закона только при наличии  утвержденного его учредителем Положения о закупке

Вместе с тем, бюджетные учреждения относятся также к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), вступившего в силу с 01.01.2014 г.

 При этом, осуществлять такие закупки бюджетные учреждения обязаны в случае, если их финансирование производится за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе).

           Соответственно, исходя из вышеприведенных нормативных положений, бюджетное учреждение в случае принятия решения о порядке осуществления закупок в соответствии с Законом о закупках, должно обеспечить наличие утвержденного надлежащим образом Положения о закупке и размещение его на официальном сайте.

            Как следует из материалов дела, настоящая закупка была осуществлена учреждением на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ, утвержденного заместителем Министра образования и науки 20.02.2014 года и опубликованного на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: 29.04.2014 (МСК+2) (рег.номер <...> ).

           Таким образом, Комиссия признает несостоятельными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела доводы  заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса, поскольку в рассматриваемом случае спорные отношения регулируются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иными нормативными правовыми актами в указанной сфере деятельности. 

            Комиссией установлено, что 30.01.2015 (МСК+2) ответчиком извещением № 31501978077 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru объявлено о проведении закупки – открытого конкурса № ОК-001 на  право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию преподавателей и сотрудников ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ». Одновременно на официальном сайте размещена конкурсная документация.

            До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 25.02.2015  11:00 (МСК+2) на участие в указанном открытом конкурсе поступило 2 заявки, в том числе и от ОАО «СОГАЗ» (регистрационный номер заявки ОК 001/02).

             04.03.2014 г. Единая комиссия рассмотрела заявки, поступившее на участие открытом конкурсе № ОК-001 на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации, по результатам чего был составлен протокол  № 57 от 04.03.2014 г.

            Как усматривается из содержания указанного протокола, ОАО «СОГАЗ» единогласным решением Единой комиссии было отказано в допуске к участию в указанном открытом конкурсе со ссылкой на п.2 ч.4 статьи 8 Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ, п. 2 ч. 3.4. статьи 3 конкурсной документации  в связи с отсутствием сведений о подтверждении отсутствия решения административного органа о наложении ареста на имущество.

          Заявителем в качестве обоснования неправомерности принятого Единой комиссией решения было указано на то обстоятельство, что приложенное им в составе заявки заявление о соответствии требованием законодательства содержало информацию, в том числе, об отсутствии ареста на имущества участника закупки.

 

Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного открытого конкурса, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.

   В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  Согласно ч.5 статьи 3 Закона о закупках  участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

  При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).

  Согласно п.12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

 Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

  Согласно п.2 части 8 Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ к участникам закупки предъявляется определенный перечень обязательных требований, в том числе отсутствие решения суда, административного органа о наложении ареста на имущество.

  Частью 1 статьи 15 Положения о закупке установлено, что  заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Исходя из части  3 указанной статьи Положения о закупке следует, что  заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы или  копии документов,  подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-8 части 2 статьи 8 настоящего Положения.

Аналогичные условия проведения закупки содержатся также в извещении о проведении открытого конкурса № ОК-001 и в конкурсной документации.

Таким образом, свое соответствие требованиям, установленным в Положении о закупке и закупочной документации участник закупки должен подтвердить путем декларирования, при этом ответственность за полноту и достоверность представленной информации полностью возложена на такого участника. Предоставление каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника закупки, требованиям, указанным в п.п 3-8 части 2 статьи 8 Положения о закупке, конкурсной документацией не установлено.

          Комиссией установлено, что ОАО «СОГАЗ» в составе конкурсной заявки было приложено заявление о соответствии данного участника требованиям законодательства, в котором помимо прочего указано, что «исполнительные производства в отношении ОАО «СОГАЗ» не ведутся, арест на имущество не накладывался, имущество под арестом, наложенным по решению суда отсутствует».

            Однако, обозначенная формулировка, вопреки доводам заявителя, не позволяет подтвердить соответствие участника закупки заявленному требованию, поскольку отсутствует информация об отсутствии решения административного органа о наложении ареста на имущества. При этом, необходимо отметить, что указание «арест на имущество не накладывался» позволяет его истолковать применительно к прошедшему времени, без констатации данного факта не текущий момент времени (на момент подачи заявки).

  Согласно п.4 части 8 Положения о закупке основанием для отказа в допуске к участию в процедурах закупок является, в том числе, несоответствие заявки на участие требованиям документации о закупке.

 В соответствии с ч.3 статьи 17, п.8.3. конкурсной документации Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

        При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Единой (конкурсной) комиссии нарушений требований законодательства, в том числе  Положения о закупке товаров, работ и услуг ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ и закупочной (конкурсной) документации, что свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя.

Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

     

           Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» на действия ФГБОУ ВПО ТюмГАСУ  при проведении открытого конкурса № 31501978077 на  право заключения договора на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию преподавателей и сотрудников ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» необоснованной.

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны