Решение № Т15/91 Решение по делу № Т 15/91 от 3 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по делу № Т 15/91
18 мая 2015 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) дело № Т15/91 по жалобе ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» на действия МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима при проведении запроса котировок (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: закупки 31502299672) на оказание услуг по охране имущества, обеспечению общественного порядка, соблюдению пропускного режима,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 08.05.2015 г. поступила жалоба ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» о нарушении заказчиком и его закупочной комиссией действующего законодательства при проведении запроса котировок № 31502299672.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу. Рассмотрение настоящего дела было назначено на 18 мая 2015 г. в 11 часов 00 мин.
Заявитель обжалует действия закупочной комиссии в связи с отказом ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» в допуске к участию в запросе котировок по причине несоответствия его заявки требованиям закупочной документации.
В частности, как полагает заявитель принятое комиссией решение по тому основанию, что заявка ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» не содержала документов и сведений о количестве охранников в штате данной организации, а также о наличии у участника закупки пульта централизованного наблюдения (ПНЦ), является незаконным в силу того, предоставление указанных документов не было предусмотрены документацией о закупке.
Помимо этого, заказчиком предъявлены необоснованные требования, которые нарушают антимонопольное законодательство и создают преимущественные условия участия в запросе котировок для отдельных его участников, поскольку для оказание услуг по охране данного учреждения исходя из описания технического задания достаточно наличие у охранной организации только 3 (трех) охранников, при этом наличие ПЦН не требуется.
В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса котировок, а также письменные возражения на жалобу заявителя (письмо исх № 91 от 14.05.2015 г.), согласно которых оспариваемые заявителем действия организатора закупки закупочной (котировочной) не противоречат ни действующему законодательству, ни Положению о закупке, которым регламентированы действия заказчика при осуществлении закупок для обеспечения своих нужд.
Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на автономные учреждения, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, директором МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима приказом № 103 о/д от 15.11.2013 г. во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность данного образовательного учреждения и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
26.04.2015 (МСК+2) заказчиком извещением № 31502299672 на официальном сайте объявлено о проведении запроса котировок на оказание услуг по охране имущества, обеспечению общественного порядка, соблюдению пропускного режима
Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимой закупки, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов аукциона и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 5 указанной статьи установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 статьи 3 Закона о закупках).
Учитывая, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и, помимо прочего, должно содержать требования к закупке и законодательством о закупках не установлено каких-либо ограничений в возможности заказчика формулировать требования к участником закупки при оказании соответствующих услуг.
Так, в статье 8 Положения о закупках МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима установлены общеобязательные требования к участникам закупки, а именно:
1) соответствие участников осуществления закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа банкротом и об открытии конкурсного производства.
В статье 33 Положения о закупках, содержащей требования, предъявляемые к запросу котировок предусмотрено, что извещение о запросе котировок должно содержать, в том числе требование о представлении участником в составе котировочной заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Положения (если применимо к предмету закупки).
Котировочная заявка наряду должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в извещении о запросе котировок в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 33 настоящего Положения (п.7 ч.1 статьи 34 Положения о закупках).
Таким образом, исходя из толкования данного Положения о закупках, заказчик вправе установить в извещении и документации о закупке требование о предоставлении в составе заявки на участие в запросе котировок только тех документов, которые подтверждают соответствие участников закупки обязательным требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкретной закупки (например, предоставление лицензии на определенный вид деятельности).
Соответственно, требование о предоставление в составе котировочной заявки каких-либо иных документов, не относящихся к п. 1 части 1 статьи 8 настоящего Положения, будет являться неправомерным.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, в случае установления заказчиком требования о соответствии участника закупки установленным требованиям, заказчик должен установить соответствующий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе заявки на участие в закупке.
В п.1.9. документации о закупке установлены требования к участникам запроса котировок, среди которых поименованы, в том числе, наличие у участника не менее 30 лицензированных охранников состоящих в штате, а также пульта централизованного наблюдения (ПЦН).
В свою очередь, в п. 3.1.2. раздела 3 документации о закупке в качестве документов, подлежащих обязательному предоставлению в составе заявки на участие в запросе котировок предусмотрены только документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, а также копия лицензий, в том случае если законодательство предусматривает лицензирование деятельности, являющейся предметом запроса котировок. Требование о предоставлении каких-либо иных документов на участие в запросе котировок настоящая документация не содержит.
Как следует из ч. 3 статьи 37 Положения о закупках МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима основаниями для отклонения котировочной заявки являются несоответствие ее требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложение цены товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Котировочная комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в федеральном реестре недобросовестных поставщиков и/или в реестре недобросовестных поставщиков атомной отрасли, если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (29.04.2015 17:00 (МСК+2) ) на участие в указанном запросе котировок поступило 2 (две) заявки, от ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» и ООО ЧОО «Защитник».
Как следует из протокола заседании комиссии по рассмотрению, оценке котировочных заявок от 30.04.2015 г. № 31502299672 заявка ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» была отклонена комиссией по основанию несоответствия требованиям, установленным в п.1.9, Приложение №1 к документации запроса котировок. Вместе с тем, указанный протокол не содержит соответствующего обоснования принятого комиссией решения со ссылками на конкретные документы и сведения, которые не были представлены данным участником закупки.
Как установлено Комиссией, ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» при подаче заявки на участие запросе котировок № 31502299672 были соблюдены все требования, установленные закупочной документацией и Положением о закупках, при этом данным участником закупки представлен весь необходимый перечень документов и сведений предусмотренный п. 3.1.2. раздела 3 документации, в том числе лицензия на осуществление частной охранной деятельности (№ 020165 от 11.12.2012 г.). Документов, свидетельствующих о том, что данный участник закупки не соответствует требованиям, установленным в закупочной документации, заказчиком в материалы дела не представлено.
Соответственно, рассматриваемые действия закупочной комиссии в связи с отклонением заявки заявителя, что отражено в протоколе от 30.04.2015 г. № 31502299672, нарушают требования ч. 3 статьи 37 Положения о закупках МАДОУ «Детский сад №3» г.Ишима, ч. 1, 6 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с ч.20, статьи 18.1., ч. 3.1. статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, в том числе об аннулировании торгов.
Однако, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела между МАДОУ «Детский сад №3» г.Ишима и ООО ЧОО «Защитник» по результатам запроса котировок № 31502299672 заключен договор от 30.04.2015 г. на оказание охранных услуг, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика об устранении допущенного нарушения в связи с возникшими между сторонами гражданско-правовыми обязательствами по данному договору.
Вместе с тем, довод заявителя о нарушении заказчиком требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2008 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления требований, ограничивающих количество участников закупки не подлежит рассмотрению и оценке в данном деле, поскольку основания и порядок обжалования указанных действий урегулирован главой 9 названного Федерального закона.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 – 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Н(Ч)ОП «Барс-Ишим» на действия МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима при проведении запроса котировок (реестровый номер закупки на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www:zakupki.gov.ru: 31502299672) на оказание услуг по охране имущества, обеспечению общественного порядка, соблюдению пропускного режима обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию МАДОУ «Детский сад №3» г. Ишима нарушившей ч. 1, 6 статьи 3 Закона о закупках, ч. 3 статьи 37 Положения о закупках МАДОУ «Детский сад №3» г.Ишима при проведении запроса котировок № 31502299672.
3 Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать в связи с невозможностью его выдачи.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.