Решение №Т16/141 Решение по делу № Т16/141 от 8 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                тел. 503-155

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № Т16/141

 

 

02 ноября 2016 г.                                                                                      г. Тюмень

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

председателя Комиссии Тюменского  УФАС  России:

начальника отдела

членов Комиссии Тюменского УФАС  России:

начальника отдела

главного специалиста-эксперта

рассмотрев дело № Т16/141 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по жалобе Открытого Акционерного Общества «Матмассыагропромстрой» (далее – ОАО «Матмассыагропромстрой», Заявитель, Общество) на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат», Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту здания жилого корпуса №2 (4), расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, п. Светлоозерский, ул. Ветеранов 10, строение 4 (извещение № 31604142548), в присутствии представителей сторон: от ОАО «Матмассыагропромстрой» Грошева Д.В. (доверенность №01 от 12.01.2016г.), от АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 25.10.2016 г. поступила жалоба ОАО «Матмассыагропромстрой» на право заключения договора при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту здания жилого корпуса №2 (4), расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, п. Светлоозерский, ул. Ветеранов 10, строение 4 (извещение № 31604142548).

В частности, в жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком была неправомерно отклонена заявка, так как в составе заявки была приложена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, что не противоречит информационной карте  (Раздел 2) конкурсной документации, пункту «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе».

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.    

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба ОАО «Матмассыагропромстрой» признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В заседание Комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного конкурса, а также письменные пояснения по жалобе заявителя, согласно которым заказчик считает, в связи с тем, что пунктом 1.2 договора, являющегося приложением к конкурсной документации предусмотрено, что Подрядчик должен выполнить работы лично, собственными силами и средствами, без привлечения подрядных организаций, поэтому заказчиком предусмотрено наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, так как в соответствии с ч.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.07.2016 года. После 01.07.2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Протоколом наблюдательного совета АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (№6 от 13.05.2016).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru.

Комиссией также установлено, что 29.09.2016 заказчиком извещением №31604142548 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru объявлено о проведении открытого конкурса на выполнении работ по капитальному ремонту здания жилого корпуса №2 (4), расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, п. Светлоозерский, ул. Ветеранов, 10, строение 4.

Датой и временем окончания подачи заявок установлено 16.11.2016.

Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного конкурса, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 5.2.2 Положения заказчик устанавливает требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) с учетом положений Раздела II настоящего Положения.

Согласно п. 11.3 Раздела II Положения требование к участникам закупок указываются в документации о торгах, извещении запроса котировок и применяются в равной мере ко всем участникам закупок.

Пунктом 3.3. раздела I конкурсной документации «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе» установлено, что при подготовке заявки участнику необходимо руководствоваться требованиями к содержанию и составу заявки и инструкцией по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, установленными в информационной карте.

Пунктом «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе» Информационной карты (Раздела II конкурсной документации) установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе «13. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Здесь также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Ввиду того, что п. 1.2 проекта договора, а также разделом 2 пункта «Условия выполнения работ, оказания услуг» информационной карты документации установлено, что исполнитель должен выполнить работы лично, собственными силами в соответствии с проектом договора, проектно-сметной документацией, локальным сметным расчетом, т.е. без привлечения субподрядных организаций, то требование о наличии лицензий, установленное в конкурсной документации подразумевает, что все лицензии должен иметь сам претендент.

В соответствии с п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Из анализа данной статьи следует, что Гражданский кодекс не устанавливает запрета, на установление условия заказчика о выполнении работ лично без привлечения субподрядчика.

Кроме того, условие Заказчика о выполнении работ лично без привлечения субподрядчика представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, и не может являться требованием к участникам закупок.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ юридические лица свободны в заключении договора и по своему усмотрению вправе формировать условия договора, таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление условия выполнения работ собственными силами претендента является правомерным, и не противоречит действующему законодательству.

Требование о наличии лицензий, установленное конкурсной документацией обусловлено тем, что при проведении капитального ремонта здания жилого корпуса необходимо выполнять работы, которые в свою очередь требуют наличие лицензии на данные работы.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, о том, что установление заказчиком требований о наличии лицензий у претендента является правомерным, и не противоречащим законодательству.

 

Согласно протоколу №47 (извещение № 31604142548) рассмотрения конкурсных заявок от 21.10.2016 заявка участника ОАО «Матмассыагропромстрой» была отклонена по основанию: «не соответствует требованиям и условиям конкурсной документации, а именно: конкурсной документацией предусмотрены работы, которые требуют наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Согласно п. 6.2.2. конкурсной документации, участник не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае:

- непредставления определенных пунктом 3.3 настоящего раздела документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о работах, услугах, на выполнение  которых проводится закупка;

- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1.5 настоящего раздела;

- несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;

- непредставления документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки;

- наличия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки;

- наличия судебных решений (действующих процессов судопроизводства) по искам заказчиков учреждений социальной сферы, а также претензионной работы по инициативе  Заказчика либо учреждений отрасли «Социальная политика» о неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров на выполнение ремонтных работ.

Пунктом 3.3. раздела I конкурсной документации «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе» установлено, что при подготовке заявки участнику необходимо руководствоваться требованиями к содержанию и составу заявки и инструкцией по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе, установленными в информационной карте.

Пунктом «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе» Информационной карты (Раздела II конкурсной документации) установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе «13. Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Из анализа заявки комиссией было установлено, что в составе заявки ОАО «Матмассыагропромстрой» представлена действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на субподрядную организацию.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку ОАО «Матмассыагропромстрой» по основаниям, не предусмотренным требованиями конкурсной документации, тем самым нарушив пункт 6.2.2 Конкурсной документации и пункт 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ОАО «Матмассыагропромстрой» на действия АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту здания жилого корпуса №2 (4), расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, п. Светлоозерский, ул. Ветеранов 10, строение 4 (извещение № 31604142548), обоснованной.
  2. Признать в действиях АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» нарушение пункта 6.2.2 Конкурсной документации, пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. 3. Предписание АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                  

Члены Комиссии:                                                

                                                                                                        

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны