Решение б/н Решение по делу №Т16/163 от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № Т16/163

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2016 года                       г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 20.12.2016 года

                                       

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

председатель Комиссии Тюменского УФАС России:

<...>

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

<...>

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т16/163 по жалобе ООО «Частная охранная организация «Т» на действия МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны детско-юношеских спортивных сооружений и прилегающей территории объектов МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени (извещение №31604398853), в присутствии представителей заказчика МАУ ДО СДЮСШОР «П» – <...>, представитель заявителя не явился, уведомлен надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 06.12.2016 поступила  жалоба ООО «Частная охранная организация «Т» (далее – заявитель, ООО «ЧОО «Т») на действия Муниципального автономного учреждения Дополнительного образования Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «П» города Тюмени (далее – заказчик,  МАУ ДО СДЮСШОР «П») при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны детско-юношеских спортивных сооружений и прилегающей территории объектов МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени (извещение № 31604398853).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении запроса предложений до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы заявителя следует, что положения конкурсной документации нарушают действующее законодательство и ограничивают конкуренцию путем установления критериев и порядка оценки, а так же требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений.

В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного запроса предложений, а также письменные возражения на жалобу заявителя.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что считают жалобу необоснованной, так как все участники запроса предложений находились в равных условиях и могли обратиться за разъяснениями.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей организатора конкурса, Комиссия установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, наблюдательным советом МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени Протокол заседания Наблюдательного совета №9 от 31 мая 2016 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «П» города Тюмени (далее – Положение о закупках), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Комиссией также установлено, что 29.11.2016 заказчиком извещением № 31604398853  на сайте www:zakupki.gov.ru объявлено о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны детско-юношеских спортивных сооружений и прилегающей территории объектов МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

1) Заявитель считает ограничивающими конкуренцию требования конкурсной документации, а именно установление обязательного наличия документа или копии документа справки об отсутствии судимости.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с формулировкой, указанной в Конкурсной документации, Заказчик не указывает форму предоставляемой справки или уполномоченного органа, обязанного выдать данную справку, то есть справка может быть предоставлена в оригинальном или декларированном виде.

Комиссия установила, что в соответствии с требованиями к содержанию, форме, оформлению и составу заявки Раздела 2 Информационной карты запроса предложений заявка на участие в запросе предложений подается участником закупки в письменной форме в запечатанном конверте в соответствии с формами Раздела 3 и должна содержать:

 Обязательно – документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в запросе предложений, в том числе наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг:

Услуги должны оказываться лицензируемыми сотрудниками, имеющими, в том числе:

- справку об отсутствии судимости,

- удостоверения частного охранника не менее 4 разряда,

- свидетельства о присвоении квалификации,

- допуск сотрудника частного охранного предприятия на право осуществления охранной деятельности в образовательных учреждениях (прохождение профессиональной переподготовки по программе, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 года №1010н «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций»)

Предоставление справки об отсутствии (наличии) судимости осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 07.11.2011 №1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» и имеет установленный срок выдачи – 30 календарных дней.

Так как запрос предложений имеет короткий срок подачи заявок, в данном случае – 10 дней и действительна такая справка только месяц, участник не имеет возможности получить справку об отсутствии судимости в установленный срок.

 Кроме того, декларированная форма справки не является доказательством отсутствия судимости, не может быть проверена Заказчиком и не имеет правовой значимости в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст.3 Закона о Закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе, отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в конкурсной документации неправомерно установлены требования предоставления справки об отсутствии судимости, в связи с невозможностью ее получения в короткий срок, что нарушает п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2) Заявитель считает ограничивающими конкуренцию требования конкурсной документации, а именно установление обязательного наличия документа или копии документа удостоверения частного охранника 4-7 разряда.

Заказчик пояснил, что в Конкурсной документации в пункте 2 Информационной карты, указано, что услуги должны оказываться лицензируемыми сотрудниками, имеющими удостоверения частного охранника не менее 4 разряда.

В ходе рассмотрения настоящего дела, комиссией установлено, что в критериях оценки заявок на участие в запросе предложений нет ограничения в наличии определенного 7 разряда, так как участники могут предоставлять копии удостоверений частного охранника не менее 4 разряда.

Таким образом, данный довод заявителя не нашел подтверждения.

3) Заявитель считает ограничивающими конкуренцию требования конкурсной документации, а именно установление обязательного наличия документа или копии документа допуска сотрудника частного охранного предприятия на право осуществления охранной деятельности в образовательных учреждениях.

Заказчик пояснил, что данное требование установлено в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 года №1010н об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».

Установление данного требования предусматривает собой обеспечение охраны в детско-юношеских образовательных учреждениях и является обязательным.

В соответствии с Законом о закупках Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом действующего законодательства Российской Федерации.

Пунктом 9.2.5 Положения о закупках установлено «В документации запроса предложений указывается информация в соответствии с требованиями п. 5.3. настоящего Положения» В соответствии с пунктом 5.3 Положения о закупках документация о закупке должна содержать: наименование и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, установленные заказчиком требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; перечень документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы не передаются вместе с товаром, а также требования к участникам закупки в соответствии с условиями настоящего Положения и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 5.3.3.         Положения о закупках в документацию о закупке могут быть включены дополнительные сведения, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Комиссия приходит к выводу, что данное требование установлено в соответствии с Положением и не нарушает Закон о закупках.

4) Заявитель считает ограничивающими конкуренцию требования конкурсной документации в части критерия оценки благодарственных писем, дипломов и грамот.

Заказчик пояснил, что согласно закупочной документации, деловая репутация участника конкурса оценивается при наличии у участника конкурса дипломов, грамот благодарственных писем, положительных отзывов, предоставленных в рамках исполнения контрактов (договоров) на оказание услуг по охране объектов (с обязательным приложением копий документов) за период с 01.01.2014 по 01.11.2016 – max 40 баллов.

В соответствии с конкурсной документацией установлено, что максимальное количество баллов присваивается участнику закупки, приложившему наибольшее количество дипломов, грамот, благодарственных писем, положительных отзывов по сравнению с другими участниками. Заявки участников расцениваются пропорционально количеству дипломов, грамот, благодарственных писем, положительных отзывов по отношению к участнику, предоставившему максимальное количество.

В соответствии с п. 7.1 закупочной документации, Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «деловая репутация участника закупки и опыт» определяется по формуле:

Rci=C1i+C2i+…+Cki

Законом о закупках предоставлено заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.  Критерии оценки и сопоставления заявок, установленные конкурсной документацией соответствуют Положению о закупках.

Положением о закупках пунктом 9.5.1 предусмотрена оценка заявок на участие в проведении запроса предложений в соответствии с критериями и в порядке, установленном в документации запроса предложений.

Таким образом, согласно Документации о закупке установление Заказчиком Показателя критерия «обязательное наличие документа или копии документа благодарственных писем, дипломов и грамот» не нарушает требования Закона о закупках.

5) Заявитель считает ограничивающими конкуренцию требования конкурсной документации, а именно установление в критериях оценки справки о перечне и годовых объемах выполнения участником закупки аналогичных договоров (охранная деятельность), а именно заявителю не понятно, что значит «аналогичные услуги».

Заказчик пояснил, что максимальное количество баллов (60 max) присваивается участнику закупки, приложившему наибольшее количество аналогичных договоров (контрактов) по сравнению с другими участниками. Заявки участников расцениваются пропорционально количеству по отношению к участнику, предоставившему большее количество информации о количестве аналогичных договоров.

Заказчик пояснил, что под аналогичным договором понимается договор, предметом которого является охранная деятельность.

Комиссией установлено, что в соответствии с информационной картой запроса предложений, в разделе «Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений» указано: «1.2 Справка о перечне и годовых объемах выполнения участником закупки аналогичных договоров (охранная деятельность) по форме 3.4 за период с 01.01.2014 по 01.11.2016 г»

 Кроме того, в соответствии с разделом 1 «Общие условия проведения запроса предложений», пунктом 2.2 «Разъяснение положений Документации о проведении запроса предложений», подпунктом 2.2.1 документации установлен порядок предоставления разъяснений положений документации о проведении запроса предложений. Заказчик пояснил, что ООО «ЧОО Т» за разъяснениями не обращались.

Таким образом, данный  довод заявителя не нашел подтверждения.

6) Заявитель считает ограничивающим конкуренцию установленный субъективный порядок оценки заявок, согласно которому каждый член комиссии присваивает баллы в соответствии с собственной оценкой степени выгодности предложения.

Представители заказчика пояснили, что оценка заявок осуществляется Комиссией Заказчика в соответствии с порядком оценки заявок, с применением критериев оценки заявок и значимости этих критериев, установленных «Информационной картой запроса предложений».

Комиссия установила, что заказчиком в соответствии с пунктом 7.1 Информационной карты запроса предложений  установлен порядок оценки заявок «Каждый член комиссии присваивает баллы в соответствии с собственной оценкой степени выгодности предложения для Заказчика в пределах установленного максимального значения в баллах».

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что заявки участников Закупки оцениваются субъективно членами закупочной комиссии, баллы присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Учитывая изложенное, наличие субъективного порядка оценки заявок участников Закупки может привести к неправомерному выбору победителя по итогам Закупки и нарушает пункт 1, 2 части 1 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о Закупках.

Таким образом, Комиссия установила в действиях заказчика при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны детско-юношеских спортивных сооружений и прилегающей территории объектов МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени (извещение № 31604398853) нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в установлении в конкурсной документации неправомерного требования к участникам закупок предоставления справки об отсутствии судимости, и в неправомерном порядке оценки заявок участников Закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу ООО «Частная охранная организация «Т» на действия Муниципального автономного учреждения Дополнительного образования Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «П» города Тюмени при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг охраны детско-юношеских спортивных сооружений и прилегающей территории объектов МАУ ДО СДЮСШОР «П» города Тюмени (извещение № 31604398853), обоснованной.

2. Признать в действиях Муниципального автономного учреждения Дополнительного образования Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «П» города Тюмени нарушение пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 13, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела от 15.12.2016 №Т16/163 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                      <...>           

Члены Комиссии:                                                                     <...>

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны