Решение №Т16/164 Решение и предписание по делу № Т16/164 от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                       тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т16/164

 

15.12.2016                                                                                                  г. Тюмень           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  дело № Т16/164 по жалобе ООО «ЧОП «Э» на действия ООО «П» (далее – ООО «П», заказчик, организатор закупки) при проведении запроса котировок на оказание охранных услуг (извещение №31604345125), в присутствии представителей ответчика – ООО «П» – <> <> (доверенность от 15.12.2016 №015), в отсутствии  представителя ООО «ЧОП «Э»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 07.12.2016 поступила  жалоба ООО «ЧОП Э» (далее – заявитель) на действия ООО «П» при проведении запрос котировок на оказание охранных услуг (извещение №31604345125).

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Из доводов жалобы следует, заказчиком незаконно было принято решение о внесении изменений в извещение после окончания срока приема заявок.

В заседании комиссии Заказчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенного запроса котировок, а также письменные пояснения на жалобу заявителя, согласно которым решение о внесении изменений было принято в последний день приема заявок, при попытке размещения на сайте произошел технический сбой, поэтому изменения внеслись через 20 минут после окончания срока приема заявок.

Комиссия, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 22.01.2016 года Решением внеочередного общего собрания участников ООО «П» во исполнение требований  Закона о закупках  и в целях его реализации утверждено Положение о закупке  товаров, работ, услуг.

Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ООО «П», и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией также установлено, что 18.11.2016 заказчиком размещено извещение №31604345125 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru  о проведении запроса котировок на оказание охранных услуг.        

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках установлены случаи когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Пунктами 13, 14 извещения о проведении запроса котировок (№31604345125) установлен порядок, дата начала и дата окончания срока подачи заявок.

Согласно п. 14 извещения датой и временем окончания срока подачи заявок установлено 24.11.2016, 17:00.

24.11.2016 заказчиком было принято решение о продлении срока приема заявок, и переносе даты рассмотрения заявок в связи с невозможностью проведения заседания конкурсной комиссии, ввиду большой загруженности, что в свою очередь не запрещено действующим законодательством.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

24.11.2016 в 17 часов 17 минут на официальном закупок было размещено извещение с продлением срока приема заявок на 4 дня до 29.11.2016, размещение произошло через 17 минут после окончания срока приема заявок.

Представителями заказчика в заседание комиссии представлены «скриншоты» с сайта закупок согласно которым сайт был недоступен в связи с технологическими работами, а также была предоставлена распечатка с сайта закупок из которой следует, что с 18.11.2016 по 25.11.2016 на сайте проводились регламентные работы по обновлению версии программного обеспечения, в связи с чем работа сайта порой была некорректна.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика, выразившихся в продлении срока приема заявок, отсутствуют нарушения действующего законодательства, извещение о продлении срока приема заявок было размещено с опозданием в связи с техническими проблемами сайта, на котором оно подлежало размещению.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в установлении в извещении срока заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока, на обжалование результатов закупочной процедуры, в антимонопольный орган.

Согласно п. 6 ст. 41 Положения установлено, что в случае если победитель запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный договор, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора.

Извещением определено: «срок подписания победителем в проведении запроса котировок договора со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок: не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола» (п. 17 извещения).

Здесь также необходимо отметить, что непосредственно могут быть затронуты права других участников конкурсной процедуры, т.к. во время подачи жалобы, договор по результатам закупочной процедуры уже может быть заключен и, следовательно, реализация права на обжалование будет лишена какого-либо юридического смысла.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, не установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Комиссия установила в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОП Э» на действия ООО «П» при проведении запрос котировок на оказание охранных услуг (извещение №31604345125), необоснованной.
  2. Признать ООО «П» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО «П» обязательное для исполнения предписание о приведении Положения о закупках в соответствии с действующим законодательством.

 

Председатель Комиссии                         

 

Члены Комиссии:                                    

                                                                                                         

            

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                                                тел. 25-21-02

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № Т16/164

 

 15.12.2016                                                                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения от 15.12.2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОП «Э» на действия ООО «П» при проведении запроса котировок на оказание охранных услуг (извещение №31604345125), 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «П» в срок до 20.01.2017  прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции путем приведения Положения о закупках в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России в течение 5 дней со дня исполнения предписания.

За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.

 

Председатель комиссии:                                                                       

 

Члены комиссии:                                                                                    

 

                                                                                                         

         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны