Решение №Т16/166 Решение №Т16/166 от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № Т16/166

 

 

23 декабря 2016 г.                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

председателя Комиссии Тюменского  УФАС  России:

<...>  

членов Комиссии Тюменского УФАС  России:

<...>

рассмотрев дело № Т16/166 в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по жалобе Омского филиала Публичного акционерного общества «Р» (далее – Омский филиал ПАО «Р», заявитель, Общество) на действия Западно-Сибирского банка Публичного акционерного общества «С» (далее – заказчик, Западно-Сибирский банк ПАО «С») при проведении открытого конкурса по выбору организаций на увеличение пропускной способности/организацию цифровых каналов связи с подразделениями Западно-Сибирского банка ПАО «С», расположенными на территории Тюменской области, Омской области, Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого Автономного округа (ЯНАО) для нужд Западно-Сибирского банка ПАО «С» (извещение № 31604256796), в присутствии представителей сторон: от Омского филиала ПАО «Р» - <.> (доверенность №0702/29/124-15 от 22.09.2015г.), от Западно-Сибирского банка ПАО «С» - <.> (по доверенности №05-Д339 от 10.04.2015),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 14.12.2016 г. поступила жалоба Омского филиала ПАО «Р» о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении открытого конкурса по выбору организаций на увеличение пропускной способности/организацию цифровых каналов связи с подразделениями Западно-Сибирского банка ПАО «С», расположенными на территории Тюменской области, Омской области, Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого Автономного округа (ЯНАО) для нужд Западно-Сибирского банка ПАО «С» (извещение № 31604256796).

Из доводов жалобы следует, что установление в извещении о закупке неполных сведений в части «место поставки товара» не позволило   заявителю принять участие в конкурсе, чем нарушило права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе,  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.    

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Омского филиала ПАО «Ростелеком» признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В заседание Комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного конкурса, а также письменные пояснения по жалобе заявителя, согласно которым заказчик считает, что довод заявителя необоснован, и сделан ввиду неверного указания параметров поиска закупки на официальном сайте. 

Согласно статье 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «С» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупках ОАО «С» (с изменениями №1 от 24.01.2013г.) № 2348 от 05.12.2016.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность Западно-Сибирского банка ПАО «С» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru.

27 октября 2016 года заказчиком извещением № 31604256796 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru объявлено о проведении открытого конкурса по выбору организаций на увеличение пропускной способности/организацию цифровых каналов связи с подразделениями Западно-Сибирского банка ПАО «С», расположенными на территории Тюменской области, Омской области, Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого Автономного округа (ЯНАО) для нужд Западно-Сибирского банка ПАО «С».

Датой и временем окончания подачи заявок установлено 17.11.2016 г., 16:00.

Рассмотрев представленные заказчиком документы и материалы, комиссия установила следующее.

Из доводов жалобы следует, что в извещении о закупке в части «место поставки товара» указано Уральский федеральный округ, Тюменская область, а в качестве округа заказчика на официальном сайте указан Центральный федеральный округ, в связи с чем данная закупка не отразилась в списке электронных закупок по г. Омску и Омской области, что не позволило Омскому филиалу ПАО «Р» принять участие в закупке.

В ходе рассмотрения дела, представитель Заказчика пояснил, что представленные документы и доводы заявителя сделаны при неверном указании параметров поиска закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Так же Заказчик указал, что при введении параметров (поиск на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), которые отражены на «скриншоте» заявителя, поиск не дает результата, а при введении в поиске (сети интернет) указанного заявителем адреса (ссылки) осуществляется поиск закупки по извещению №31604256796. При этом, в отображающейся информации в форме поиска (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) отражаются иные параметры, которые отличаются от тех, что изображены на «скриншоте», представленном заявителем, вследствие чего,  Центральный федеральный округ отсутствует в форме параметров поиска. Кроме того, при осуществлении поиска на официальном сайте www.zakupki.gov.ru «Федеральный округ заказчика» выбирается из представленного списка в ручном режиме самостоятельно лицом, осуществляющим поиск.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно пункту 7.1.3 части 7 Положения о закупках ОАО «С» и пункту 4 части 9 статьи 4 Закона о Закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Комиссия установила, что извещение о проведении закупки соответствует пункту 7.1.3 части 7 Положения о закупке и конкурсной документации.

Комиссия, осуществив проверку представленных документов и материалов настоящего дела, установила, что указанные Заказчиком в извещении о закупке №31604256796 сведения «место поставки товара» соответствуют указанным Заказчиком сведениям, осуществляемым при поиске закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, о том, что данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в заключении договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 15.10 Положения о закупках Заключение договора по итогам Закупочной процедуры осуществляется в сроки и в порядке, указанном в документации.

На основании п.12.3. Победитель конкурса обязан заключить договор с Банком в течение пятнадцати рабочих дней после получения письменного уведомления о победе в конкурсе, которое направляется в его адрес Банком заказным письмом с уведомлением о доставке.

В Положении о закупках и конкурсной документации не предусмотрен десятидневный срок обжалования, следовательно, не установление в Положении о закупках и конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела Положение о закупках и конкурсная документация, утвержденные заказчиком, не содержат в себе десятидневный срок на обжалование в антимонопольный орган.

Положение о закупках не устанавливает требований о порядке заключения договора, с победителем открытого конкурса (по сроку).

05.12.2016 на официальном сайте был размещен протокол подведения итогов/выбор победителя №31604256796-02  от 01.12.2016, договор был заключен 07.12.2016.

Таким образом, заключение договора оказания услуг связи, ранее десятидневного срока для обжалования в антимонопольный орган, нарушает действующее законодательство.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Омского филиала ПАО «Р» на действия Западно-Сибирского банка ПАО «С»  при проведении открытого конкурса по выбору организаций на увеличение пропускной способности/организацию цифровых каналов связи с подразделениями Западно-Сибирского банка ПАО «С», расположенными на территории Тюменской области, Омской области, Ханты-Мансийского Автономного округа (ХМАО), Ямало-Ненецкого Автономного округа (ЯНАО) для нужд Западно-Сибирского банка ПАО «С» (извещение № 31604256796), необоснованной.
  2. Признать в действиях Западно-Сибирского банка ПАО «С» нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Западно-Сибирского банка ПАО «С» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений путем внесения изменений в Положение о закупках в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

Члены Комиссии                                                                            <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны