Решение №Т16/182 Решение по делу №Т16/182 от 16 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                               тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ по делу № Т16/182

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2017 года                       г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 16.01.2017 года

                                                                                            

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  дело № Т16/182 по жалобе Р Центрального банка российской Федерации в лице Тюменского областного управления инкассации – филиала Р (далее – заявитель, Р) на действия Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «О» (далее – заказчик, ГБУ ТО «О») при проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 на оказание услуг по инкассации денежной наличности, в присутствии представителя заявителя  Р, представителя заказчика ГБУ ТО «О»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 26.12.2016 поступила жалоба Р на действия  ГБУ ТО «О» при проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 на оказание услуг по инкассации денежной наличности. Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес заказчика направлено требование о приостановлении конкурса до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что заявитель считает незаконным действия заказчика, выразившееся в незаконном допуске к участию в запросе котировок участника Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» и признании его победителем, так как указанная организация не является кредитной организацией, имеющей право на осуществление инкассации.

В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного конкурсного отбора, а также письменные возражения на жалобу заявителя.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что не согласен с доводами жалобы, так как описание объекта закупки (Техническое задание) Приложение №1 к документации включают: доставку денежной наличности и ценностей из кассы учреждения в кассовый центр Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк России», при этом зачисление денежных средств производит не Исполнитель, а банк в который исполнителем сданы наличные денежные средства, то есть является перевозкой наличных денежных средств.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом Главного управления строительства Тюменской области  от 21.10.2015 №0945-ОД утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее – Положение о закупках), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ГБУ ТО «О» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

09.12.2016 заказчиком на сайте на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31604462215 о проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 на оказание услуг по инкассации денежной наличности (далее - запрос котировок).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме №052-ЗК-16 (31604462215) на оказание услуг по инкассации денежной наличности  от 19.12.2016 были представлены заявки трех участников, в том числе заявитель Р, все участники были допущены к участию в закупке. Победителем закупочной комиссией был признан ФГУП «Г».

Согласно жалобе заявителя в соответствии с документацией по проведению запроса котировок обязательным требованием, предъявляемым к участнику, является соответствие его требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки. Исполнитель должен иметь лицензию Центрального банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств (Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности) или являться организацией, входящей в систему Банка России. ФГУП «Г» не относится к вышеуказанным субъектам, следовательно, допуск к участию в запросе котировок является незаконным.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пунктам 10.1, 16.5.4 Положения о закупках и п.1.12 документации о запросе котировок комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и документации о проведении запроса котировок отказать в допуске участнику в процедуре закупки,  если установлен хотя бы один из следующих фактов, в том числе:

4) непредставление участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличия в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

5) несоответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки;

Согласно пункту 1.14 «Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Запросе котировок» заявка на участие а Запросе котировок должна содержать документы, указанные в пункте 15 раздела II «Информационная карта запроса котировок». В случае неполного представления документов, перечисленных  в пункте 15 раздела II «Информационная карта запроса котировок», участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией к участию в Запросе котировок.

Согласно пункту 1.3. Требования к участникам закупки,  пункту 15 раздела II «Информационная карта запроса котировок» в составе котировочной заявки, представляется в том числе следующие сведения и документы:

5) документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении запроса котировок, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством;

12) документ подтверждающий соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки (лицензии, свидетельства СРО, свидетельства об аккредитации и т.д.) (или копии таких документов).

Согласно извещению предметом закупки является «оказание услуг по инкассации денежной наличности (далее – Услуги) согласно Приложению 1 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 (далее – приложение №1).

В приложении №1 установлены требования к описанию предмета закупки (техническое задание), как «услуги по инкассации денежной наличности ГБУ ТО «О» включает:

- доставку денежной наличности и ценностей из кассы учреждения в кассовый центр Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк России» по адресу г. Тюмень ул. Рижская, д.61, (далее касса Банка), для взноса на счет (инкассация путем приема сумок/пакетов с выручкой на основании препроводительных ведомостей) открытый Управлению Федерального казначейства по Тюменской области, далее Инкассация выручки».

В документации о проведении запроса котировок цен № 052-ЗК-2016 на оказание услуг по инкассации денежной наличности (раздел II Информационная карта запроса котировок) пунктом 1 установлен следующий предмет запроса котировок: запрос котировок в электронной форме №052-ЗК-16 на оказание услуг по инкассации денежной наличности.

Согласно проекту договора (приложение №2 к документации о проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16) предметом договора является оказание услуг инкассации денежной наличности для нужд ГБУ ТО «О» в г. Тюмень.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что зачисление денежных средств производит не Исполнитель, а банк в который исполнителем сданы наличные денежные средства, соответственно по характеру услуг, рассматриваемый запрос котировок в электронной форме №052-ЗК-16 является перевозкой денежных средств.

По условиям п. 16.2.1, утвержденного Положения о закупках, извещение о проведении запроса котировок является неотъемлемой частью документации  о проведении запроса котировок. Сведения, содержащиеся в извещении о проведении запроса котировок, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о проведении запроса котировок.

Таким образом, Комиссией установлено, что описание предмета закупки в извещении и в документации о проведении запроса котировок не соответствует описанию предмета закупки, содержащегося в документации. В первом случае дополнительно содержится указание на Приложение №1, в документации же такое указание отсутствует.

При этом, Заказчик установил требование о предоставлении документа подтверждающего соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки (лицензии, свидетельства СРО, свидетельства об аккредитации и т.д.) (или копии таких документов).

Также в соответствии с документацией по проведению запроса котировок, пунктом 6 технического задания (Приложение № 1)  услуги инкассации должны оказываться в соответствии с положением  Центрального банка России от 24.04.2008г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, с учетом требований Положения «Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации» утвержденного приказом Центрального Банка РФ № 414-П и Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 8н от 18 февраля 2014 года.

Исполнитель должен иметь лицензию Центрального банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств (Федеральный закон от 02.12.1990г.  № 395-1 «О банках и банковской деятельности») или являться организацией, входящей в систему Банка России, уставом которой такое право ей предоставлено, отвечающей требованиям ст. 83 Федерального Закона №86-ФЗ от 10.07.2002г.

При необходимости Исполнителем должно осуществляться временное хранение полученной денежной наличности до момента сдачи ее в кассу Банка.

Привлечение Исполнителем третьих лиц (в т.ч. частных охранных предприятий) не допускается.

Согласно статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» инкассация денежных средств и кассовое обслуживание физических  и юридических  лиц являются банковской операцией.

В соответствии с Положением Банка России от 24.04.2008 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России на территории Российской Федерации» (далее –Положение №318-П), инкассация наличных денег - сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию, ВСП, в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, для зачисления их сумм на банковские счета.

Перевозкой наличных денег является транспортировка принятых ими наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдачу их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передачу клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих загрузке в программно-технические средства наличных денег.

Кроме того,  Банк России в своем Положении №318-П четко определяет круг субъектов, имеющих право оказывать услуги по инкассации, к которым относятся кредитные организации, внутренние структурные подразделения кредитной организации (ВСП), а также организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено.

Принимая во внимание доводы сторон, с учетом требований документации о проведении запроса котировок, Комиссия установила, что описание предмета закупки в извещении и в документации о проведении запроса котировок имеют неоднозначный характер и по своему содержанию могут ввести участников Закупки в заблуждение. Инкассацию денежных средств могут осуществлять кредитные организации, ВСП, а также организации, входящие в систему Банка России уставом которых такое право им предоставлено и соответственно  для оказания услуг по инкассации денежных средств требуется наличие лицензии Центрального банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств.  Перевозку наличных денег могут осуществлять,  в том числе организации оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

 Таким образом, документация о проведении запроса котировок не позволяет конкретно определить, что является предметом закупки инкассация наличных денег или перевозка наличных денег и какой документ будет являться подтверждающим соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом закупки

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При этом требования документации о проведении запроса котировок в указанной части противоречивы и по своему содержанию могут ввести участников запрос котировок в заблуждение относительно оказываемых услуг и предоставления документов, перечисленных в пункте  1.3 документации, что является нарушением пункта 3 части 10 статьи 4, а также пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, дать оценку допуска к участию в запросе котировок  ФГУП «Г» не предоставляется возможным.

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в заключении договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 12.1.6 Положения о закупках договор с победителем запроса котировок заключается Заказчиком в следующем порядке. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок передает победителю запроса котировок оформленный, не подписанный договор.

Победитель запроса котировок в течение двух рабочих дней со дня получения договора подписывает договор, скрепляет его печатью и возвращает Заказчику.

Заказчик в течение двух рабочих дней после получения от Победителя запроса котировок подписанного договора, подписывает его, скрепляет печатью. В течение одного рабочего дня после подписания договора Заказчик направляет его Победителю запроса котировок.

На основании п.1.7. документации о проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 договор может быть заключен не ранее чем через шесть дней с даты размещения на официальном сайте ЕИС в сфере закупок протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок.

В Положении о закупках и конкурсной документации не предусмотрен десятидневный срок обжалования, следовательно, неустановление в Положении о закупках и конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела Положение о закупках и конкурсная документация, утвержденные заказчиком, не содержат в себе десятидневный срок на обжалование в антимонопольный орган.

19.12.2016 на официальном сайте был размещен рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме №052-ЗК-16 (31604462215) на оказание услуг по инкассации денежной наличности  от 19.12.2016, договор был заключен 26.12.2016.

Таким образом, заключение договора оказания услуг связи, ранее десятидневного срока для обжалования в антимонопольный орган, нарушает ч. 4 ст. 18.1. Закона о защите конкуренции и приводит или может привести к к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Р на действия  Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «О»  при проведении запроса котировок в электронной форме №052-ЗК-16 на оказание услуг по инкассации денежной наличности обоснованной.
  2. Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «О» нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в Положение о закупках в части установления срока заключения договора.

 

                                                                                                           

             

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны