Решение б/н Решение по делу №Т17/07-615 от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                        тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ по делу № Т17/07-615

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.02.2017 года                     г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 06.01.2017 года

                                                                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России)  в составе:

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  дело № Т17/07-615 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Т» (далее – ООО «Т», Заявитель) на действия Д (далее – Д, Орган по ведению реестра) при проведении предварительного отбора №3/2-ПО/16 от 12.12.2016 на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора «выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования признанного непригодным для эксплуатации» (извещение №SBR037-1612120004), в присутствии представителей Д – в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 12.12.2016 поступила жалоба ООО «Т» на действия Д при проведении предварительного отбора №3/2-ПО/16 от 12.12.2016 на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора «выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования признанного непригодным для эксплуатации» (извещение №SBR037-1612120004) (далее – Предварительный отбор).

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Департамента ЖКХ направлено требование о приостановлении предварительного отбора по формированию реестра квалифицированных подрядных организаций и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, ООО «Т» не согласно с отклонением во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующим основаниям:

1) Органом по ведению реестра необоснованно установлены требования к образованию работников.

2) В составе поданной заявки ООО «Т» приложило квитанцию о получении сведений Пенсионным фондом РФ и положительный протокол входного контроля, подтверждающий прием документов Пенсионным фондом РФ.

В заседание Комиссии Тюменского УФАС России Д представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного предварительного отбора, а также письменное возражение на жалобу заявителя.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Департамента ЖКХ пояснили, что  заявка ООО «Т» решением комиссии была отклонена, поскольку представленный штатно-списочный состав сотрудников с приложением копий трудовых книжек, дипломов и аттестатов представлен не в соответствии с требованиями документации, а также в заявке ООО «Т» отсутствует копия электронной квитанции (расписки) о приеме документов в Пенсионный фонд РФ с электронной подписью.

Согласно пояснениям представителей Д, документация по проведению предварительного отбора подготовлена с учетом положений части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования в части квалификационно-кадрового обеспечения работников участников предварительного отбора установлены в пункте «л» раздела V документации по проведению предварительного отбора.

Из представленного на электронную площадку состава работников ООО «Т» только один, из трех необходимых имеет среднее образование строительного и технологического профиля.

Кроме того, ввиду отсутствия специалистов со средне-профессиональным образованием не соблюдается требование к стажу работников по специальности образования.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Д, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проведение предварительного отбора было проведено в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение).

Согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 18.08.2016 №356-п органом по ведению реестра является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.

12.12.2016 Департаментом ЖКЖ Тюменской области на электронной площадке https://www.sberbank-ast.ru/ и на официальном портале органов государственной власти Тюменской области размещено Извещение SBR037-1612120004 о проведении Предварительного отбора.

Согласно извещению № SBR037-1612120004 (с изменениями от 27.12.2016)  установлена дата начала приема документов – 12 декабря 2016 года, дата окончания приема документов – 06 января 2017 года, дата окончания рассмотрения заявок – 19.01.2017.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе №2 от 12.01.2017 ООО «Т» было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующим основаниям: «Документы, предусмотренные пунктами «к» и «л» пункта 1 Раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» документации о проведении предварительного отбора, не удовлетворяют требованиям установленным пунктом «л» раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» (штатно-списочный состав сотрудников с приложением копий трудовых книжек, дипломов и аттестатов представлен не в соответствии с требованиями документации). Документ, предусмотренный пунктом «з» пункта 1 раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе»  документации о проведении предварительного отбора, представлен не в полном объеме (отсутствует копия электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде).

Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав Документацию о проведении предварительного отбора для последующего участия в электронных торгах по предмету: выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (далее - Документация) и заявку ООО «Т» по первому доводу жалобы установила следующее.

Пунктом «л» Раздела V «Требования к участникам предварительного отбора» Документации Д установлены следующие требования, а именно:

«наличие у Участника предварительного в штате минимального количества квалифицированного персонала:

                                                                     1) Требование в части квалификационно-кадрового обеспечения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя.

Работники юридического лица и индивидуального предпринимателя, индивидуальный предприниматель, обеспечивающий безопасное выполнение работ непосредственно на строительной площадке (мастер, прораб, приравниваемый к ним работник), должны быть оформлены по основному месту работы в соответствии со штатным расписанием.

Индивидуальный предприниматель, обеспечивающий безопасное выполнение работ, должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля.

Не менее чем три работника, обеспечивающие безопасное выполнение работ, должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников среднее профессиональное образование соответствующего профиля.

- не менее чем один работник с высшим образованием или не менее чем три работника со средним образованием должны иметь образование строительного или технологического профиля;

- не менее чем два работника должны иметь образование электротехнического или технологического профиля, один из которых должен иметь образование, соответствующее любому из следующих направлений:

150400 «Технологические машины и оборудование»;

150411 «Монтаж и технологическая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;

190605 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»;

270116 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

210107 - «Электронное машиностроение»;

140601 - «Электромеханика»;

140603 - «Электрические машины и аппараты»;

140604 – «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»;

140613 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;

220301 - «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»;

220200 - «Автоматизация и управление»;

2) Требование к стажу работы квалифицированных инженерно-технических работников.

Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ, имеющие высшее образование соответствующего профиля, должны иметь стаж работы по специальности образования не менее чем три года. Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, должны иметь стаж работы по специальности образования не менее чем пять лет.

Индивидуальный предприниматель, обеспечивающий безопасное выполнение работ, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, должен иметь стаж работы по специальности образования не менее чем пять лет.

3) Требование к дополнительному профессиональному образованию работников индивидуального предпринимателя и индивидуального предпринимателя.

Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ и индивидуальный предприниматель, обеспечивающий безопасное выполнение работ, не реже одного раза в пять лет должны проходить повышение квалификации по программе, соответствующей видам работ: «Монтаж лифтов», «Пусконаладочные работы лифтов», с проведением аттестации».

 

Подпункт «о» пункта 23 Положения устанавливает следующие требования к участникам предварительного отбора: «наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности».

Исходя из смысла подпункта «о» пункта 23 Положения и предмета предварительного отбора при установлении требований к минимальному количеству квалифицированного персонала следует руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно котором установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств саморегулируемыми организациями о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. На это также указывает проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Как следует из пункта 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств  о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к получению не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

В документации о проведении предварительного отбора кроме минимально необходимых количественных требований, установлены иные требования, а именно:

«- не менее чем один работник с высшим образованием или не менее чем три работника со средним образованием должны иметь образование строительного или технологического профиля;

- не менее чем два работника должны иметь образование электротехнического или технологического профиля, один из которых должен иметь образование, соответствующее любому из следующих направлений:

150400 «Технологические машины и оборудование»;

150411 «Монтаж и технологическая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»;

190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»;

190605 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»;

270116 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;

210107 - «Электронное машиностроение»;

140601 - «Электромеханика»;

140603 - «Электрические машины и аппараты»;

140604 – «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»;

140613 – «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»;

220301 - «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»;

220200 - «Автоматизация и управление»;»

2) Работники, обеспечивающие безопасное выполнение работ и индивидуальный предприниматель, обеспечивающий безопасное выполнение работ, не реже одного раза в пять лет должны проходить повышение квалификации по программе, соответствующей видам работ: «Монтаж лифтов», «Пусконаладочные работы лифтов», с проведением аттестации».

В соответствии с пунктом 24 Положения, Орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.

Согласно протоколу №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 12.01.2017г на участие в  предварительном отборе было подано 10 заявок, в результате рассмотрения которых решением комиссии только 3 участника признаны соответствующими документации и включаются в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, установление дополнительных требований в Документации о проведении предварительного отбора противоречит пункту 24 Положения и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке взаимодействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Следовательно, Орган по ведению реестра не вправе предъявлять к участникам предварительного отбора требования, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление дополнительных требований в документации, не предусмотренных Положением, также является барьером для подачи заявок лицами на участие в отборе и может привести к ограничению участия в предварительном отборе участников.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что действия Органа по ведению реестра, выразившиеся в установлении в документации необоснованно завышенных требований, предъявляемых к участникам закупки, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия могли привести к ограничению конкуренции путем сокращения количества участников, которые могли принять участие в предварительном отборе.

Установление дополнительных требований в документации, предъявляемых к участникам предварительного отбора не соответствует закрепленным в статье 1 Положения целям повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем формирования реестра квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, Комиссия установила в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области при проведении предварительного отбора №3/2-ПО/16 от 12.12.2016 на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора «выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования признанного непригодным для эксплуатации» нарушение пункта 24 Положения, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении дополнительных требований в документации, не предусмотренных Положением, что привело и (или) могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

По второму доводу Заявителя Комиссия установила следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе № 2 от 12.01.2017 ООО «Т» не включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по следующим основаниям: «Документ предусмотренный подпунктом «з» пункта 1 Раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе»  документации о проведении предварительного отбора представлен не в полном объеме (отсутствует копия электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки в электронном виде).

На основании пункта «б» статьи 38 Положения, согласно пункту 3 Раздела VI «Требований к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» Документации о проведении предварительного отбора, в состав заявки, включаются следующие документы, в том числе, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации  и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за отчетный период по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме или с приложением электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде.

Форма расчета предусмотрена Постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2п и представляет собой единый документ.

Обмен документами по каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации регламентирован распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 №190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» (далее – распоряжение Правления ПФ РФ).

Согласно абзацу 6 раздела 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления ПФ РФ, факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

Таким образом, представляемые документы на участие в предварительном отборе должны соответствовать форме, утвержденной  Пенсионным фондом Российской Федерации, а факт предоставления должен подтверждаться соответствующей квитанцией о приеме документов.

В составе заявки на участие в предварительном отборе ООО «Т» были представлены Квитанция о получении сведений ПФР и  Положительный протокол входного контроля отчетности ПФР.

При этом в составе заявки на участие в Предварительном отборе копия электронной квитанции (расписки) о приеме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за отчетный период по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской, территориальным органом Пенсионного фонда Российской федерации, как того требует абзац 7 подпункта «б» пункта 38 Положения, подпункта «з» пункта 1 раздела VI Документации, отсутствует.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 26 Положения при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций в случае непредставления документов, установленных пунктом 38 Положения.

На основании изложенного, принимая во внимание, в составе заявки заявителя на участие в Предварительном отборе не представлено копии электронной квитанции (расписки), подтверждающей прием документов Пенсионным фондом Российской Федерации, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что орган по ведению реестра правомерно отказал Заявителю во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Т» на действия Д при проведении предварительного отбора №3/2-ПО/16 от 12.12.2016 на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора «выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе замене лифтов» (извещение №SBR037-1612120004), обоснованной.
  2. Признать Д нарушившим пункт 24 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3.  Выдать Д обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем отмены Протокола №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, внесения изменений в конкурсную документацию предварительного отбора, продления срока приема заявок на участие в предварительном отборе.

                                                                    

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   

                                                                                                                              

             

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны