Решение №Т17/09-223 Решение и предписание по делу № Т17/09-223 от 10 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                            тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/09-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.02.2017 года                       г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 09.02.2017 года 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/09-223 по жалобе ООО «С» на действия ГАУЗ ТО «М» при проведении запроса котировок К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ извещение №31604628246, в присутствии представителя ответчика ГАУЗ ТО «М» - </> (доверенность № 6 от 02.02.2017), в отсутствии представителя заявителя,

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 27.01.2017 поступила  жалоба ООО «С» (далее – заявитель) на действия ГАУЗ ТО «М» (далее – заказчик) при проведении запроса котировок К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ извещение №31604628246.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, указанной нормой Закона установлен исчерпывающий перечень действий (бездействия) заказчика, которые вправе обжаловать в антимонопольный орган участник закупки.

В свою очередь, ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Здесь также необходимо отметить, что со стороны заявителя заявки на участие в запросе котировок не поступало.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что с жалобами в антимонопольный орган могут обращаться не только лица, подавшие заявки на участие в конкурсной процедуре, а также иные лица (заявители), права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании изложенного, Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Из доводов жалобы следует, что, по мнению Заявителя, извещение было сформировано с нарушением действующего законодательства, установлены не верные характеристики к товару (монитор), а также документация вводит в заблуждение потенциальных участников закупки так как отсутствует количество поставляемого товара.

 В заседании комиссии Заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного запроса котировок, а также письменное мотивированное пояснение на жалобу заявителя, согласно которому Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными. Заявитель также пояснил, что по результатам вышеобозначеной закупки 23.01.2017 заключен договор на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ.

Комиссия, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела Решением наблюдательного совета Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «М» во исполнение требований  Закона о закупках  и в целях его реализации утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг в редакции от 02 ноября 2016 года.

Комиссией установлено, что указанное Положение о закупках размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Комиссией также установлено, что 30.12.2016 заказчиком размещено извещение №31604628246 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru о проведении запроса котировок №К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ.

В извещение №31604628246 вносились изменения 09.01.2017, 12.01.2017, данные изменения были внесены в соответствии с п. 7.11 Положения «Заказчик вправе любом этапе, но не позднее, чем за один день до окончания срока подачи котировочных заявок принять решение о внесении изменений в извещение и документацию о проведении запроса котировок».

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Главой 7 Положения определен иной способ закупки путем проведения запроса котировок.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Пунктом 15 извещения о проведении запроса котировок установлено, что количество поставляемого товара (объем оказываемых услуг, выполнения работ) установлен согласно приложению № 1 к извещению о проведении запроса котировок.

В ходе анализа документов и приложений, входящих в состав и являющихся неотъемлемой частью извещения, Комиссии пришла к выводу, что приложение № 1 отсутствует в составе извещения.

Представитель ответчика, участвовавший в заседании комиссии, пояснил, что в извещении была допущена ошибка, в составе извещения присутствует приложение № 1.1 в котором указанно необходимое количество поставляемого товара.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России провела анализ приложения № 1.1. к документации о проведении запроса котировок «Спецификация» и установила, что в данной таблице указанно только наименование товара, а также функциональные, технические, качественные характеристики товара. Предусмотренное извещением, а также п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, количество поставляемого товара в данной таблице отсутствует.

 Также, в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ответчика заявил, что объем (количество) поставляемого товара потенциальные участники могли определить из Приложения № 2 к техническому заданию.

Данный довод представителя ответчика Комиссия не приняла ввиду того, что предметом договора является как поставка аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, так и выполнение монтажных и пуско-наладочных работ.

В ходе анализа конкурсной документации и приложений Комиссия пришла к выводу о том, что приложение № 2 технического задания «Ведомость объемов работ № 1 монтаж видеонаблюдения» относится к выполнению монтажных работ и пуско-наладочных работ, а не к поставке необходимого товара.

Отсутствие в извещении количества поставляемого товара, предусмотренного Законом о закупках, ввело в заблуждение потенциальных участников, которые не смогли оценить объем поставляемого товара и принять участие в закупке, что в свою очередь привело к ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в не указании количества поставляемого товара.

Пунктом 5 Приложения № 1.1 к документации о проведении запроса котировок «Спецификация» установлены технические характеристики к поставляемому товару «Монитор» согласно которым он должен иметь контрастность не менее 80000000, вместе с тем Комиссией установлено, что данный параметр установлен не корректно, ввиду того, что контрастность – это отношение максимальной яркости экрана к минимальной яркости и определяется она виде отношения, т.е. данное требование должно было следующим образом «80000000:1».

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлено ненадлежащее требование к техническим характеристикам товара «Монитор».

 

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в заключении договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока, на обжалование результатов закупочной процедуры, в антимонопольный орган.

Как пояснил представитель ответчика в заседании Комиссии Тюменского УФАС России, договор был заключен 23.01.2017 в срок установленный Положением.

Положение о закупках содержит следующее: «Договор может быть заключен не ранее чем через пять и не позднее чем через десять дней со дня размещения в ЕИС протокола  рассмотрения и оценки котировочных заявок» (пункт 7.27 Положения).

17.01.2017 на официальном сайте был размещен итоговый протокол запроса котировок № 31604628246-01 от 16.01.2017, договор был заключен 23.01.2017.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела Положение о закупках, утвержденное заказчиком, не содержит требований к сроку заключения договора, без учета минимального срока в течении которого договор по результатам закупки не может быть заключен.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указанное нарушение со стороны заказчика привело к ограничению конкуренции, так как непосредственно были затронуты права ООО «С», т.к. во время подачи жалобы, договор по результатам закупочных процедур уже был заключен и, следовательно, реализация права на обжалование была лишена какого-либо юридического смысла.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика ГАУЗ ТО «М» при проведении запроса котировок К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ (извещение №31604628246),  нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите, пункта 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, а также в не указании в извещении количества поставляемого товара, предусмотренного Законом о закупках, что в свою очередь может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Северспецмонтаж» на действия ГАУЗ ТО «М» при проведении запроса котировок К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ (извещение №31604628246), обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУЗ ТО «М» нарушение пункта 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ГАУЗ ТО «М» обязательное для исполнения предписание о прекращении допущенного нарушения и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                     

 

Члены Комиссии:                                                                              

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                      тел. 25-21-02

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № Т17/09-223

 

 09.02.2017                                                                                                    г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения от 09.02.2017, принятого по результатам рассмотрения дела №Т17/09-223 по жалобе ООО «С» на действия ГАУЗ ТО «М» при проведении запроса котировок К-61/17 на поставку аппаратно-программного комплекса системы видеонаблюдения, выполнения монтажных и пуско-наладочных работ извещение №31604628246,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ГАУЗ ТО «М» в срок до 10.03.2017  устранить нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  путем приведения Положения о закупках в соответствии с указанным Законом о защите конкуренции в части установления срока заключения договора, ранее которого договор не может быть заключен.

2.Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России в течение 5 дней со дня исполнения предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии:                                                                      

 

Члены комиссии:                                                                             

                                              

                                                                                                  

 

                                                                                                   

       

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его 

Связанные организации

Связанные организации не указаны