Решение №Т17/115-223 Решение по делу №Т17/115-223 от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
  GRAPHIC1

GRAPHIC1

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/115-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.10.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 25.10.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

Члены комиссии:

Д – начальник отдела контроля органов власти

М – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/115-223 по жалобе А при проведении запроса котировок на выполнение работ в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области, извещение № 31705574632, в присутствии представителя ответчика А – К (доверенность № б/н от 12.10.2017), представителя заявителя В - Н (доверенность № б-н от 18.09.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 11.10.2017 (вх. № 7685) поступила жалоба В (далее – Заявитель, В) на действия А (далее – А, Ответчик, Учреждение, Заказчик) при проведении запроса котировок на выполнение работ в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области, извещение № 31705574632.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком во время проведения закупки 02.10.2017 в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) было размещено положение о закупке в новой редакции без размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, извещение о запросе котировок размещено в ЕИС менее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок. А также установление в документации о закупке требования о том, что оказание услуг по выполнению работы должно осуществляться по адресу конкретного участника, является незаконным и нарушает Закон о защите конкуренции.

На заседании представитель Ответчика пояснила, что в ЕИС 02.10.2017 было размещено изменение в Положение о закупках в редакции от 20.09.2017, а также Протокол о внесении изменений в Положение. При размещении в ЕИС протокола была допущена опечатка в части даты протокола. Вместо даты 20.09.2017 была ошибочно указана дата 20.08.2017, что является технической ошибкой. Также Ответчик сообщил, что изменения в Положение о закупках не повлияли на документацию о запросе котировок. В настоящее время ошибка исправлена, в ЕИС и 19.10.2017 размещен Протокол от 20.09.2017 о внесении изменений в Положение. Ответственные лица Заказчика будет привлечены к ответственности.

  • доводу относительно того, что оказание услуг по выполнению работы должно осуществляться по адресу конкретного участника, Ответчик пояснил, что Курганская область, Куртамышский район, аэродром авиационной организации – это место выполнения работ, а не юридический адрес О и подавать заявку на участие в закупке может любой желающий.

 

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей В и А, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением наблюдательного совета А (Протокол № 16 от 29.09.2015 г.) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд А (далее – Положение о закупках), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.

Положение о закупках является документом, регламентирующим закупочную деятельность А и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком 29.09.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov. Размещено извещение № 31705574632 о проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области.

Дата и время окончания срока подачи заявок – до 13 час. 00 мин. «04» октября 2017 г.

Дата и время подведения итогов - 13 час. 00 мин. «05» октября 2017 г.

Сведения о максимальной цене договора – 560 000 рублей.

Предмет закупки: Выполнение работы в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области.

В отношении довода Заявителя о том, что во время проведения закупки 02.10.2017 в ЕИС было размещено Положение о закупках без размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Положение № 908 от 10.09.2012) изменение в Положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с п. 4 настоящего положения в единой информационной системе документов, предусмотренных п. 12 настоящего положения.

Согласно пункту 12 Положения № 908 от 10.09.2012 для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с п.10 настоящего положения размещает электронный измененный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о Положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного п. 5 Положения №908 от 10.09.2012.

В соответствии с пунктом 5 Положения № 908 от 10.09.2012 изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

На основании вышеизложенного следует, что изменения в Положение о закупке считаются размещенными в ЕИС надлежащим образом при размещении документа, содержащего перечень внесенных изменений.

На рассмотрении материалов дела, комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в ЕИС на сайте www.zakupki.gov – 02.10.2017 был размещен Протокол о внесении изменений в Положение, при этом указана дата Протокола 20.08.2017. На момент рассмотрения настоящего дела по состоянию на 20.10.2017 Протокол от 20.09.2017 о внесении изменений в Положение, размещен.

Таким образом, согласно сведениям Официального сайта, Протокол о внесении изменений в Положение, был опубликован Заказчиком в Единой информационной системе лишь 19.10.2017, то есть, не находился в свободном доступе и не была доступна для потенциальных участников Закупки в течение всего периода проведения Закупки с момента публикации извещения о Закупки вплоть до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, что является нарушением ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

При этом, изменения в Положении о закупках не затрагивали порядок проведения запроса котировок и данное нарушение не могло повлечь дискриминацию и ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

По доводу Заявителя относительно того, что Извещение о запросе котировок размещено в ЕИС менее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 8 ст. 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Согласно п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с п.10.1 Положения о закупке, извещение о запросе котировок размещается на официальном сайте и сайте Заказчика не менее чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок.

В извещении указаны сроки подачи котировочных заявок с 9:00 30.09.2017 до 13:00 04.10.2017.

В соответствии с п.3 ст.4 Федеральный закон от 03.06.2011 № 107-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "Об исчислении времени" время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

Таким образом, срок подачи котировочных заявок составляет четыре с половиной календарных дня и два с половиной рабочих дня, что является нарушением п.8 ч.10 ст.4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в документации о запросе котировок сроков подачи котировочных заявок менее 5 дней, предусмотренных Положением о закупках.

 

По доводу Учреждения относительно того, что установление в документации о закупке требования о том, что оказание услуг по выполнению работы должно осуществляться по адресу конкретного участника, является незаконным и нарушает Закон о защите конкуренции комиссией установлено следующее.

В извещении о проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работы в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области в графе место выполнения указан Куртамышский район Курганская область, аэродром авиационной организации. По данному адресу по факту располагается О. Указанная Организация являлась участником закупки и победителем запроса котировок на право заключения договора. В настоящее время договор между А с О на выполнение работ в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе заключен.

В Приложении № 1 Извещения о проведении запроса котировок содержится Расчет стоимости работы к проекту договора. В Расчете стоимости работы указано место проведения работ «на аэродроме О по адресу Курганская область, г. Куртамыш, удаление от Тюмени 290 км».

Ответчик пояснил, что указание в Извещении о проведении запроса котировок, в расчете стоимости работ участника закупки О, является также технической ошибкой.

Согласно п.4 ч.7.1 Положения о закупках, в извещении о закупке должно быть указано место поставки товара, выполнения работ, оказание услуг.

На основании п.4 ч.7.3 Положения о закупках, документация закупочной процедуры должна включать место, условия и срок (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказание услуги.

В Извещении о проведении запроса котировок № 31705574632 местом выполнения работ является Куртамышский район Курганская область, аэродром авиационной организации.

В соответствии с п.3 Документации о проведении запроса котировок местом выполнения работы является Куртамышский район Курганская область, аэродром авиационной организации.

Таким образом, определенные Положением о закупках сведения о месте проведения работ, указаны в документации запроса котировок.

Вместе с тем, установление в документации запроса котировок требования к месту выполнения работ: «аэродром авиационной организации Куртамышского района Курганской области», место нахождения участника закупки О, содержит признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании участнику закупки преимущественных условий участия в закупке.

 

В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

На рассмотрении материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что договор с О заключен без установленного ст.18.1 Закона о защите конкуренции соблюдения сроков на обжалование.

В соответствии с п.10.12 Положения о закупках победителю запроса котировок в течение трех дней направляется уведомление об этом и предложение, о заключении договора на условиях, указанных в запросе котировок и предложении поставщика, и проект такого договора.

Пункт 10.13 Положения о закупках в случае, если в течение десяти дней после направления в соответствии с п.10.12 настоящего Положения уведомления, поставщик не направляет Заказчику подписанный им проект договора, либо протокол разногласий, он считается уклонившимся от заключения договора.

Согласно п.11.2 документации о проведении запроса котировок победителю запроса котировок в течение 3 (трех) календарных дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок Заказчик направляет уведомление и проект договора в 2 (двух) экземплярах на почтовый или электронный адрес, указанный участником закупки в заявке.

На основании вышеизложенного, в Положении о закупках Заказчиком не установлен срок заключения договора с соблюдения десятидневного срока на обжалование.

Пункт 11.3 документации о проведении запроса котировок победитель запроса котировок должен подписать договор и направить 2 (два) экземпляра заказчику в течении 3 (трех) календарных дней со дня получения указанного договора от заказчика.

Договор между А с О на выполнение работ в рамках сетевого проекта предпрофессиональной подготовки по направлениям допризывной подготовки к военной службе «Парашютист-десантник» в Куртамышском районе Курганской области был заключен на 6 (шестой) день.

Из положений ст. 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В Положении о закупках и конкурсной документации Заказчика не предусмотрен десятидневный срок обжалования, следовательно, не установление в Положении о закупках и конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В соответствии с действующим законодательством, Положение о закупке не должно противоречить Закону о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

Таким образом, заключение договора ранее десятидневного срока в нарушении части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного комиссия приходит к выводам, что действия Заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.3, п. 8 ч.10 ст.4 Закона о закупках, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции и содержит признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу В на действия А, обоснованной.

2. Признать в действиях А нарушение п.1 ч.1 ст.3, п. 8 ч.10 ст.4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч.4 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии С

 

Члены Комиссии: О

 

С

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны