Решение №Т17/29-223 Решение по делу № Т17/29-223 от 7 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ по делу № Т17/29-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2017 года                         г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 07.04.2017 года

                                                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России)  в составе:

         председателя Комиссии Тюменского УФАС России:

         и.о. заместителя руководителя управления 

         членов Комиссии Тюменского УФАС России:

         заместитель начальника отдела контроля за соблюдением

          законодательства

         специалист - эксперт отдела контроля органов власти

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/29-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «С» (далее – ООО «С», Заявитель) на действия Ф (далее - ФГАОУ ВО «Т», Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг (извещение №31704904031), в присутствии представителей ФГАОУ ВО «Т» - М. (доверенность № 12/17 от 29.03.2017), присутствующей 30.03.2017; Х. (доверенность № 11/17 от 28.03.2017) и Т. (доверенность №1-16/28 от 12.01.2016), присутствующих 30.03.2017 и 04.04.2017; в присутствии Генерального директора ООО «С» - А. (приказ №1 от 10.01.2017), присутствующего 30.03.2017,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 22.03.2017 поступила жалоба ООО «С» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, согласно п.14.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела № Т17/29-223 30.03.2017, Комиссией было принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы и назначить рассмотрение на 04.04.2017.

Из доводов жалобы следует, что ФГАОУ ВО «Т» нарушены принципы закупки товаров, работ и услуг, установленные п.2 ч.1 ст.3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и нарушены требования к проведению открытого аукциона в электронной форме, предусмотренные ст.17 Закона о защите конкуренции, а именно организатор закупки неправомерно установил в документации об аукционе в качестве критерия допуска к участию в аукционе требование, о включении участника в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители ФГАОУ ВО «Т» пояснили, согласно ч.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчик вправе предъявлять к участникам закупки иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:

-наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

-положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с ч.4.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Т» требования к участнику закупки указываются Заказчиком в  документации о закупке. В разделе Информационная карта документации о закупке «Иные дополнительные квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие» Заказчик указал требование, что участник закупки должен быть включен в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. Требование  обусловлено  объемом услуг и спецификой деятельности Заказчика.

Согласно ст. 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом №1 от 03.11.2016 Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «Т» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Т» (далее – Положение о закупке) и размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц  www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГАОУ ВО «Т» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении дела № Т17/29-223 Комиссией было установлено следующее.

Заказчиком 17.03.2017 года на официальном сайте размещено извещение №31704904031 о проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг, и размещена Документация об аукционе (далее – Документация об аукционе).

Согласно Документации об аукционе предметом договора является оказание клининговых услуг в объеме, определяемом в соответствии с потребностью Заказчика, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения и (одновременно) неотъемлемой частью Документации об аукционе.

Документация об аукционе включает в себя разделы:

-Общие требования к порядку проведения открытого аукциона в электронной форме;

-Документация об аукционе, включающая в себя описание состава, содержания, разъяснения и внесения изменений в Документацию об аукционе;

-Инструкция по подготовке и подаче заявки;

-Рассмотрение первых частей заявок;

-Порядок проведения аукциона;

-Рассмотрение вторых частей заявок;

-Заключение договора.

Также в Документацию об аукционе включены: информационная карта, являющаяся неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме; техническое задание (потребность заказчика) с приложениями; форма первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме; примерная форма второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно Положению о закупке ФГАОУ ВО «Т» закупки осуществляются следующими способами: конкурс, аукцион, в том числе открытый аукцион в электронной форме, а также процедурами без проведения торгов.

В пункте 4 Положения о закупке к участникам закупки установлены обязательные требования:

1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

2) правомочность участника закупки заключать договор;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о закупках;

8) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

Согласно п.4.2. Положения о закупке Заказчик вправе к участникам закупки предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:

1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.

При установлении указанных требований Заказчик обязан определить конкретные единицы их изменения.

Пунктом 4.3. Положения о закупке установлены требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются Заказчиком в документации о закупке.

В соответствии с извещением № 015АЭ-17 о проведении открытого аукциона в электронной форме, размещенном 17.03.2017 года на электронной площадке www.com.roseltorg.ru, предметом договора установлено оказание клининговых услуг в объеме, определяемом в соответствии с потребностью Заказчика, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения и (одновременно) неотъемлемой частью документации об аукционе.

Документация об аукционе ФГАОУ ВО «Т» содержит Информационную карту аукциона, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе. Согласно п.3.2 Документации об аукционе к участникам закупки Заказчик вправе предъявить и установить в «Информационной карте аукциона» иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки.

В Информационной карте разделом «Иные дополнительные квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие» установлены следующие требования:

1.Участник закупки должен обладать опытом по оказанию услуг сопоставимых с предметом настоящей закупки. Для подтверждения наличия соответствующего опыта участник закупки должен предоставить в составе заявки копии ранее заключенных и исполненных договоров предмет которых является аналогичным предмету закупки на сумму не менее 8 000 000 (восьми миллионов) рублей 00 коп. за период с 01.01.2015 по 01.03.2017, а также актов оказанных услуг к настоящим договорам, подписанных без замечаний. Участник закупки должен предоставить не менее 5 (пяти) указанных договоров и актов оказанных услуг к ним.

2.Участник закупки должен обладать положительной деловой репутацией на рынке услуг, являющихся предметом закупки. Для подтверждения наличия положительной деловой репутации участник закупки предоставляет в составе соей заявки копии положительных отзывов (рекламаций, благодарственных писем), полученных от контрагентов за период с 01.01.2015 по 01.03.2017. Участник закупки должен предоставить не менее 5 (пяти) положительных отзывов (рекламаций, благодарственных писем).

3.Участник закупки должен быть включен в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе.

4.Участник закупки должен обладать необходимыми финансовыми ресурсами. Для подтверждения наличия соответствующих финансовых ресурсов участник закупки предоставляет в составе соей заявки на участие в электронном аукционе копию бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 - 2016 гг.

Заявка Участника будет отклонена, в случае несоответствия Участника установленным требованиям или не представлением указанных документов в качестве подтверждения таких требований.

Таким образом, требования к участникам закупки, определенные Документацией об аукционе противоречит п.4.2 Положения о закупках ФГАОУ ВО «Т», в части установления требования о включении участника в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона о Закупках.

Комиссией Тюменского УФАС России было установлено, что в Документации об аукционе ФГАОУ ВО «Т», в нарушении п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, указаны требования к участникам закупки, не предусмотренные Положением о закупке.

Кроме того Комиссией Тюменского УФАС были выявлены дополнительные нарушения.

В Документации об аукционе ФГАОУ ВО «Т» определено, что отстранение участника закупки или отказ от заключения договора с победителем аукциона осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик или Единая комиссия Заказчика обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в Документации о закупке. Заявка участника будет отклонена, в случае несоответствия участника установленным требованиям или не представлением указанных документов в качестве подтверждения таких требований.

Согласно пп.12,13 ч.10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 Согласно п.6.4.9 Положения о закупке победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора была снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Пунктом 6.4.1 Положения указано: во всем, что не оговорено, к проведению аукциона применяются положения о проведении открытого одноэтапного конкурса.

Согласно п. 6.2.4.1. Положения закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.

В Документации об аукционе определено, что заявка участника будет отклонена, в случае несоответствия участника установленным в Документации требованиям или не представлением указанных документов, тогда как в Положении о закупке условия отклонения заявок не предусмотрены, следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не определен.

Комиссия пришла к выводу, что Положением о закупке ФГАОУ ВО «Т» не предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, в действиях ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг, нарушаются п.2 ч.1 статьи 3, пп. 9, 13 ч.10 статьи 4 Закона о закупках, ч.1 статьи 17 Закона о защите Конкуренции, выразившиеся в установленных Документацией об аукционе требованиях, не предусмотренных Положением о закупке и отсутствием в Положении о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.       Признать жалобу ООО «С» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг (реестровый номер аукциона: 31704904031), обоснованной.

2.       Признать ФГАОУ ВО «Т» нарушившим пункты 9 и 13 части 10 статьи 4; пункт 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.       Выдать ФГАОУ ВО «Т»   обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг ВО «Т» и в Документацию об аукционе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии                                                                      

Члены Комиссии:                                                                  

                                                                 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны