Решение №Т17/29-223 Решение по делу № Т17/29-223 от 7 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155
РЕШЕНИЕ по делу № Т17/29-223
Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2017 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 07.04.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России:
и.о. заместителя руководителя управления
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместитель начальника отдела контроля за соблюдением
законодательства
специалист - эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/29-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «С» (далее – ООО «С», Заявитель) на действия Ф (далее - ФГАОУ ВО «Т», Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг (извещение №31704904031), в присутствии представителей ФГАОУ ВО «Т» - М. (доверенность № 12/17 от 29.03.2017), присутствующей 30.03.2017; Х. (доверенность № 11/17 от 28.03.2017) и Т. (доверенность №1-16/28 от 12.01.2016), присутствующих 30.03.2017 и 04.04.2017; в присутствии Генерального директора ООО «С» - А. (приказ №1 от 10.01.2017), присутствующего 30.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 22.03.2017 поступила жалоба ООО «С» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, согласно п.14.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела № Т17/29-223 30.03.2017, Комиссией было принято решение о продлении срока рассмотрения жалобы и назначить рассмотрение на 04.04.2017.
Из доводов жалобы следует, что ФГАОУ ВО «Т» нарушены принципы закупки товаров, работ и услуг, установленные п.2 ч.1 ст.3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и нарушены требования к проведению открытого аукциона в электронной форме, предусмотренные ст.17 Закона о защите конкуренции, а именно организатор закупки неправомерно установил в документации об аукционе в качестве критерия допуска к участию в аукционе требование, о включении участника в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители ФГАОУ ВО «Т» пояснили, согласно ч.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Заказчик вправе предъявлять к участникам закупки иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:
-наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
-положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч.4.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Т» требования к участнику закупки указываются Заказчиком в документации о закупке. В разделе Информационная карта документации о закупке «Иные дополнительные квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие» Заказчик указал требование, что участник закупки должен быть включен в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе. Требование обусловлено объемом услуг и спецификой деятельности Заказчика.
Согласно ст. 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом №1 от 03.11.2016 Наблюдательным советом ФГАОУ ВО «Т» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Т» (далее – Положение о закупке) и размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГАОУ ВО «Т» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении дела № Т17/29-223 Комиссией было установлено следующее.
Заказчиком 17.03.2017 года на официальном сайте размещено извещение №31704904031 о проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг, и размещена Документация об аукционе (далее – Документация об аукционе).
Согласно Документации об аукционе предметом договора является оказание клининговых услуг в объеме, определяемом в соответствии с потребностью Заказчика, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения и (одновременно) неотъемлемой частью Документации об аукционе.
Документация об аукционе включает в себя разделы:
-Общие требования к порядку проведения открытого аукциона в электронной форме;
-Документация об аукционе, включающая в себя описание состава, содержания, разъяснения и внесения изменений в Документацию об аукционе;
-Инструкция по подготовке и подаче заявки;
-Рассмотрение первых частей заявок;
-Порядок проведения аукциона;
-Рассмотрение вторых частей заявок;
-Заключение договора.
Также в Документацию об аукционе включены: информационная карта, являющаяся неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме; техническое задание (потребность заказчика) с приложениями; форма первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме; примерная форма второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно Положению о закупке ФГАОУ ВО «Т» закупки осуществляются следующими способами: конкурс, аукцион, в том числе открытый аукцион в электронной форме, а также процедурами без проведения торгов.
В пункте 4 Положения о закупке к участникам закупки установлены обязательные требования:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать договор;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
6) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о закупках;
8) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
Согласно п.4.2. Положения о закупке Заказчик вправе к участникам закупки предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, в том числе:
1) наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
При установлении указанных требований Заказчик обязан определить конкретные единицы их изменения.
Пунктом 4.3. Положения о закупке установлены требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются Заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с извещением № 015АЭ-17 о проведении открытого аукциона в электронной форме, размещенном 17.03.2017 года на электронной площадке www.com.roseltorg.ru, предметом договора установлено оказание клининговых услуг в объеме, определяемом в соответствии с потребностью Заказчика, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения и (одновременно) неотъемлемой частью документации об аукционе.
Документация об аукционе ФГАОУ ВО «Т» содержит Информационную карту аукциона, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе. Согласно п.3.2 Документации об аукционе к участникам закупки Заказчик вправе предъявить и установить в «Информационной карте аукциона» иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки.
В Информационной карте разделом «Иные дополнительные квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие» установлены следующие требования:
1.Участник закупки должен обладать опытом по оказанию услуг сопоставимых с предметом настоящей закупки. Для подтверждения наличия соответствующего опыта участник закупки должен предоставить в составе заявки копии ранее заключенных и исполненных договоров предмет которых является аналогичным предмету закупки на сумму не менее 8 000 000 (восьми миллионов) рублей 00 коп. за период с 01.01.2015 по 01.03.2017, а также актов оказанных услуг к настоящим договорам, подписанных без замечаний. Участник закупки должен предоставить не менее 5 (пяти) указанных договоров и актов оказанных услуг к ним.
2.Участник закупки должен обладать положительной деловой репутацией на рынке услуг, являющихся предметом закупки. Для подтверждения наличия положительной деловой репутации участник закупки предоставляет в составе соей заявки копии положительных отзывов (рекламаций, благодарственных писем), полученных от контрагентов за период с 01.01.2015 по 01.03.2017. Участник закупки должен предоставить не менее 5 (пяти) положительных отзывов (рекламаций, благодарственных писем).
3.Участник закупки должен быть включен в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе.
4.Участник закупки должен обладать необходимыми финансовыми ресурсами. Для подтверждения наличия соответствующих финансовых ресурсов участник закупки предоставляет в составе соей заявки на участие в электронном аукционе копию бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 - 2016 гг.
Заявка Участника будет отклонена, в случае несоответствия Участника установленным требованиям или не представлением указанных документов в качестве подтверждения таких требований.
Таким образом, требования к участникам закупки, определенные Документацией об аукционе противоречит п.4.2 Положения о закупках ФГАОУ ВО «Т», в части установления требования о включении участника в ЕГРЮЛ в течение не менее чем 8 (восьми) лет до момента подачи заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона о Закупках.
Комиссией Тюменского УФАС России было установлено, что в Документации об аукционе ФГАОУ ВО «Т», в нарушении п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках, указаны требования к участникам закупки, не предусмотренные Положением о закупке.
Кроме того Комиссией Тюменского УФАС были выявлены дополнительные нарушения.
В Документации об аукционе ФГАОУ ВО «Т» определено, что отстранение участника закупки или отказ от заключения договора с победителем аукциона осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик или Единая комиссия Заказчика обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в Документации о закупке. Заявка участника будет отклонена, в случае несоответствия участника установленным требованиям или не представлением указанных документов в качестве подтверждения таких требований.
Согласно пп.12,13 ч.10 ст. 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п.6.4.9 Положения о закупке победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора была снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Пунктом 6.4.1 Положения указано: во всем, что не оговорено, к проведению аукциона применяются положения о проведении открытого одноэтапного конкурса.
Согласно п. 6.2.4.1. Положения закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
В Документации об аукционе определено, что заявка участника будет отклонена, в случае несоответствия участника установленным в Документации требованиям или не представлением указанных документов, тогда как в Положении о закупке условия отклонения заявок не предусмотрены, следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не определен.
Комиссия пришла к выводу, что Положением о закупке ФГАОУ ВО «Т» не предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, в действиях ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг, нарушаются п.2 ч.1 статьи 3, пп. 9, 13 ч.10 статьи 4 Закона о закупках, ч.1 статьи 17 Закона о защите Конкуренции, выразившиеся в установленных Документацией об аукционе требованиях, не предусмотренных Положением о закупке и отсутствием в Положении о закупке порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «С» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 015АЭ-17 на оказание клининговых услуг (реестровый номер аукциона: 31704904031), обоснованной.
2. Признать ФГАОУ ВО «Т» нарушившим пункты 9 и 13 части 10 статьи 4; пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать ФГАОУ ВО «Т» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке товаров, работ, услуг ВО «Т» и в Документацию об аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.